Top.Mail.Ru

Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишнёвый сад»

Часто бывает такое, что все вокруг рассказывают про счастье, фантазируют о нём, но оно никак не наступает. Несложно заметить проблему счастья в пьесе Чехова «Вишнёвый сад», где каждый персонаж вспоминает про прекрасные времена, но совершенно несчастлив. Следует подробней разобраться в авторской идее.

Пьеса Чехова «Вишнёвый сад»

Предмет поисков

Антон Чехов

Счастье определяется как состояние высшего удовлетворения во всех сферах жизни. Именно оно подталкивает людей на великие поступки, но ещё чаще вызывает кучу конфликтов. Неправильное понимание цели ведёт к печальным последствиям. Писатели регулярно используют это в своих работах, поэтому проблематика «Вишнёвого сада» — это не в новинку.

Столь чудесное состояние рассматривают по-разному. Для кого-то речь идёт об успехе, признании, любви. Кому-то грезится владение огромными материальными богатствами. Но для персонажей пьесы счастье — это их вишнёвый сад, ставший неким символом и мечтой.

Чем ещё видится сад в их понимании:

  • источник финансового благополучия;
  • повод для гордости перед соседями и гостями;
  • личный уголок для получения созерцательного удовольствия.

Они поделились на две стороны.

Кое-кто считает, что важнее всего прибыль. Для других смысл в эстетическом наслаждении, способности восхищаться красотой. Но лучше всего понять, почему происходит такое деление и кто из них прав, можно через анализ действий героев.

Анализ персонажей

Обычно если люди живут под одной крышей, то они частично сходятся в том, что для них есть счастье. В чеховской работе такого нет. Большинство персонажей искренне не понимает других, в их идеях полно́ расхождений.

Приезд Раневской

Раневская прибывает в родовое гнездо, возвратившись из других стран. Ей страшно надоели романтичные приключения, чужие люди и другая культура. Увидев, что дом и сад в прежнем состоянии, она искренне этому обрадовалась. Это стало символом постоянства, спокойствия. Появилась вера в существование точки опоры, к которой можно возвращаться в любое время.

Раневская прибывает в родовое гнездо

Всё бы хорошо, но проблема человеческого счастья в произведениях Чехова гораздо глубже, чем кажется. Любовь Андреевна была счастлива лишь в детстве, когда ей не приходилось заниматься бытовыми делами, можно было оставаться легкомысленной.

Ей нравилось играть в саду. Там же она встретила свою первую любовь. История эта оказалась печальной, ведь муж был человеком порочным, проиграл всё состояние и умер от пьянства. Раневской было мало одного горя. Погиб сын, и она обвинила в этом себя. Начались попытки бегства от прошлого, вспыхнула любовь к другому недостойному человеку.

Закончилось это в Париже. Там её окончательно обобрали и бросили. А мораль здесь проста.

Главный аргумент в её несчастье — это поиск привязанностей. Сначала она привязывается к саду, потом к плохим людям, а когда всё это разрушается, то она не хочет терять хотя бы память о прошлом. Поэтому полностью против того, чтобы от любимого места избавились.

Скромные потребности Гаева

Гаев отчасти похож на свою сестру. У него всё хорошее тоже осталось в прошлом. Только вот размах у него другой. Ему бы леденцов, бильярдный стол и немного благодарных слушателей, чтобы было перед кем красоваться.

Скромные потребности Гаева

Но денег нет даже на леденцы, показывать высокий класс в бильярде некому, а только открываешь рот — сразу начинаются просьбы замолчать, появляются упрёки и язвительные замечания. Куда там ему, если даже лакей посмеивается.

Легко судить в сочинении для ЕГЭ о том, что персонажи не видят истинного счастья. Им в действительности тяжелей, они окружены иллюзиями. Гаев думает, что всё происходящее с ним, — это наказание за прошлые грехи. Поэтому он не может представить себя счастливым вновь.

Трудный выбор Лопахина

Уничтожение сада — это больная тема Лопахина. Он хорошо помнит своих предков, которые были ещё крепостными. Они собственными руками засаживали сад, и ему радостно оттого, что он сам стал хозяином.

Но итоговая дилемма приносит страдания. Тяжело уничтожать труд своих родных, даже если на этом месте появится что-то лучшее. По его рассказам заметно, что ему ближе всего красота сада. Лопахин лучше всех понимает его эстетику и ценность.

И поиск любви у Раневской обречён на провал. Она в упор не замечает купца, сватая ему приёмную дочку. Варя хорошая девушка, но она совершенно не понимает высоких ценностей, для неё лучшая судьба — это отправиться в монастырь, а денег на это нет.

Философия Трофимова

Мнение о происходящем у Трофимова очень широкое. Он думает о будущем счастье, но не только для них, а для всех людей. В эссе важно упомянуть, что он считает себя первопроходцем, будто бы ведущим всех людей к идеальной жизни.

Но самое интересное в том, что Петя не соответствует своему великодушию. Он рассуждает о вещах, которых никогда в жизни не видел. Он не был счастливым раньше, не является таковым сейчас, но почему-то представляет будущее.

Философия Трофимова

Неведомая сила заставляет его подниматься, чтобы рассказывать всем об истине. А для него она выражается в отказе от прошлого. Ему чудится, что если разрубить все связи, то появится свобода.

Идея его заманчива. Но словам не соответствует образ Пети. Этот человек настолько равнодушен ко всему, что как-то не верится в его понимание образа счастливых дней. Ему долго ещё бытовать скучно, без вкуса к жизни.

Юная Аня

Только у маленькой Ани всё в порядке. Её шансы на лучшую жизнь высоки. Она с нетерпением ждёт отъезда из старого дома. В ней твёрдо засела мысль, что возможно обустроить сад лучше прежнего.

Аня не только любит размышлять, но и не против действовать. Максимализм в ней силён, толкает на риск, обещая большую награду. Это хорошо, ведь она воспринимает жизнь, как множество возможностей и прекрасных событий.

Общая трагедия

Им сложно стать счастливыми. Под одной крышей столько радикально отличающихся мнений. Никак не получается договориться. При этом все они неплохие люди, вполне заслуживающие хорошей судьбы. Хотя сам Чехов относится к ним с пренебрежением.

В глобальном смысле все они олицетворяют разные времена и состояния:

  • прошлое;
  • будущее;
  • настоящее;
  • личная точка зрения автора.

Общая трагедия пьесы «Вишнёвый сад»

Однозначного вывода из этого сделать нельзя, потому что он зависит от философских взглядов человека, читающего «Вишнёвый сад». Поэтому кто-то присоединится к сохранению прошлого, другие подумают о настоящем, а ещё больше людей согласятся со стремлением к будущему.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector