Top.Mail.Ru

Доклад «Организм человека» по окружающему миру в 3 классе

Изучение организма человека на окружающем мире в 3 классе необходимо для понимания, какие процессы в нем возникают и что может на это повлиять. В дальнейшем полученные знания пригодятся на уроках биологии при более детальном изучении анатомии. При составлении доклада или проекта следует рассказать об организме, упомянуть все научные направления, занимающиеся этим вопросом.

Организм человека

Науки о человеке

Помимо предмета Окружающий мир в 3 классе, тему человека и его организма изучает биология, которая включает в себя сразу несколько направлений:

  • анатомия;
  • физиология;
  • гистология;
  • гигиена;
  • антропология.

Только объединив все данные, являющиеся предметами изучения этих направлений, можно получить целостное представление, что такое организм.

Человеческая анатомия

Человеческая анатомия

Эта наука изучает строение организма. Она описывает органы и системы, их структуру и местонахождение. Согласно рабочей программе Плешакова, части тела человека в 3 классе изучаются менее подробно, в общем виде.

Важным разделом научного направления является топографическая анатомия, которая изучает взаимное расположение тканей, органов и систем.

Анатомия подразделяется на нормальную и патологическую. Первая изучает строение и взаимное расположение органов и систем в здоровом состоянии. Вторая описывает особенности организма, подверженного каким-либо изменениям в результате заболеваний. Это направление занимается диагностикой патологий, проявляющихся структурными изменениями органов и тканей, из которых они состоят.

Учения о работе внутренних органов

Задачей этого научного направления является рассмотрение работы систем и органов начиная с клеточного уровня. По аналогии с анатомией, физиологию можно разделить на нормальное и патологическое направления, в зависимости от того, какое состояние органов она изучает. Без знаний в этой области невозможны не только постановка диагноза, но даже и примерное предположение о механизме развития патологического процесса.

Строение тканей

Строение тканей

Можно сказать, что наука гистология представляет собой ту же анатомию, но на микроскопическом уровне. Она описывает строение ткани — особенности структуры и дифференцировки клеток, их взаимодействия, взаимное расположение.

Специфика деятельности каждого из органов диктует варианты дифференцировки клеток, поэтому специалист по внешнему виду клетки под микроскопом может определить не только орган, из которого она была взята, но и функциональное состояние.

Практическое применение наука находит при диагностике (как прижизненной, так и посмертной) множества нормальных и патологических состояний организма.

Гигиена — путь к здоровью

Гигиену с уверенностью можно назвать наукой о сохранении здоровья. Это целый свод правил, соблюдение которых препятствует развитию заболеваний, а также их передаче.

Если говорить об этой области знаний, гигиена граничит с целым рядом других наук, касающихся здоровья организма: валеологией, эпидемиологией. Она описывает как требования к здоровому образу жизни, так и комплекс мер профилактики различных нарушений. Например, знакомое всем с детства «Мойте руки перед едой» — одна из этих мер.

Что такое антропология

Это наука, на первый взгляд, не относящаяся непосредственно к строению организма, тем не менее изучает процесс его формирования и становления в историческом аспекте. Благодаря данным, добытым и сопоставленным историками и археологами, ученые-антропологи смогли составить представление, каким образом и под влиянием каких процессов сформировался организм человека в том виде, в котором он существует сейчас.

Единое целое

Основополагающим принципом устройства живого организма является крайне тесная взаимосвязь между различными органами и системами, несмотря на существенные различия в их внешнем виде, строении и местоположении. Например, при поражении какой-либо патологией одного из органов, это неизбежно сказывается на работе ряда других.

Именно из этого принципа и вытекает постулат, который школьники нередко слышат из уст учителя биологии на соответствующих занятиях — «Организм — единое целое». Это утверждение очень точно характеризует принцип строения живого организма.

С этой точки зрения, слаженное взаимодействие всех органов и систем — это и есть здоровье.

Знание местоположения каждого из органов и основных закономерностей их взаимодействия позволяет с высокой степенью вероятности определять очаг заболевания, и даже механизмы его развития, имея в распоряжении несколько симптомов. Именно обладание подобными навыками является целью изучения различных аспектов анатомии и физиологии на первых курсах высших учебных заведений медицинского профиля.

Неврологическая сфера

Нервная система выступает в роли координатора работы всех органов. Ей подчинены все функции и виды активности:

  • мышление;
  • речь;
  • движение (нервная система координирует как осознанные, так и те, что человек совершает неосознанно. Примером строго контролируемой мозгом неосознанной двигательной активности можно считать дыхание).

Неврологическая сфера

Немаловажной функцией периферической части нервной системы (к которой относятся нервные окончания, волокна и стволы) является доставка в мозг (ЦНС) информации с периферии. В дальнейшем она подвергается обработке в соответствующих в центрах. Именно такой сбор и анализ информации позволяет мозгу точно и безошибочно руководить организмом.

К центральной нервной системе относят головной и спинной мозг. К периферической — нервные стволы, волокна и окончания (рецепторы).

Сердце, сосуды и кровь

Сердце представляет собой полый мышечный орган, разделённый на 4 отдела специальными перегородками. Независимо от состояния организма (сна или бодрствования) оно, выполняя, по сути, функцию насоса, прокачивает литры крови, которая циркулирует по кровеносным сосудам, включая самые мельчайшие, пронизывающие все ткани организма. Именно таким образом осуществляется доставка к клеткам питательных веществ и кислорода.

Они растворены в крови, и при поступлении её в мельчайшие капилляры, усваиваются живыми клетками.

Сердце, сосуды и кровь

Кроме того, кровь выполняет ещё одну важнейшую функцию — эвакуацию продуктов обмена веществ из периферических тканей. Сосуды, по которым кровь течет к органам, называются артериями, а уводящие её в обратном направлении — венами. Эти разновидности сосудов имеют ряд структурных отличий. В частности, мышечный слой артериальной стенки более выражен, благодаря чему артерии способны пульсировать. Венозные сосуды имеют более широкий просвет и более тонкую мышечную стенку. Выраженная пульсации для вен не характерна.

Давление в сосудистом русле контролируется как нервной системой, так и эндокринной, и зависит от объема циркулирующей крови, условий, в которых находятся организм, физической нагрузки или её отсутствия.

Желудочно-кишечный тракт

Эта система органов является тем самым путем, по которому в организм поступают питательные вещества. Они расщепляются специальными ферментами на составные части и через стенку желудка и кишечника всасываются в кровь. Деятельности пищеварительной системы помогают относящиеся к ней железы:

Желудочно-кишечный тракт

  • печень, осуществляющая внешнюю секрецию — выделение желчи, расщепляющей жиры;
  • поджелудочная железа (для нее характерна комбинированная секреция: она выделяет пищеварительные ферменты, поступающие по выводным протокам в просвет тонкого кишечника, и гормоны, осуществляющие свою активность в крови).

Обеспечение газообмена

Обеспечение газообмена

Кислород попадает в кровь, проникая через тончайшую мембрану структур, локализованных в легких — альвеол, куда он проникает по многократно разветвленному бронхиальному дереву. Оно представляет собой сложную систему трубок. Двигаясь от носовой полости по верхним и нижним дыхательным путям, воздух проходит процесс очистки от различных примесей, находящихся в нём, а также согревается.

Там же, в лёгких происходит выведение из организма углекислого газа — одного из продуктов обмена веществ.

В процессе циркуляции крови по мельчайшим капиллярам это вещество проникает из крови в альвеолы, а оттуда через бронхи при выдохе выделяется в окружающую среду.

Опорно-двигательный аппарат

К этой системе относятся:

  • костный скелет человека;
  • связки;
  • мышцы и сухожилия, посредством которых мышцы прикрепляются к костям.

Опорно-двигательный аппарат

В совокупности органы опорно-двигательного аппарата обеспечивают передвижение организма в пространстве. Особенностью мышечной ткани является её насыщенность белками и богатое кровоснабжение. Именно эти свойства позволяют мышцам при повышенной нагрузке развиваться, увеличивать объём и выносливость.

На субъективном уровне хорошее самочувствие возможно только при хорошо скоординированной работе всех органов и систем. В противном случае, даже при незначительном первичном нарушении, расстройства будут формироваться по принципу цепной реакции, что проявится соответствующей симптоматикой. Доклад об организме человека в 3 классе содержит определения органов и систем, а также информацию об их расположении. Более детально эти темы поднимаются в сообщениях по биологии в старшей школе.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector