Top.Mail.Ru

Русская поэзия и анализ сочинений поэтов Серебряного века

Серебряный век — образное название в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX века. Поэты Серебряного века в сочинениях своих заявляли об изменениях моральных ценностей, утрате веры в силу научного прогресса. Этапом зарождения Серебряного века стал переход модернизма как идеологии из европейской культуры в русскую.

Поэты серебряного века

Этапы развития

Временны́е рамки Серебряного века русской поэзии не могут быть определены с точностью до года. Как правило, открытие его приписывают Н. Минскому и Д. Мережковскому с появления манифеста «О причинах упадка современной русской литературы» (1893) и выхода в свет первых выпусков альманаха «Русские символисты» (1894). Если же о начале «творческого возрождения в русской литературе» как таковых споров нет, то отношение к окончанию этого периода разное. Многие писатели и критики придерживаются разных точек зрения. Серебряный век закончил свое существование как литературный период:

Блок и Гумилев

  • со смертью А. Блока и расстрелом Гумелева в 1921 году;
  • с утратой независимой от Советского государства литературной жизни (1928−1929 годы);
  • после самоубийства В. Маяковского (1930);
  • с появления в русской литературе понятия соцреализм и расцвета советской прозы (вторая половина 1930-х годов).

Проникая в русскую культуру, модернизм осел на благодатную почву. В стране наблюдался идеологический застой, что привело отходу от классической литературы, к поискам нового стиля и радикальному пересмотру литературных форм.

Как правило, модернизм — это:

  • отражение реальности и ее противоположности;
  • относительность абсолютной истины;
  • обрывочное и эпизодичное написание произведения;
  • наличие нескольких героев имеющих противоположенный взгляд на изложенные события и факты.

При этом не стоит забывать, что модернизм в России укреплялся как лирическое направление, и в русской культуре стал равен понятию «поэзия Серебряного века».

Литературные направления

Укрепившись на русской земле, модернизм моментально распался на несколько независимых течения, без краткого описания которых невозможно представление о судьбе и творчества поэтов революционной эпохи:

Поэты-акмеисты

  1. Символизм — характеризуется большим применением в поэзии символики, недосказанности, намеков, таинственных образов. Русский символизм делится на старших символистов — основоположников символизма в России (Д. Мережковский, Ф. Сологуб, З. Гиппиус, В. Брюсов, Вяч. Иванов, К. Бальмонт) и младосимволистов — это литераторы, заявившие о себе в 1900-е годы (А. Блок, С. Соловьев, А. Белый, Эллис).
  2. Акмеизм — литературное течение открытое в 1912 году и вытекшее из символизма и противостоящее ему. Акмеисты провозглашали материальность, точность слова и конкретность образов (Н. Гумилев и А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам).
  3. Новокрестьянские поэты — условное собирательное название группы поэтов начала XX века, вышедших из крестьянского класса. Их творчество обращено к теме деревенской России, преобладают ноты природы и фольклора (Н. Клюев, С. Есенин, А. Ширявцев, П. Орешин, С Клычков)
  4. Имажинизм — направление, в котором во главу угла ставится образ. Основное выразительное средство имажинистов — метафора. Для их лирики характерен эпатаж и анархические мотивы. Предшественником имажинизма принято считать эгофутуризм (А. Мариенгоф, В. Шершеневич, С. Есенин).
  5. Футуризм. Анализируя творчество писателей, придерживающегося этого течения стоит отметить особенности творчества: бунтарство, анархичность мировоззрения, выражения массовых настроений толпы, отрицание культурных ценностей, эксперименты по созданию «нового языка», отрицание привычных норм стихосложения, ориентир на лозунги и ритм, привлечение в сочинениях культа образа города в поэзию Серебряного века.

Футуризм не был единым изначально с момента своего возникновения в 1910 году.

Он разделился как на классовом уровне, так и на идеологическом:

Эгофутуристы поэты

  • Эгофутуризм — явление кратковременное, просуществовал в течение 1910-х годов. Характеризовался частым использованием иноязычных слов и показным себялюбием (И. Северянин, В. Шершеневич, Г. Иванов, Р. Ивнев).
  • Кубофутуризм — появился в 1913 году, как противопоставление эгофутуризму, и объединял в себе принципы кубизма (изображение объекта с разных сторон, подчеркивая его свойства, использование простых форм) и футуризма (В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский и другие).
  • «Мезонин поэзии» — направление просуществовало менее года. Образовано в 1913 году В. Шершеневичем. Считалось умеренным крылом футуризма.
  • Центрифуга — особенностью этого ответвления было то, что большее внимание уделялось не самому слову, а интонационно-ритмическим и синтаксическим структурам. Образовано в 1913 году и просуществовало до 1922 года (Б. Пастернак, Н. Асеев, И. Аксенов).

В то же самое время существовали и другие объединения поэтов, но большого влияния на общую тематику поэзии постреволюционных годов они не оказали. Это были скорее объединения по политическим и идеологическим убеждениям, чем литературным: ЛЕФ (выступающие за чистоту пролетарской поэзии), Сатириконовцы (литераторы, консолидирующиеся вокруг журнала «Сатирикон», и высмеивающие всех и все), Ночиевоки (молодые поэты, отрицающие академический русский язык и увлекшиеся модой того времени на сокращение слов и аббревиатуры), ОБЭРИУ (объединение литераторов, которых власть ограничивала в занятии литературой).

Эпоха трагических судеб

Начало XX века можно в полной мере считать одним из самых трагических периодов в русской литературе. Многие известные писатели вышли на поэтический Олимп на гребне революционной волны и развития свобод в России.

Но с приходом советской власти их мировоззрение и философия оказались чуждыми политической идеологии нового государства, из-за чего судьбы многих поэтов сложились трагически: кто-то был расстрелян (Н. Гумилев), кто-то умер в нищете и в забвении (А. Блок, В. Хлебников, В. Брюсов), большинство уехали в иммиграцию (С. Черный, Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережковский и многие, многие другие).

Поэты с трагической судьбой

Те же кто остался или были репрессированы (Н. Клюев, О. Мандельштам), или пришлось отойти от активной литературной деятельности и перейти к драматургии, сценариям, прозе и детской литературе (К. Чуковский), а кто-то, разочаровавшись в жизни, покончил с собой (С. Есенин, В. Маяковский, М. Цветаева).

Серебряный век русской поэзии это был настолько разнообразный и неоднозначный период русской литературы, что до сих пор ведутся исследования этого «явления», а его влияние на развитие все литературы переоценить невозможно, и оно до сих пор сказывается на творчестве современных поэтов.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector