Top.Mail.Ru

Анализ и история создания стихотворения Пушкина «Узник» для 6 класса

В своём творчестве Александр Сергеевич любил прятать глубокий смысл в незамысловатых предложениях. Это стихотворение многие люди знают ещё со школьных времён, но не каждый задумывался над тем, насколько оно многогранно. Тема свободы раскрывается в полной мере в одном из произведений Пушкина «Узник». Анализ стихотворения кратко даёт понять основную мысль, которую хотел донести автор, и поможет при написании сочинения по литературе в 6 классе.

Стихотворение Пушкина «Узник»

История создания

Знаменитые строчки автора «Сижу за решёткой в темнице сырой» появились ещё в 1822 году. Однако стоит разобрать подробнее то, что сподвигло Пушкина на создание одного из самых значимых стихотворений в его творчестве.

Своё произведение поэт написал в то время, когда пребывал в южной ссылке. Стихотворения Александра Сергеевича были наполнены антикрепостническим подтекстом, поэтому царь решил сослать его подальше от столицы. На тот момент поэт имел звание «коллежский секретарь». В ссылке Пушкину приходилось выполнять все свои рабочие обязанности, что его, конечно, не привлекало. Однообразная рутина, нахождение вдали от дома и от своих друзей — всё это быстро подавило поэта и сделало его уязвимым.

Незадолго до написания своего знаменитого стихотворения «Узник» творцу удалось запечатлеть ужасную картину, которая позже была описана при помощи чернил и бумаги. Пушкин увидел во дворе кишинёвского острога несколько орлов, у которых были подрезаны крылья лишь для того, чтобы те не рвались на свободу. Птицы стали узниками своего положения и не могли выбраться на волю.

Образы и символы

Отдельно стоит уделить внимание образам и символам стихотворения. Лирический герой является свободолюбивым человеком, которому очень тяжело даются времена заточения. Тогда он решает сбежать из сырой темницы. В своей голове герой представлял, что за пределами решётки существует какая-то первозданная природа, в которой никто не сможет лишить его свободы.

Узник за решеткой

Лирический субъект становится романтическим героем. Он до конца старается верить, что не один находится в таком положении и не один страдает от этого. Вскоре поэт замечает орла и видит в нём товарища по несчастью. Слова, которые как бы хочет сказать птица, на самом деле являются теми мыслями и эмоциями, которые таятся в самом герое.

Особое внимание следует обратить на образ орла. Эта птица всегда ассоциируется у людей со свободой и силой. Однако, попав в руки людей, она становится узником. Изначально орла вскормили люди, поэтому он уже не может представить, как выживать на воле. С одной стороны, птица становится полным олицетворение главного героя. С другой же стороны, является его противоположностью.

И орёл, и человек стали заложниками, которым не хватает свободы. Однако герой сидит за решёткой и никаким образом не может выбраться из-за неё, а птица предоставлена самой себе и может в любой момент улететь, куда захочет.

Символы произведения так или иначе связаны с понятиями «свобода» и «несвобода». Орёл является отражением вольной жизни, но автор представляет его в образе того самого узника, находящегося в неволе. Он не может улететь только из-за того, что с птенцов вскармливался человеком. Молодая птица становится символом тех несуществующих рамок, в которые люди сами себя загоняют.

Тематика произведения

Стоит также разобрать тематику произведения. В своём стихотворении Пушкин осветил те темы, которые до сих пор касаются современного общества. В нём присутствуют такие из них, как:

Орёл был вскормлен человеком

  • Тема свободы становится ключевой для всего творчества поэта. Особенно полно она раскрывается в произведении «Узник». Автор описывает заточение, в котором находится он сам. Однако читатели могут трактовать такое лишение свободы двумя способами. С одной стороны, это может быть моральным «заточением» человека, который сам себе выстраивает какие-то рамки. С другой же стороны, это может быть реальным лишением свободы, когда человек лишён вольного передвижения. Автор показывает читателю романтического героя, которого совершенно не устраивает своё заточение. Он то и дело думает о свободе и выстраивает в своей голове образ идеального мира, в котором каждый может быть вольным.
  • Философская тема. Следует обратить внимание на то, как Пушкин даёт разграничение морального и физического лишения свободы. Орёл изначально был вскормлен человеком, поэтому ни при каких обстоятельствах не мог покинуть своё «пристанище». Птицу не ограничивают физические возможности, она просто сама себе построила моральные рамки. С лирическим героем обстоит совершенно иная ситуация. Он привык к свободе, поэтому заточение за решёткой даётся ему очень сложно. Однако герой также понимает, что не сможет выбраться на свободу. Лирический субъект становится отражением физической несвободы.
  • Тема одиночества. Не стоит забывать тот факт, что сам поэт во время написания своего стихотворения находился в ссылке вдалеке от родного дома. Это очень сильно повлияло на героя произведения, в котором Пушкин хотел отразить свои личностные переживания. Персонаж находился в заточении и искал себе спасения только в орле, который стал его «другом» по несчастью.

Проблематика стихотворения

Также не стоит обделять вниманием и проблемы, поднятые Александром Сергеевичем. Они остаются актуальными по сей день и волнуют огромное количество людей. В произведении поднимаются следующие проблемы:

Пушкин и орел

  • Проблема принятия своей участи. Молодая птица, которая сидела под окнами лирического героя, была не лишена физической свободы. Её ничего не отделяло от того, чтобы просто взять и улететь в бескрайние просторы. Однако она настолько привыкла к своей жизни, что её ограничивали собственные моральные рамки. Лирический субъект, наоборот, был свободолюбивым человеком, оказавшимся в темнице за решёткой. Он до последнего не мог смириться со своей участью и питал надежду на то, что когда-нибудь он вновь сможет оказаться на воле.
  • Проблема несоответствия реальной действительности и идеальной фантазии. Лирический герой строит в своей голове идеальную картину мира, в которой есть бескрайние просторы, свежий воздух и высокие горы. Однако те условия, в которых он находился, совершенно противоречили его представлению об идеальном мире. Такая «идеальность» раззадоривала и порождала надежду на светлое будущее, в котором не будет никаких ограничений.

Основная идея

Стихотворение стало очень метафоричным для самого Александра Сергеевича. В момент написания своего произведения Пушкин пребывал в южной ссылке. Поэт не мог смириться с тем, что его лишили свободы и встреч с друзьями. Он ощущал себя узником в таких условиях. Все свои мысли и эмоции писатель смог отразить при помощи бумаги и чернил.

В своём стихотворении Александр Сергеевич хотел показать читателям, что не нужно загонять себя в несуществующие рамки. Никогда не стоит опускать руки, даже тогда, когда ситуация кажется критической. Каждая проблема имеет своё логическое завершение, после которого последует светлая жизнь. Именно эта мысль является ключевой для произведения «Узник».

Стих «Узник»

Главное — никогда не сдаваться и не ограничивать себя рамками. Когда лирический герой сидит за решёткой, то он всё равно фантазирует о бескрайних просторах и свободе. Каждый человек должен стремиться к воле, а не к жизни, полностью выстроенной на ограничениях.

Композиционные особенности

Стихотворение выстроено линейно и состоит из трёх частей, каждая из которых плавно перетекает в последующую. Всю композицию можно разделить по следующему принципу:

  1. В первой части Пушкин показывает читателю заключённого лирического героя, который сидит в сырой темнице. Он так же лишён свободы, как и орёл, клюющий кровавую пищу.
  2. Во второй части раскрывается бунтующий характер героя, который мечтает о свободной жизни. Он рассматривает мысли птицы, которая из-за своих рамок не может улететь на волю. Лирический герой верит в то, что не один он страдает от такой участи.
  3. В заключительном четверостишии отражается внутренний диалог героя, переданный через слова птицы. Именно эта часть является самой значимой во всём произведении, так как в ней показаны истинные переживания поэта.

Жанр, направление и размер

Учительница на уроке

Произведение относится к жанру «лирическое стихотворение», так как в нём всё внимание читателей направлено на личные переживания героя. Лирический субъект является отражением самого Александра Сергеевича, который оказался в заточении вдали от дома и друзей.

Стих можно отнести к романтическому направлению. В нём можно подчеркнуть темы физической и моральной свободы. Лирический герой мечтает о свободной жизни и больше всего ненавидит те решётки, которые отделяют его от воли. Также поэт подробно описывает душевные переживания и его внутренний мир.

Стихотворный размер — амфибрахий. Поэт редко прибегал к его использованию и чаще всего отдавал своё предпочтение двусложному ямбу.

Средства художественной выразительности

В своём произведении Пушкин использовал малое количество троп, но и это не смогло отрицательно повлиять на его смысловую составляющую. В стихотворении присутствуют такие средства выразительности, как:

Пушкин пишет стихи

  • Олицетворения: «орёл молодой… зовёт меня взглядом», «гуляем лишь ветер да я».
  • Сравнения: печальная несвобода и яркая воля.
  • Антитезы: «темница — воля» и «пленник — вольный орёл».

Краткий анализ стихотворения «Узник» поможет понять читателю тот смысл, который заложил в него автор. Александр Сергеевич часто поднимал тему свободы, которой ему самому порой не хватало. В очередной ссылке поэт решил изложить все свои переживания на бумаге.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector