Top.Mail.Ru

Описание образа городничего из комедии Н. Гоголя «Ревизор»

Все персонажи произведения делятся на группы по социальному статусу. Описание городничего из «Ревизора» также это показывает, в иерархии чиновники занимают главные роли, среди которых находится и он сам. Для Гоголя важно изображения характеров и нравов отечественных чинов и бюрократов.

Описание городничего из ревизора

Характер и внешность городничего

Гоголь смог выявить худшие черты государственных служащих того времени и показать их через городничего. Довольно часто от настроения и милости чиновников зависела жизнь и судьба людей, откуда и появились понятия взятка и лизоблюдство. Началом комедии является новость о том, что в город должен прибыть ревизор. Чиновник, только узнав об этом, собрал всех своих подчинённых. В беседе с ними он был довольно придирчив и требователен, ведь обо всех плохих деяниях он знает, а перед ревизором важно было не вызывать подозрений.

Городничего зовут Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, его волнует своя судьба больше, чем общее впечатление, которое проведут все остальные чиновники на ревизора. Он знает обо всём, за что его могут лишить титула и привлечь к ответственности. В характеристике городничего из «Ревизора» ярко отображается большое беспокойство.

 антон антонович сквозник дмухановский городничий ревизор

Героя явно переполняют тревога и страх, это особенно заметно, когда становится понятно, что ревизор в городе находится уже несколько дней. В речевой характеристике городничего виден его главный талант — умение налаживать контакты с начальством.

В комедии «Ревизор» во втором и третьем актах поведение Сквозника-Дмухановского меняется. Он превращается в человека, у которого на первом месте находится забота об общественном благе. Антон Антонович создает впечатление у лжеревизора, будто он несёт большую пользу государству. Но между этим чиновник постоянно намекает Хлестакову, что его поступки следует ценить и даровать за них какую-либо награду.

Писатель окончательно завершает образ городничего, его внешностью. Основой портрета являются:

  • грубые черты лица;
  • толстый нос и тучное телосложение;
  • седые и стриженые волосы.

Всё это характеризует городничего как человека с грубой душой, который прошёл свой путь в начальники с самого низа и на службе провёл не менее 25 лет.

Деятельность по наведению порядка в городе

Результат его усилий и наведения порядка — полный упадок города. Честно и усердно не работает ни единая служба в городке, никто не выполняет свои обязанности. Это видно в некоторых примерах:

Антон антонович сквозник дмухановский

  • Сквозник-Дмухановский при посещении учебных заведений не стремится взять под контроль подготовленность преподавателей и содержание уроков, а делает акцент только на внешнее поведение учителей, их речь и на их «странные поступки». Антон Антонович посещал некоторые уроки, но не интересовался ими. Да и самих преподавателей городничий практически не знает, только по некоторым особенностям.
  • В больницах врачи ходят в грязной одежде, больные «похожи на кузнецов» и курят табак, а медицинский персонал о них даже не заботятся.
  • В здании суда сторожевые разводят гусят и сушат свое белье, сам заседатель вечно пьяный.

Городничий — типичный бюрократ, это видно по советам, которые он дает своим подчиненным для наведения видимости порядка. Внутреннее состояние какой-либо службы его не сильно беспокоит.

Решающий четвертый акт

Практически на протяжении всего акта на сцене не видно городничего, он появляется только в самом финале. Но несмотря на это он считается одним из главных героев, о котором не забывают все окружающие.

 характеристика городничего из ревизора

Гоголь, оставляя Антона Антоновича за сценой, ярко показывает его образ. Городничий характеризуется как жадный, циничной и грубый человек. Такой образ создается с помощью слов второстепенных персонажей, которые как-либо были связаны со Сквозником-Дмухановским.

К ревизору приходит огромное количество посетителей с жалобами, которые жалуются на управление городничего. Перед Хлестаковым появляется много людей, относящихся к разным слоям населения. Именно через их истории создаётся настоящий образ городничего. В четвертом акте ярко виден рассказ о жизни города, которая основана на взятках, эгоизме и корысти местной власти.

Принцип переключений

В пятом акте Гоголем используется принцип переключения, для завершения создания образа городничего. Гоголь переходит от поражения к торжеству, затем к полному краху героя.

Поначалу Сквозник-Дмухановский, который ощущает себя на волоске от гибели, находит вариант выйти сухим из воды, и помимо этого считает что питерский чиновник станет практически его близким родственником. Образы Хлестакова и Антона Антоновича в комедии очень похожи, ведь им обоим присуща корысть и неискренность.

 характеристика городничего

Страх резко сменяется счастьем и радостью. Чиновник чувствует себя победителем, из-за чего начинает вести себя крайне нагло. Это происходит после событий, когда ревизор просит в жёны дочь городничего, перед которым сразу возникает перспектива уезда в столицу и видит он себя практически генералом.

Он получает большое удовольствие от фантазии, как ему все завидуют и преклоняются перед ним. В эти моменты он основывает свою философию жизни. Ею становится подавление тех людей, которые ниже тебя на социальной лестнице.

Городничий, представляя родство с высшим чиновником, раньше времени чувствует собственную важность. Это влияет даже на его тон в общении с окружающими его людьми. Он резко превратился в презрительного и надменного мужчину.

Гоголь, подняв героя на такую вершину славы, резко рушит его надежды. Антон Антонович узнает, что Хлестаков является лжецом, и в город наконец приезжает настоящий ревизор. Городничий возмущен тем, что его смогли обмануть, и не сдерживая своих эмоций, признается, скольких людей он провёл за всю карьеру.

Наконец становится видна подлинная суть и весь масштаб его злодеяния. Последний монолог городничего расставляет все точки и убеждает зрителя в истинном и серьезном мошенничестве.

Пафос комедии

В самом финале городничий произносит свои последние и самые знаменитые слова, которые выражают весь пафос «Ревизора». Он обращается к зрителям с вопросом, а над чем они смеются, подводя итог всех образов и смысла, который развивался в произведении.

 антон антонович сквозник дмухановский городничий

Антона Антоновича раздавил обман такого ничтожного и мелкого человека.

Но Хлестаков несмотря на свою ложь, стал неофициальным ревизором в строю общественности, который выдает нечистых на руку и уверенных в себе чиновников.

В конце комедии этот персонаж оказывается перед зрителем жалким и смешным, типичным и ничем не отличающимся от подобных людей.

Он сам начинает утверждать, что такие государственные служащие во всей стране очень распространены.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector