Лирика Пушкина: основные мотивы и темы творчества

Александр Сергеевич Пушкин — один из наиболее ярких представителей отечественной литературы начала XIX столетия, внесших неоценимый вклад в развитие русского языка и культуры. Анализ основных мотивов лирики Пушкина позволит понять мировоззрение классика и узнать, под гнетом каких исторических событий сформировалась его уникальная творческая личность.

Лирика Пушкина

Краткая биография

Великий русский поэт родился 26 мая 1799 года в небогатой дворянской семье. В возрасте двенадцати лет юный Александр поступил на учебу в Царскосельский лицей, где получил блестящее образование.

Лицейские годы стали лучшими в жизни поэта. Во время учебы он познакомился с будущими друзьями: А. Дельвигом, И. Пущиным и В. Кюхельбекером. Общение с ними во многом сформировало личность Пушкина.

Пушкин в лицее

Первые стихи были написаны автором в возрасте семи лет. Они были шуточными и не имели никакого отношения к серьезной литературе. Явный талант Пушкина проявился в год его пятнадцатилетия, когда он написал стихотворение «К другу» (1814). Произведение было высоко оценено самим Г. Державиным. В разговорах с современниками он называл Александра юным дарованием и прочил ему великое литературное будущее.

Стихотворная полемика, характе́рная для раннего периода творчества автора, имеет очевидное романтическое направление. Несмотря на то что Пушкина нельзя было назвать декабристом, он общался со многими представителями этого движения, пропагандирующими свободу и свержение царских устоев. В начале 1820-х годов автор создал такие произведения, как «К Чаадаеву» (1818), «Разлука» (1817), «Руслан и Людмила» (1820), насыщенные идеями непокорности и свободы человеческой воли.

Из-за своего вольнодумия Пушкин впал в немилость власти и уехал в ссылку на юг, где начался второй, переходный период его творчества. На Кавказе автор написал свои знаменитые романтические поэмы «Кавказский пленник» (1820) и «Бахчисарайский фонтан» (1823), принесшие ему популярность и всеобщее признание.

В 1823 году Пушкин вновь столкнулся с властями. Причиной конфликта стало письмо поэта, адресованное одному из его лучших друзей, В. Кюхельбекеру. Кратко говоря, в письме не было никакой порочащей автора информации. Поводом к аресту выступила его связь с представителями реакционного движения и вольные мысли, которые он высказывал в своих произведениях. Голос поэта звучал громко, к нему прислушивались молодые умы отечества, поэтому Пушкина решили изолировать от общества и отправили в ссылку в Михайловское.

Пушкина сослали в Михайловское

В изгнании, продлившемся более трех лет, поэт жил в уединении. Компанию ему составляла лишь его пожилая няня Арина Родионовна. Женщина знала множество фольклорных произведений и пересказывала их автору. Часть ее рассказов легла в основу стихотворных сказок автора. Ссылка закончилась в 1826 году. За ее период было создано произведение «Борис Годунов» (1825). Кроме того, находясь в Михайловском, автор вел активную работу над своим бессмертным романом в стихах «Евгений Онегин».

На пороге своего тридцатилетия Пушкин познакомился с юной Натальей Гончаровой, которая была вдвое его моложе. Их свадьба состоялась в феврале 1831 года.

Жена поэта пользовалась вниманием мужчин, среди которых был молодой кавалергард Ж. Дантес. Соперничество законного мужа и настойчивого поклонника Гончаровой переросло в дуэль, в ходе которой великий русский поэт был убит 27 января 1837 года.

Тема любви и отношений

Главной особенностью лирики Пушкина является ее автобиографичность. Жизненный опыт автора, пропущенный сквозь призму его сознания, незамедлительно превращался в стихи, являвшиеся для него своеобразными дневниковыми записями.

Любовная лирика автора, принадлежащая к начальному периоду его творчества, отличается легкостью и игривостью. Характе́рными стихотворениями раннего этапа являются произведения «Красавице…» (1814) и «К Наталье» (1813).

Пушкин на Кавказе

Мировоззрение поэта серьезно меняется, когда он отправляется в ссылку на Кавказ, где пишет романтические стихи, наполненные мотивами светлой грусти по упущенным возможностям. Лирический герой Пушкина образца южного периода почти неотделим от личности автора. Пушкин проецирует на него свое одиночество, чувство неприкаянности и ненужности («Облаков летучая гряда» (1820), «Муза» (1821) и т. д. ).

В зрелом творчестве автора появляется возвышенный идеал настоящей женщины. Ее образ становится для лирического героя источником душевной гармонии, неким божественным провидением, способным наставить заблудшего автора на праведный путь.

В жизни Пушкина было множество влюбленностей, однако он сам выделял лишь трех женщин в своей судьбе: А. Керн, Е. Воронцову и Н. Гончарову.

Анне Керн было посвящено одно из наиболее известных стихотворений автора «Чудное мгновение» (1825), пропитанное тихой, печальной грустью, рожденной от невозможности быть рядом с любимой женщиной его молодости, ставшей для поэта идеалом чистоты и непорочности.

Второй музой поэта являлась Елизавета Воронцова, светская дива и жена непосредственного начальника Пушкина во времена его службы в Одессе. Она пленила множество мужских сердец, но была верна своему мужу, из-за чего поэт сильно страдал. Чувства, которые Пушкин испытывал к Воронцовой, подвигли автора на написание таких стихов, как «Все кончено…» (1824) и «Желание славы» (1825). Но истинным гимном его любви к неприступной аристократке стало произведение «Мой талисман» (1825).

Своей официальной жене Наталье Гончаровой Пушкин посвятил множество стихотворений. Самым трогательным из них является произведение «Мадонна», которое было написано в 1829 году за несколько месяцев до бракосочетания поэта и светской красавицы. Строки, адресованные возлюбленной, пронизаны благоговением перед ее персоной. Она сочетает в себе его идеал женщины и дарует его лирическому герою душевную гармонию.

Стих «Мадонна»

Другие стихотворения Пушкина, написанные им для жены:

  • «Когда в объятия мои…» (1830);
  • «Пора, мой друг…» (1834);
  • «На холмах Грузии» (1829).

Дружба и преданность

Перечислить основные темы и мотивы пушкинской лирики в сочинении или в докладе по литературе в полном их объеме довольно непросто. Но каким бы длинным ни был бы этот список, в нем всегда найдется место для упоминания темы дружбы, имевшей огромное значение для великого русского поэта.

Пушкин с друзьями

Как и тема любви, тема дружбы в поэтике Александра Сергеевича удивительно автобиографична. Пласт поэзии, посвященной его многочисленным друзьям, можно разделить на две группы. В первой из них находятся произведения, адресатами которых являются старшие наставники:

  • К. Батюшков («В пещерах Геликона» (1814), «Философ резвый…» (1815));
  • В. Жуковский («Благослови, поэт!», (1816)) и т. д.

Основными мотивами, которые встречаются в стихотворениях к опытным товарищам, являются мотивы поэта и поэзии, ремесла и творчества, поиска великого предназначения.

Ко второй категории относятся произведения, посвященные сверстникам поэта, его лицейским друзьям:

  • А. Дельвигу («Чем чаще…», (1836));
  • Ф. Матюшкину («19 октября», (1825));
  • И. Малиновскому («Пирующие студенты», (1814));
  • А. Горчакову («Пускай…», (1814)).

Эти произведения наполнены мотивами свободы, братства, юности и преданности идеалам. В поздней лирике Пушкина появляется тоска по товарищам, рано ушедшим из жизни, которая переросла в мотив одиночества и грусти по ушедшему времени.

Философская и гражданская лирика

Философская лирика автора многослойна, в ней переплетается огромное количество тем и вопросов ко вселенной. Поэт, с юности увлекавшийся идеями различных философов, немало времени посвятил изучению их взглядов на мир. Кроме того, юный автор был вхож масонскую ложу Санкт-Петербурга. Общаясь с представителями этого общества, он пытался найти ответы на мучившие его глобальные вопросы, изучая масонские труды, таблицы и своды тайных символов.

Стих («Мне не спится…» (1830))

Однако его увлечение этим движением быстро прошло из-за того, что участие в тайном обществе накладывало определенные обязательства и оказывало непосредственное влияние на тексты его произведений. После разрыва с масонами Александр Сергеевич продолжал исследовать тему человека и его предназначения («Мне не спится…» (1830)).

Другим популярным мотивом философской лирики Пушкина является свобода и становление человеческой личности. Наиболее яркие примеры, иллюстрирующие мотив, содержатся в стихотворениях «Вольность» (1817), «Узник» (1822), «К морю» (1824), «Арион» (1827) и т. д.

Тема родины, которая красной нитью пронизывает все творчество великого поэта, раскрывается в его стихах благодаря использованию многочисленных погодных эпитетов. Описывая природные явления, Пушкин мастерски подчеркивает силу и глубину русского духа, проявляющуюся на фоне трагических событий истории. Одним из лучших стихотворений этой тематики считается произведение «Деревня» (1819), воспевающее гармонию природы и простого человека. Стихотворение «Сибирь», написанное в 1827 году и являющееся одой ссыльным декабристам, имеет противоположный пафос. Тема родины в нем тесно переплетается с темой свободы, политики и человеческого выбора.

Несмотря на то что смерть Пушкина была внезапной, он словно предчувствовал ее скорое приближение. В последние годы он достаточно часто обращался к мотиву поэта и поэзии. Наиболее ярко он реализован в стихотворении «Памятник», написанном за несколько месяцев до ухода из жизни в 1836 году. Однако встретить этот мотив можно и в раннем творчестве автора, к примеру, в произведениях «Поэту» (1830) и «Пророк» (1826).

Великий русский поэт прожил недолгую, но яркую жизнь, полную различных событий, рассказ о которых не вместит никакой литературный доклад или сочинение. Основные темы и мотивы лирики Пушкина, пропущенные сквозь призму его жизни, многогранны. Творчество Пушкина пропитано ярким интересом к жизни, в нем нет места унынию и избыточной рефлексии. Возможно, именно поэтому его произведения так высоко ценятся и по сей день, а его фигура является ключевой среди представителей отечественной поэзии.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector