Top.Mail.Ru

Два полюса Калиновского мира в пьесе «Гроза»: Катерина и Кабаниха

В «Грозе» А. Н. Островский отразил два противоположных женских образа. Это Марфа Ивановна, которую называют Кабаниха, и Катерина. Это два полюса Калиновского мира, названного критиком Добролюбовым «темным царством». Взаимоотношения этих героинь — бытовое изображение социального конфликта между внутренней свободой и внешним давлением, между новым и старым, между наполненным жизнью и духовно пустым.

Жизнь катерины в доме кабановых

Образ Кабанихи

Героиня является жесткой властительницей, неспособной идти на уступки, считает, что имеет право распоряжаться судьбами других людей. Она очень деспотична и признает только свою точку зрения как единственно допустимую и правильную. Жизнь всего города Калинова во многом определяется мнением Кабанихи. Самая первая цитата купчихи — «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала» — уже характеризует ее как тирана и сурового человека. Жестокость и недовольство она проявляет в адрес всех жителей города, включая членов своей семьи.

Катерина и кабаниха два полюса калиновского мира

Еще одно свидетельство безнравственности купчихи — ее уверенность в том, что кто богаче, тот и прав. Ее власть и авторитет держатся только на ее состоянии.

Кабанихе важно внешнее проявление порядочности, она заставляет Катерину притворяться и страдать, отпуская мужа в поездку, чтобы окружающие видели, что невестка соблюдает традиции. Истинные мысли Катерины и реальное положение вещей Кабаниху при этом не интересуют. Жизненное кредо купчихи озвучивает ее дочь Варвара: «Делай что хочешь. Главное, чтобы все шито-крыто было».

Окружение по-разному реагирует на ругань и притеснение со стороны Кабанихи:

  • кто-то покорно подчиняется (Тихон, Борис);
  • другие научились приспосабливаться и притворяться (Варвара и Кудряш);
  • исключение — Катерина, которая пытается противостоять существующему укладу.

Смысловую нагрузку несет и прозвище Кабанихи. Кабан — свирепое агрессивное животное, которое способно напасть без причины. Так и Марфа Игнатьевна совершенно безосновательно не дает жизни всем, кто имел неосторожность не согласиться с ней. Кабаниха испортила судьбу собственному сыну и именно она является главной виновницей гибели своей невестки.

Облик Катерины

Через образ этой героини автор показывает жизнь необычайно сильной и нетипичной личности в условиях провинциального патриархального города. Катерина росла и воспитывалась в атмосфере любви и благополучия, и она сохранила в себе жажду жизни, счастья. Девушка она очень добрая, чистая и покорная, никогда не сталкивалась со злобой и несправедливостью до того момента, как попала в дом Кабановых.

Почему неизбежен конфликт между катериной и кабановой

Жизнь Катерины протекала в удушающей атмосфере. Она толкнула героиню на самый настоящий бунт. Девушка испытывает земную запретную для нее любовь. Этим чувствам она отдается со всей накопившейся искренностью, только в них она видит спасение и освобождение. И насколько сильна ее любовь к Борису, настолько же остро она ощущает свою греховность. Эти волнения усугубляются общественным осуждением. Жизнь девушки заканчивается трагически — Катерина нарушает заповедь во второй раз, она совершает самоубийство.

Однако поступки героини не вызывают осуждения в глазах читателя. Девушка была жертвой «темного царства», которое оказало огромное влияние на Катерину. Жизнь у Кабановых научила героиню бороться с окружающей жестокостью и лицемерием. Пожертвовав собой, она показала несостоятельность и нестабильность существующих устоев Калинова, которые противоречили ее искренней и свободолюбивой натуре.

Беззащитной и слабой Екатерина кажется только на первый взгляд. На самом деле, она оказывается самой сильной и яркой личностью среди всех персонажей произведения.

Неизбежный конфликт

Кабаниха жила в мире, который полностью ее устраивал. Никто не оспаривал ее авторитет и власть, и она нагло этим пользовалась. Ни один житель Калинова не смел ей перечить до появления Катерины, которая не стала мириться с хамством и жестокостью купчихи. Внутренняя сила и чувство собственного достоинства, которые показывает девушка, раздражают Кабаниху, заставляют ненавидеть супругу своего сына и приводят ее еще к большему буйству.

Почему неизбежен конфликт между катериной и кабановой

В глубине души Марфа Ивановна понимает, что существующий патриархальный мир с его домостроевскими устоями безнадежно устарел. В лице невестки, которая была чужой в Калиновском мире, она видит грядущие перемены, и поэтому купчиха все сильнее и ожесточеннее цепляется за привычный уклад и яростно защищает его. Вот почему конфликт неизбежен. Между Катериной и Кабановой огромная пропасть.

Нарастающее противостояние подобно грозе: внешне все выглядит относительно спокойно, но потом тучи сгущаются, когда девушка признается в измене мужу. После этого Кабаниха считает, что получает законное право тиранить невестку. Катерина же понимает, что ее жизнь стала невыносимой, она не получает поддержку ни со стороны бесхарактерного мужа, ни от возлюбленного, который также проявляет слабость. Самоубийство становится единственным выходом из ситуации.

Полезные статьи по пьесе «Гроза»:

Речевые характеристики персонажей

Кабаниха гроза

Кабаниха изъясняется в основном в повелительном тоне. Речь ее нетороплива, спокойна, а многочисленные повторы делают ее тоскливой и однообразной. Оживление и эмоциональность появляются только в те моменты, когда кто-то выражает несогласие с ее мнением.

Речь этой героини также характеризуется обилием пословиц и поговорок, что указывает на стремлении Кабанихи к нравоучениям. Часто в ее словах звучит разделение общества на старших и младших, при этом купчиха принижает и оскорбляет подрастающее поколение. Марфа Ивановна много говорит о домострое. Однако сама Кабаниха его правил придерживается только внешне.

Таблица позволит сделать сравнительную характеристику речи Марфы и ее невестки.

Кабаниха Катерина
«Ничего-то не знают, никакого порядка». «Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери».
«Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!» «Души не чаяла».
«У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет». «Успокой ты мою душу».
«Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы». «Долго ли в беду попасть».

Как видно из таблицы, в сравнении со свекровью, речь Катерины отличается живостью и лиричностью, в ней можно найти мотивы фольклорной поэзии. В лексиконе этой героини много идиоматический народных просторечий.

В исключительных случаях можно найти даже морфологически неверные выражения, такие как:

  • «Не знаешь ты моего характеру»;
  • «После этого разговору-то».

Эмоциональность и динамичность ее изложениям придают уменьшительно-ласкательные суффиксы и усилительные частицы. Таким образом, через речь Катерины автор раскрывает ее как страстную и поэтическую натуру, олицетворяющую светлую душу и лучшие стороны патриархального общества.

Схожие качества

Кабаниха и Катерина — не первый взгляд совершенно противоположные персонажи в этом произведении. Однако читатель может увидеть и общие черты их характера. К ним относятся:

Кабаниха

  • умение постоять за себя;
  • сила духа;
  • нежелание мириться с унижением.

Однако проявляют героини эти качества совсем по-разному. Катерина никогда не ответит насилием на насилие, грубостью на грубость. Кабаниха же, напротив, всеми доступными способами унижает и оскорбляет человека, который, по ее мнению, нанес ей обиду. Кроме того, обе героини росли и воспитывались в купеческих семьях, однако их характеры получили разное развитие.

Отношение к Богу

Если сравнивать образы Катерины и Кабанихи, можно отметить, что обе женщины религиозны. Однако отношение к Всевышнему у них совершенно разное.

Катерина гроза

Катерина действительно очень набожна — из рассказов девушки о своем детстве, читатель узнает, что она всегда любила ходить в церковь, которая представлялась ей большим светлым храмом с летающими ангелами, а знания свои девушка получала из рассказов странниц и богомолок. К Всевышнему она относится с благоговением и полностью признает свой грех, не пытаясь искать ему оправдания.

Кабаниха же только поддерживает видимость верующей дамы. Она обращается к Богу и ходит в церковь, чтобы произвести впечатление на окружающих и выглядеть религиозной в глазах жителей города. Искренней веры в том нет. Внешняя благопристойность и набожность — только прикрытие для этой жестокой и безнравственной женщины.

Конфликт между катериной и кабановой

Таким образом, Катерина и Кабаниха — противоположности, два полюса общественной жизни. Первая — воплощение человечности, чувственности и стремления к переменам, в то время как вторая несет злобу, черствость и жестокость. Образы героинь можно сравнить со светом и тьмой. Катерина — действительно «луч света», но его силы не хватает, чтобы изменить обстановку во всем «темном царстве», где правят злые и мрачные персонажи, такие как Кабаниха и Дикой, но ее поступки заставляют задуматься о необходимости перемен во всем городе Калинов, который является собирательным образом провинциальных местечек того времени.

В драме «Гроза» А. Н. Островский поднимает тему смены социальных устоев и перелома общественной жизни в середине XIX века. Два противоположных образа появляются в пьесе неслучайно — А. Н. Островский показывает, что «темному царству» рано или поздно придет конец. И чем больше таких сильных и искренних людей, как Катерина, тем меньше шансов у Калиновского мира выжить и тем ближе конец моральных устоев, по которым существуют Кабанихи и Дикие.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector