Top.Mail.Ru

План анализа произведения Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Рассказ Астафьева считается биографическим произведением, в котором автор описывает случай из своей жизни. Он рассказывает о настоящей дружбе, ради которой можно пожертвовать самым дорогим. Назвал свой рассказ Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Анализ произведения по плану поможет кратко понять читателю смысл, который хотел донести автор, и подготовиться к эссе по литературе в 8 классе.

Анализ произведения «фотография на которой меня нет»

История создания

В 1956 году Виктор Астафьев начал составлять свой сборник с автобиографическими произведениями, в который вошёл рассказ «Фотография, на которой меня нет». Писатель говорил о том, что хотел в книге описать родной край, его жителей и своё детство.

Астафьев в произведении раскрыл тему связи поколений. Одними из основных персонажей рассказа стали бабушка и её внук. Писатель описывает их родственные отношения и проявление заботы. Женщина даёт понять мальчику, что значит настоящая дружба, сострадание и забота о том человеке, который дорог. Она буквально учит ребёнка главным аспектам жизни.

Произведение Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет», написано в 1968 году и опубликовано в сборнике автора.

Тема и проблематика

В рассказе Виктора Астафьева повествуется о жизни в маленькой сибирской деревне. Писатель поднимает множество тем, которые коснулись его самого. Например, такие, как:

  • Дружба.
  • Взаимопонимание.
  • Верность.
  • Любовь.

В начале произведения повествуется о приезде городского фотографа.

Действия происходя в довоенные годы, поэтому такое событие было редким и очень важным для каждого жителя.

В рассказе присутствуют такие ключевые герои, как:

  • Витя.
  • Санька.
  • Бабушка.
  • Учитель.

Фотография на которой меня нет анализ

История начинается с того, как Витька вместе со своим другом Саней балуется в снегу, намокает, а на следующее утро заболевает и не идёт в школу. Бабушка пытается всеми возможными способами вылечить внука, чтобы тот смог сфотографироваться вместе со своими одноклассниками. Однако мальчик настолько сильно простудился, что никакие лекарства и отвары не смогли помочь ему за такой кратковременный срок.

К герою приходит в гости его друг Саня и видит, что тот сильно заболел. Мальчик недолго думая принял решение, что тоже не будет фотографироваться. Таким образом, показывается настоящая дружба между двумя ребятами. Санька проявил настоящую силу воли и великодушие, так как наотрез отказался от того события, которое может никогда в жизни больше не произойти.

Пример Сани раскрывает основную тему рассказа — настоящая дружба, ради которой можно отказаться от самого ценного в своей жизни. Саня, увидев больного друга, решил пойти на такой поступок не только ради товарища, но и ради себя.

Он понимал, что если не сделает так, то потом совесть не оставит его в покое. Этот поступок является примером самоотверженности.

Роль учителя

Кроме описания истории мальчиков, в рассказе присутствует образ учителя, который был добрым и великодушным человеком. Он нравился всем жителям деревни, они относились к нему с уважением.

 астафьев рассказ фотография на которой меня нет

Учитель приехал в деревню из города, но нисколько об этом не жалел. Он отказался от шумных улиц и большого скопления народа ради того, чтобы научить чему-то деревенских ребятишек. Герой полностью отдавался своей работе и очень любил её. Когда он узнал, что Витя не смог сфотографироваться с остальными детьми, то принёс ему фотографию, на которой запечатлён весь класс мальчика, а его самого нет. Это тоже является примером сопереживания.

Когда Витя повзрослел, то смог найти фотографию, на которой запечатлены ребятишки на фоне его родового дома. Тогда герой невольно вспоминает свою жизнь в деревне, её жителей и атмосферу доброты и взаимопомощи, которая витала над его родным краем. Фотография стала частью той истории, которая согревает душу автора.

Писатель пытается донести до читателя, что всегда нужно хранить память о прошлом, так как без него никогда не будет будущего.

Композиция рассказа

Виктор Астафьев использует в своём произведении привычный для него приём — два автора. На протяжении всего рассказа повествование ведётся от лица наивного мальчишки, у которого пока нет никаких забот, кроме мыслей о счастливом будущем. Только в самом конце появляется уже повзрослевший герой, которой находит старую фотографию и предаётся воспоминаниям. Он вспоминает себя беззаботным ребёнком и смотрит на то, во что превратилась жизнь за прошедшие годы.

Фотография на которой меня нет анализ астафьев

Писатель пережил войну и, глядя на фотографию, понимает, что большинства из тех, с кем он когда-то резвился около школы, больше нет в живых. Эти люди остались только на фотографии и в воспоминаниях автора. Хоть в произведении не описывается подробно война, но она сама собой подразумевается. Именно такой приём является особенностью композиции.

Проанализировав рассказ, читатель, скорее всего, откроет для себя совершенно новый мир.

Он будет больше дорожить близкими людьми и трепетнее относиться к памятным фотографиям, из которых складывается история.

Жанр произведения

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» входит в автобиографическое произведение автора «Последний поклон», являющееся повестью. Такой ход автора может запутать и вызвать сложности в том, чтобы определить жанр.

Произведение Виктора Астафьева является автобиографией не только для него, но и для многих читателей. События, образы героев и описание деревушки кажутся настолько знакомыми, что невольно можно увидеть в них себя и своих близких.

Анализ рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет» поможет понять читателю основную идею, которую вложил автор. Произведение может стать аргументом для сочинения по теме «Проблема настоящей дружбы».

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector