Top.Mail.Ru

Правила употребления синонимов и антонимов (русский язык, 3 класс)

Русский язык отличается многообразием лексических конструкций. Есть слова, которые имеют одинаковое значение, а другие — противоположное. На уроках русского языка в 3 классе изучают синонимы, антонимы и правила их употребления. Они помогают узнать, как нужно употреблять конструкции, чтобы правильно передать смысл читателю или собеседнику, сделать речь красивой и понятной.

Синонимы и антонимы

Примеры синонимов

К лексическим инструментам относятся синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Есть слова с одинаковым значением, которые пишутся по-разному. Важно помнить, что синонимы всегда являются одной частью речи, но если они отличаются эмоциональной окраской, то могут относиться к разным стилям речи. Ряд слов образует синонимическую цепочку.

Пример: смеяться — хохотать — заливаться; аноним — неизвестный — незнакомый. Отличаются оттенками значений. Но есть и абсолютные синонимы. К таким относится ряд азбука — букварь. Появление синонимов обусловлено желанием придать эмоциональную окраску или появлением заимствования.

Синонимы

Употребление синонимов делает речь богатой, позволяет заменять слова авторам литературных произведений. Это помогает подобрать конструкции, которые будут уместными в определённом контексте:

  1. Ветер — ураган.
  2. Красивый — привлекательный.
  3. Юность — молодость.
  4. Красный — алый.

Синонимами могут выступать фразеологизмы — устойчивые выражения. Конструкцию «водить за нос» легко заменить на «обманывать».

Виды антонимов

В русском языке есть слова, у которых значение абсолютно противоположное. Это конструкции одной части речи. У многозначных слов может быть несколько антонимов. С их помощью предметы и явления показывают с разных сторон. Они нужны для характеристики с помощью контраста, крайней противоположности.

Слова делают речь точной и богатой, помогают передать мысли и эмоции. Существуют специальные словари. В них можно найти такие пары:

Антонимы

  1. Счастье — горе.
  2. Близко — далеко.

Среди антонимов есть однокоренные слова. Чтобы придать им противоположный смысл, добавляют частицу не-, анти-, без-. Например, радостный — безрадостный. Можно сделать вывод, что антонимы выражают разное значение:

  1. Временно́е (день — ночь).
  2. Пространственное (внутри — снаружи).
  3. Качество (хорошо — плохо).
  4. Количество (много — мало).

Все они помогают при сравнении предметов или явления. Нет антонимов среди числительных, местоимений, имён собственных. Есть слова, к которым нельзя найти противопоставление. Тогда слово подбирают в переносном значении.

Употребление конструкций

Существуют и однокоренные антонимы. У них один корень, но противоположные по значению приставки (вставить — выставить, весёлый — невесёлый). С помощью противопоставления легко нарисовать картины окружающего мира, подчеркнуть оттенок качества одного предмета на фоне другого. Это видно на примере высказываний известных мыслителей:

Синонимы и антонимы правила (русский язык 3 класс)

  1. «От плохого начала и конец бывает плохой» (Еврипид).
  2. «Радости забываются, а печали — никогда» (М. Ю. Лермонтов).
  3. «Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло» (Ф. Вольф).
  4. «И злой, и добрый — каждый за свои поступки получает воздаяние» (И. Гёте).

Антонимы часто встречаются в пословицах и поговорках. На их примере происходит обучение школьников. Высказывания помогают понять и запомнить житейские мудрости. Крылатые выражения закладывают в сознание детей моральные нормы. Краткие выражения запоминать намного легче (Утро вечера мудренее. Сначала густо, а под конец пусто).

В семантическом ряду синонимов (бой — битва — сеча — сражение) первое слово является общим по смыслу. Второе и четвёртое слово — книжные. Третье носит архаичный оттенок. Чтобы правильно использовать синонимы, нужно чувствовать эмоциональность и экспрессивность слов.

Лексические конструкции помогают точно выразить мысли (влажный, мокрый), придают словам окраску (шмякнулся, брякнулся), помогают избежать тавтологии, соединяют соседние предложения в тексте.

В третьем классе детям предлагают игру «Найди пару». Учащиеся подбирают синонимы к уже имеющимся словам (огонь — пламя, чистый — аккуратный, печаль — горе, солдат — воин). Затем нужно поставить вопрос, чтобы ученики увидели, что он одинаковый. В старших классах знакомятся с функциями синонимов: уточнения, усиления, противопоставления, замещения, сопоставления.

Синонимы и антонимы — это лексические средства выразительности речи. Их используют в художественной литературе, журналистике и прочих видах повествования. Такие конструкции помогают говорить не только правильно, но и красиво.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector