Top.Mail.Ru

Какие бывают лица местоимений в русском языке

Задача частей речи — отражение грамматических признаков и синтаксической роли какого-либо слова. В зависимости от того, что хочет сказать человек и какую цель преследует, он использует существительные, глаголы, прилагательные и другие лексемы, имеющие ряд признаков. Местоимения, например, указывают на предмет или его свойства. Эта часть речи играет важную роль в русском языке. В ней выделяют такой важный постоянный морфологический признак, как лица местоимений.

Ученики на уроке

О части речи

Местоимение — это часть речи, относящаяся к разряду самостоятельных. Оно указывает на предмет, признак, количество, но не называет его. Может заменять имена существительные и прилагательные, а также наречия.

В тексте местоимения могут быть как главными членами предложения (подлежащими), так и второстепенными (дополнениями, определениями и обстоятельствами). Роль их очень велика. Они помогают разнообразить речь и письмо, сделать их благозвучнее и богаче, избежать лексических повторов и избыточности.

Выделяемые разряды

Главным критерием деления этой части речи является её значение. Выделяют девять разрядов или классов, представленных в списке «Разряды местоимений».

«Разряды местоимений»

Личные местоимения

Из самого́ названия этого разряда становится ясно, что личные местоимения указывают на какое-либо лицо (явление или предмет), но не называют его. Эта группа чаще остальных используется в речи и является её неотъемлемой частью. Неизменяемыми признаками считаются категории лица и число, а изменяемым — падеж. В словах этого разряда выделяют три лица, которые также изменяются по числам — единственному и множественному. Деление на лица представлено в таблице «Лица в русском языке».

Я, мы

Личные местоимения

Единственное число — местоимение «я», обозначающее человека, говорящего о себе. Пример: Витя сказал: «Я сегодня не пойду гулять. Я болен».

Множественное число — местоимение «мы», обозначающее действие, когда человек говорит о себе и другом лице.

Примеры: Мы вместе встречали рассвет. Мы видели птицу. Мы были сильно удивлены. Синтаксическая роль: является подлежащим.

Ты, вы

Единственное число — «ты», указывает на собеседника. Примеры: Ты видел. А ты знаешь? Ты согласен со мной?

Множественное число — «вы», используется аналогично единственному числу. Пример: вы слышали новость? Вы прекрасно выглядите, Анна Павловна. Дедушка, Вы не устали? Наталья Михайловна, Вы могли бы повторить, я не успел записать? Синтаксическая роль: может являться подлежащим, при изменении по падежам — дополнением.

Кроме обозначения множественного числа слово «вы» является вежливой формой обращения к человеку. Употребляется в случае обращения к незнакомым людям или к тем, кто старше человека по возрасту или выше по должности.

Он, она, оно, они

Единственное число — местоимения «он», «она», «оно» указывают на человека, не участвующего в разговоре, а также на какой-либо предмет, явление. Примечание: местоимения единственного числа третьего лица изменяются по родам: Он высокий. Она была смущена. Оно плыло по небу. Он и она — это прекрасная пара.

Множественное число — «они», указывает на несколько человек, не участвующих в разговоре, или несколько предметов и явлений. Слово не изменяется по родам и является общим для обозначения множественного числа любого рода. Примеры: Девочки гуляли, все они были в красных платьицах. У мальчиков сломалась машинка, и они были расстроены. Облака заволокли солнце, они были дождевыми. Синтаксическая роль: местоимение является сказуемым, при изменении по падежам — дополнением.

Склонение слов — это изменение их формы по падежам. При этом смысл слов не меняется, а лишь уточняется их лексическое значение. Залог красивой и правильной речи — верное склонение слов и их употребление. В таблице «Склонение личных местоимений» представлены правильные формы изменений слов по падежам.

«Склонение личных местоимений»

Следует помнить, что выражения ихний, тамошний и другие искажения, отходящие от нормы верного произношения, являются неверными. Их нельзя употреблять в речи.

Морфологический разбор

Умение различать лица слов и знать их падежные формы обязательно при морфологическом разборе. Под этим понятием подразумевается полная грамматическая характеристика слова. План разбора выглядит следующим образом:

  1. Что обозначает: предмет, признак, количество.
  2. Морфологические признаки: начальная форма, разряд, лицо (если имеется), падеж, число, род.
  3. Член предложения.

Пример морфологического разбора: Отец сказал, что каждому следует иметь свою точку зрения на произошедшую ситуацию. Я согласен с ним. Каждому (человеку) — местоимение:

  • указывает на признак (гражданину какому?);
  • морфологические признаки: начальная форма — каждый, определительное, дательный, единственное число, мужской род;
  • является согласованным определением.

Проведя довольно долгое время с дедушкой, я понял, как с ним может быть интересно. Дед Егор рассказывал забавные истории из своей молодости. С ним — местоимение:

  • обозначает лицо (беседовал с кем?);
  • морфологические признаки: начальная форма — он, личное, третье лицо, творительный падеж, ед. число, мужской род;
  • является дополнением.

Ребёнок задел вазу, и она разбилась. Уже ничего нельзя было сделать. Ничего — местоимение:

  • обозначает отсутствие предмета (что?);
  • морфологические признаки: нач. форма — никто, неопределённое, именительный падеж, ед. число, мужской род;
  • может быть разным членом предложения.

Необходимость использования

Одним из критериев красивой речи является отсутствие повторений и тавтологических выражений, которые делают её обрывистой, невыразительной и поверхностной. Увидеть важность употребления местоимений поможет следующий пример: «Аня продекламировала стихотворение очень выразительно. За день до этого Аня долго и упорно репетировала выступление. И выступление прошло хорошо. Неизвестный человек даже бросил Ане некоторое количество цветов на сцену».

Замена слов: «За день до этого она долго и упорно репетировала выступление, и оно прошло хорошо. Кто-то даже бросил ей несколько цветов на сцену».

Ученики слушают учителя

Анализируя приведённый пример, можно заметить, какой живой и выразительной делает речь использование местоимений. Они также позволяют заменять словосочетания на более ёмкие и понятные слова, что помогает легче воспринимать речь и сразу понимать, какой смысл вложил человек в нее. Напротив, пренебрежение этой частью речи создаёт впечатление, что говорящий обладает скудным лексиконом, его неприятно слушать.

Итак, местоимения очень важны в речи, а в отдельных случаях даже незаменимы. Следует знать, какие бывают разряды местоимений, а также то, как определить при необходимости их лица и выделить значимые признаки.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector