Top.Mail.Ru

Образы самодуров в пьесе Островского «Гроза»

Изобразив в своем произведении темные нравы купечества одного из провинциальных городов России, Островский показал основные проблемы и недостатки этого общества. Самодуры в пьесе «Гроза» представлены образами Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой, которые, опираясь на силу капитала и существующие законы, совершают расправу над бесправными и слабыми людьми.

Пьеса Островского «Гроза»

Образ Дикого

Один из первых самодуров в «Грозе» — Савел Прокофьевич Дикой, зажиточный купец из Калинова, который производит не очень приятное впечатление из-за своего характера. Никто его не видел веселым или хотя бы приветливым, вечно он злой и угрюмый. Все в округе знают, что этого человека «не дай бог рассердить», как говорит его супруга. Уж она точно знает, каков он в гневе, и счастливой эту семью вряд ли кто назовет.

Савел Прокофьевич Дикой

Дикой знает, что все его боятся, и пользуется этим. Больше всего от этого грубияна страдают женщины. Единственная, кого он боится, — это Кабанихи. Характеры у них похожие, поэтому купец уважает ее и часто советуется по коммерческим делам. Дикой считает себя хозяином в городе («Захочу — помилую, захочу — раздавлю») и часто бесцеремонно вмешивается в жизнь обывателей, зная, что останется безнаказанным. Речь его наполнена одними ругательствами, но на равного себе по положению он не кричит.

Что касается образованности, то за всю жизнь этот человек не прочитал ни одной книги, в истории он не разбирается, с наукой тоже не дружит, называя ее бесполезной для жизни. Одним словом, дикий человек. Фамилия очень ему подходит.

Персонаж знает, что иногда поступает плохо, но никогда в этом не признается: «Знаю, что делаю плохо, но с собой ничего поделать не могу». Главное для него — деньги.

Он настолько жаден, что даже жалованье своим служащим не платит: «Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю внутреннюю разжигать станет». Когда-то его племяннику Борису бабка завещала наследство, и Дикой до совершеннолетия был назначен опекуном. Теперь же, когда молодой человек созрел для самостоятельной жизни, дядя ищет любой повод, чтобы не расстаться с деньгами:

  • то якобы родственник непочтительно с ним обращается;
  • то племянник кажется Дикому слишком молодым, чтобы владеть капиталом.

С Борисом он обращается по-рабски, тот работает на него почти бесплатно с утра до ночи. Уйти от дяди — это навсегда проститься с наследством, а так хоть надежда есть. Дикой идет напролом ради наживы, но, как ни странно, боится грозы. Думает, что она дана людям в наказание.

Характеристика Кабанихи

Марфа Игнатьевна Кабанова — мать Тихона и Варвары, вдова, унаследовала после смерти супруга его дело, теперь властвует. Фамилия ей тоже очень подходит: такая же дикая и злобная, может наброситься на человека без причины. Если жертвой Дикого является его племянник Борис, то для Кабанихи это Катерина, ее невестка. Молодая женщина ни в чем не может угодить свекрови, как ни старается.

По характеру старуха сродни Дикому, поэтому только с ним разговаривает на равных, «домашних заела поедом», в городе ее все боятся: «Маменька-то у вас больно крута…». Она абсолютно уверена, что семья должна быть построена на страхе и подчинении старшим: «Ты не осуждай постарше себя! У старых людей на все приметы есть». Она не особо религиозна, молится и соблюдает обряды по привычке, не вникая в их смысл и значение.

Марфа Игнатьевна Кабанова

Кабаниха никогда не бывает довольной, все время брюзжит и постоянно сует нос не в свои дела. Особенно от нее достается сыну и снохе: постоянно упрекает их в неуважении, считает, что Тихон слишком добр к жене и много ей позволяет: «Может, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая». Катерине совсем жизни не дает: и неряха она, и старших не чтит, и на мужа при людях вешается.

Проявление чувства доброты или жалости ей несвойственно. При малейшем неповиновении следует наказание. Она верит, что при соблюдении старых порядков и правил можно сохранить порядок в семье и в жизни.

Кабаниха привечает странниц и нищих, которые в ответ на ее милость вовсю расхваливают ее, их рассказы она принимает за настоящие новости.

Кабанова, как и Дикой, больше всего ценит деньги. Для нее кто богат, тот и прав. Когда дело касается коммерческой выгоды, она может повысить голос и на Дикого: «Ну, ты не очень горло-то распускай!». Если Дикой кричит и буйствует, то Кабаниха своей деспотичностью подчинила себе всех в округе и делает попытки управлять людьми. Она хитра и от природы умна, чем также отличается от Дикого и опасна для окружающих.

Полезные статьи по пьесе «Гроза»:

Особенности изучения пьесы на уроке

Тема урока литературы, на котором рассматриваются образы самодуров и их жертв в пьесе «Гроза», называется «Мир темного царства». Основной вопрос урока: «Разоблачение самодурства в драме Островского». Разбираются вопросы домашнего задания:

Ребенок анализирует текст

  1. Что из себя представляет «темное царство»? Здесь учащиеся должны сделать свои сообщения.
  2. Кто мешает развиваться городу?

Дети анализируют текст, где описываются Дикой и Кабанова. В процессе беседы ребята должны убедиться, что это две разные силы власти. Кабаниха — представитель патриархального купечества, которое уходит с арены общественных отношений. Дикой — это воплощение будущего коммерческого развития страны, в основе которого лежат деньги и грубая сила. Но в судьбе остальных героев они выполняют одинаковую роль — мешают молодежи построить свое счастье.

Внимание ребят обращается на то, что, изобразив купца всего лишь в трех сценах, драматург дает полный портрет самодура. Учитель интересуется у детей, что означает слово самодур в пьесе «Гроза». Ученики работают со словарем и делают вывод: Островский не только ввел в литературный обиход это понятие, но и показал, как развивается в обществе самодурство, и выступил с его обличением. Дома дети пишут сочинение о самодурах русской жизни в пьесе Островского «Гроза» и готовятся к следующему уроку по жертвам «темного царства».

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector