Анализ произведения «Гроза» Островского и критические статьи о пьесе

Выдающийся образец русской драматургии и пик мастерства Александра Николаевича — пьеса «Гроза». Анализ произведения Островского по плану учащиеся выполняют в 10 классе. Также школьники изучают мнение Добролюбова, Достоевского, Панаева, Пальховского и других критиков. Представленный обзор будет полезен при написании сочинения и подготовке к уроку литературы.

Критики о грозе островского

Сжатый обзор

Александр Николаевич Островский написал пьесу «Гроза» в 1859 году. На создание этого произведения его вдохновило путешествие по Волге. Писатель наблюдал за жизнью жителей сёл и деревень, записывал высказывания, анализировал бытовые сцены. Главная тема драмы — противостояние старшего и младшего поколений, их взаимоотношения. Писатель показал, как по-разному молодёжь и старики относятся к греху и покаянию, к браку и семье, а также ко многим другим вещам. Композиция произведения состоит из следующих частей:

Островский

  • экспозиция;
  • завязка;
  • развитие;
  • кульминация;
  • развязка.

В экспозиции автор описывает уклад жизни действующих лиц и их характеры. Далее повествование переходит к противостоянию Кабанихи и главной героини. Затем автор показывает, как развивались отношения Кати и Бориса. Кульминационная часть — та, в которой показаны страдания главной героини и её размышления. Женщина приходит к выводу, что лучше умереть, чем жить и мучиться. Сцена, когда Катерина бросается в Волгу, тоже относится к кульминации.

Развязкой можно считать бегство Варвары и страдальческие высказывания Тихона, обращённые к матери, тиранившей не только невестку, но и собственных детей. Жанр произведения — драматическая пьеса, литературное направление — реализм.

История создания

Пьеса гроза анализ произведения

Александр Островский приступил к работе над драмой в 1859 году. Написание заняло несколько месяцев. Как только произведение было готово, автор отправил рукопись в Петербург, чтобы литературные критики оценили его труд. Экспедиция, вдохновившая Островского на создание драматического произведения, была организована морским министерством. Её целью стало ознакомление с обычаями и традициями населения России, и писатель вошёл в число полноправных участников мероприятия.

Автор получил возможность досконально изучить нравы простых людей. Благодаря этому произведение получилось реалистичным, самобытным и ярким, а характеры персонажей — узнаваемыми. Города Калинова, о котором идёт речь в «Грозе», в действительности не существовало. Это собирательный населённый пункт, объединивший в себе типичные черты, присущие небольшим городкам и сёлам.

Драматург восхищался жизнью народа, его особым менталитетом и непередаваемым колоритом. Островскому нравилось наблюдать за населением, тем более что он планировал использовать собранную информацию в драме.

Пьеса гроза

«Гроза» основана на реальных событиях. Незадолго до начала работы над произведением в Костроме покончила жизнь самоубийством Александра Клыкова. Атмосфера в семье её мужа была такой же, как в доме Кабанихи. Не выдержав гнёта супруга и свекрови, девушка бросилась в Волгу и утонула. Литературоведы утверждают, что характеры Тихона и Кабанихи списаны с супруга и свекрови Александры, а прототипом Бориса послужил почтовый служащий, в которого влюбилась несчастная девушка.

Цензура отнеслась к работе Островского благосклонно. Вскоре спектакль по пьесе поставили сначала в Москве, в Малом академическом театре, а затем в Петербурге — в Александринском драматическом.

Тема и идея

Основная тема произведения — конфликт патриархального общества и прогрессивной молодёжи. Старшее поколение олицетворяет Кабаниха, а символом прогрессивной эпохи стала Катерина. Конфликт раскрывается через противостояние свекрови и невестки. Явления, с которыми не могла смириться молодая женщина:

  • лицемерие;
  • следование устаревшим устоям;
  • раболепство.

Пьеса гроза анализ

Когда было написано произведение, общество находилось на грани перелома. Должно было произойти нечто масштабное, чтобы застойная атмосфера потерпела крах, а жители полусонного города наконец-то оглянулись и увидели всё, в чём они погрязли: фальшь, предрассудки, суеверия. После знакомства с драмой у читателей и зрителей появляется надежда: теперь жители Калинова станут иначе относиться к самодурству.

Катерина в «Грозе» представлена жертвой. Основная мысль заключается в следующем: свои душевные порывы, духовность и стремление к прекрасному нужно отстаивать, иначе ханжи безжалостно их растопчут. Совершив самоубийство, Катерина открыла окружающим глаза на происходящее, однако она не смогла отстоять свои интересы.

Композиция и жанр

Проводя подробный анализ «Грозы», стоит уделить внимание композиции. В драме пять действий. Структура построена на художественном контрасте, который задаёт тон всей пьесе. Содержание основных частей:

Пьеса гроза кабаниха

  • Экспозиция. Островский рассказывает и показывает, как проходит жизнь калиновцев. Зрители знакомятся с жестокими нравами, видят манеру общения жителей между собой.
  • Завязка. В этой части показано, как сложно живётся Катерине в семье мужа. Ни одна из сторон не хочет понять другую. Тихонов может только безвольно страдать, так как не смеет перечить матери и жалеет жену. Обстановка постепенно накаляется.
  • Развитие сюжета. Катерина влюбляется в Бориса и бросается к нему в объятия. Изменив Тихону, она понимает, что согрешила и достойна наказания. Можно было скрыть поступок, но совесть не позволила этого сделать. Постепенно страдания становятся невыносимыми.
  • Кульминация. Начинается гроза, полоумная старуха сыплет проклятиями, и под этим натиском Катерина громко рассказывает о своём грехе. В итоге она делает только хуже, остаётся один выход — смерть.
  • Развязка. Варвара убегает из дома с возлюбленным, а Тихону уже нечего терять, ведь его жена погибла. Он высказывает матери всё, что накопилось на душе.

Александр Островский назвал «Грозу» реалистичной драмой. Учитывая характеристики пьесы, её литературное направление можно обозначить как реализм. Признаки, определяющие жанровую принадлежность:

Пьеса гроза екатерина

  • конфликт героя с окружением;
  • максимальная серьёзность;
  • реалистичный сюжет;
  • трагичный финал.

Доказательством, что драма выдержана в духе реализма, служит следующее: в ней правдиво описана жизнь населения маленьких городов, расположенных на Волге. Островскому было важно донести до публики главную мысль: «тёмное царство» изжило себя, на смену ему должны прийти прогрессивные идеи и современные порядки, иначе общество будет постепенно деградировать.

Мнение критиков

В русской критике к драме «Гроза» неоднозначное отношение. В газетах и журналах опубликовано много статей, посвящённых Катерине и другим главным героям, кабановским понятиям о нравственности и сущности драмы в целом. Видные деятели рассказывали, какое впечатление произвела на них пьеса, и давали оценку таланту Александра Николаевича. Самые яркие статьи написали следующие критики:

  • А. Пальховский.
  • Н. Ф. Павлов.
  • А. А. Григорьев.
  • И. И. Панаев.
  • Е. Н. Эдельсон.
  • П. И. Мельников-Печерский.
  • М. М. Достоевский.
  • Н. А. Добролюбов.
  • Д. И. Писарев.

Пьеса гроза островский

Пальховский написал кратко: «Грозу» нельзя назвать драмой в истинном смысле этого слова, потому что в ней многого не хватает и есть лишние детали. Но если рассматривать произведение как сатирическое, оно отлично иллюстрирует мастерство автора.

Павлов отмечал, что таланту Островского недостаёт творческой жилки, однако ему нельзя отказать в наблюдательности. Этот критик писал, что автор наделил Катерину прекрасными чертами характера, и она могла бы с лёгкостью располагать к себе людей. В том, что героиня не сумела воспользоваться своими достоинствами, нет вины Островского.

Григорьев писал, что мысль Пальховского назвать «Грозу» сатирой — дикая, однако она вызвала судорожный хохот, когда он читал критическую статью. Это был грустный смех, сопровождавшийся множеством вопросов. Этот критик о «Грозе» Островского писал так: замечательное явление и по идее, и по исполнению.

Эдельсон отмечал, что усилия автора найти в русской душе способность к борьбе воспринимаются с наслаждением. Зрители чувствуют, что прекрасная героиня обречена на гибель. Однако силы, открытые автором в народе, вызывают радость.

Пьеса гроза критика

Мельников-Печерский считал, что от предыдущих творений Александра Николаевича «Грозу» отличает выраженный характер каждой жертвы. Одним из ярких образов он называет Кулигина. Этот просвещённый человек способствует проникновению прогресса в глубину домостроевского быта.

Одной из лучших драм Александра Николаевича назвал «Грозу» и Достоевский. Он отметил некоторые недостатки, но подчеркнул, что они перекрываются новыми характерами, первоклассными красотами и попыткой анализа.

Высказывания Добролюбова и Писарева

В критической статье «Луч света в тёмном царстве» Добролюбов высказал мнение о взглядах критиков. Он считал, что некоторые излишне стремятся выразить согласие с общим мнением и между собой. В высказывании Григорьева он отметил, что этот автор хвалит Островского, а за что — не может объяснить внятно.

О характере Катерины Добролюбов писал, что он составляет шаг вперёд во всей литературе, а не только в творчестве драматурга. Автор неслучайно показал в образе жертвы женщину. Чем покорнее и безвольнее человек, тем с большим отчаянием он протестует, когда заканчивается терпение.

Пьеса гроза читать

Катерина наделена добротой и врождённым благородством. Она старается осмыслить происходящее, прежде чем решается на безумный поступок. Беда в том, что у неё нет образования. Девушка не может отрешиться от обстановки, в которой живёт, потому что не представляет себе ничего другого. Её воспитывали в соответствии с домостроевским укладом, но и в такой ситуации она нашла выход: убежать с Борисом. Однако здесь открылась подлая и жалкая натура возлюбленного. Оказалось, что он зависит от Дикого и не может помочь девушке.

Героиня протестовала против самодурства столько, сколько могла, и теми способами, которые были ей доступны. Очевидно, несчастная перебрала все возможные решения и не нашла более подходящего, чем утопиться в Волге. Итог подводят слова Тихона о том, что Кате теперь хорошо, а он остался жить да мучиться.

В рамках подготовки к уроку следует сравнить, как выглядит «Гроза» в критике Добролюбова и Писарева. Таблица позволяет сделать это наглядно, но можно выбрать и другой формат. Главное, что должны понять учащиеся: споры критиков вокруг драмы «Гроза» Островского имели под собой основания.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector