Top.Mail.Ru

Смысл названия романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман о приключениях Григория Печорина — великолепный пример русского социально-психологического произведения, созданный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым за год до его смерти и ставший классикой отечественной и мировой литературы. Чтобы понять смысл названия «Герой нашего времени» и оценить его влияние на целую эпоху, следует ознакомиться с историей написания.

Роман «Герой нашего времени»

История создания

30-е годы девятнадцатого века в Российской империи прошли под эгидой жесточайшей политики Николая Первого, направленной на истребление последствий декабристского восстания 1825 года. Страна находилась в тяжелейшей социальной стагнации, приведшей к появлению целого класса молодых представителей общества, лишенных права голоса и не сумевших найти применение талантам.

Как и другие писатели того времени, Лермонтов остро реагировал на сложившуюся ситуацию. Он задумал создать произведение, способное обозначить конфликт прогрессивной личности, деградировавшей из-за отсутствия возможности развития. Работа над книгой велась в течение двух лет, в период между 1838 и 1840 годом.

Смысл названия романа «Герой нашего времени» стал причиной многочисленных споров среди представителей культуры. Общественность не одобряла идею автора, желавшего продемонстрировать собирательный портрет человека целой эпохи, и даже обвиняла его в плагиате.

«Исповедь сына века» — романа А. Мюссе

Главным аргументом, подтверждающим силу таких нападок, было существование «Исповеди сына века» — романа А. Мюссе, изданного в 1836 году. Темой этого произведения была меланхолия, поразившая умы французов, тяжело переживавших последствия разрушительных наполеоновских кампаний.

Несмотря на общие черты двух романов, их сюжеты не пересекаются. Главный герой «Исповеди сына века», ищущий любви и утешения, не имеет сходства с Печориным, сознательно избегающим выражения чувств, поэтому объяснить сравнение книг можно лишь общностью их основного посыла.

В защиту Лермонтова говорит и тот факт, что идея написания романа, обличающего пороки общества, пришла к нему еще в 1833 году, когда автор трудился над созданием «Княгини Лиговской». В так и не оконченном сочинении рассказывается о трагической любви офицера гвардии Григория Печорина, поэтому «Княгиня Лиговская» стала своеобразной предысторией для великого произведения литератора.

Роман выходил в печать поэтапно, по мере создания законченных глав. Первыми на страницах журнала «Отечественные записки» появились:

  • «Бэла» (1838);
  • «Фаталист» (1839);
  • «Тамань» (1840).

Оставшиеся две части были презентованы в отдельном книжном издании, вместе с ранее выпущенным материалом. Общий тираж романа на момент выпуска составлял всего тысячу экземпляров.

Выбор названия

Долгое время Лермонтов не мог решить, как озаглавить будущий роман, чтобы сразу обозначить его проблематику. Согласно исследованиям отечественного критика Э. Найдича, первоначальный замысел автора отличался от позже реализованной идеи.

Лермонтов не мог решить, как озаглавить будущий роман

На раннем этапе написания Лермонтов планировал, что произведение будет называться «Один из героев начала века», однако в процессе работы изменил заглавие на «Герой нашего времени». Почему такое название сильно возмутило обывателей, объяснять не имеет смысла. Общество было поражено нравственным обликом Печорина и не желало понимать и признавать, что образ главного персонажа является отражением эпохи.

Произведения, написанные Лермонтовым в поздний, кавказский период творчества, насыщены глубокими философскими размышлениями о пути России и влиянии общественного строя на судьбу отдельно взятой личности. Литератор негативно относился к окружающей политической действительности, считал свое поколение потерянным и нередко критиковал современников за веде́ние праздного и бессмысленного образа жизни.

Несмотря на то что на момент работы над романом автору не было и двадцати пяти лет, его можно было назвать человеком, глубоко разочаровавшимся в людях и полностью утратившим надежду на светлое будущее.

Лермонтов искренне верил, что царское самодержавие и самодурство вкупе с сильнейшей цензурой лишает русских дворян самого ценного качества — достоинства. Результатом такого подхода становится постепенное, но неуклонное перерождение благородного человека в обывателя, не имеющего никаких идеалов и восприимчивого ко всевозможным слабостям и порокам, развращающим душу.

Яркая иллюстрация такой печальной трансформации — лермонтовский Григорий Александрович Печорин, офицер царской армии, прибывший на службу в Пятигорск из Санкт-Петербурга. По сюжету романа его прошлое окутано тайной, однако вскользь упоминается, что кавказское путешествие стало для него ссылкой из-за неприятных похождений в столице. В первых главах герою 23 года, в завершающих частях — 28 лет.

Новаторский персонаж

Эпоха, в которую творил Михаил Юрьевич Лермонтов, породила образ такого литературного героя, как «лишний человек». В нем собраны и усилены все специфические качества молодых людей, живших в последекабристский период отечественной истории.

Григорий Печорин

Григорий Печорин — классический представитель этого типа, отчужденный от дворянства, ненавидящий царскую власть и чиновничество, лишенный перспективы, вынужденный посвятить жизнь военной службе. Он часто вспоминает о «бесцветной» молодости, что может означать, что с ранних лет он страдал от неприятия его личности миром. Единственным утешением героя становятся опасные праздные развлечения.

Общими чертами для всех «лишних людей», встречающихся в произведениях М. Лермонтова, А. Пушкина, И. Тургенева, А. Писемского, И. Гончарова считаются:

  • душевная усталость;
  • эгоцентричность;
  • саморазрушительное поведение;
  • холодность и расчетливость;
  • скептическое отношение к окружающей действительности;
  • общественная пассивность.

Образ Печорина спорен и противоречив. Герой обладает чувственной и возвышенной натурой, но находится в плену эгоистичных помыслов. Страдает от собственного индивидуализма и превосходства, но не желает становиться проще и лучше. Общество считает его названым братом порока.

Печорин разрушает человеческие судьбы не столько от отсутствия эмпатии, сколько от обыкновенной скуки.

Печорина нередко сравнивают с Онегиным

Печорина нередко сравнивают с Онегиным, однако эти герои похожи только на первый взгляд. У пушкинского персонажа в молодости было много шансов для развития, но к зрелому возрасту он превратился в скучающего интеллигента, потерявшего способность радоваться жизни. Печорин изначально был лишен возможности для совершенствования личности, в его трагедии виноваты политические реалии.

«Байронический» характер персонажа Печорина — вечного скитальца, противопоставляющего себя обществу — является очевидным признаком романтизма. За реализм в книге отвечает объективность автора, отстраненно повествующего о жизни главного героя и придающего большое значение историческим фактам, вплетенным в канву повествования.

Жанр и композиция романа

События, про которые рассказывается в книге, происходят в первой трети девятнадцатого века на Кавказе. Сюжетная последовательность, представленная автором в оглавлении романа, и реальная хронология действий не совпадают. На самом деле части произведения должны располагаться в следующем порядке:

«Тамань» глава

  1. «Тамань» (первый визит в южные земли, контрабандистские хроники).
  2. «Княжна Мери» (пребывание на водах в Пятигорске, встреча с Лиговской, знакомство с Грушницким).
  3. «Бэла» (дуэль с молодым юнкером, последующая ссылка в военную крепость).
  4. «Фаталист» (кавказская станица, смерть Вулича).
  5. «Максим Максимыч» (краткий разговор со штабс-капитаном).

Спутанность хронологии выбрана автором неслучайно. В первых главах читатель видит Печорина глазами Максима Максимовича и другого проезжего офицера. Они способны оценить лишь внешнее проявление спорных поступков молодого человека, так как не имеют никакого представления о его внутренней мотивации.

В последующих частях повествование ведется самим главным героем, рассказывающим о своих похождениях и переживаниях в дневнике. Благодаря этим записям автор добавляет новые черты к уже сложившемуся образу персонажа. Чем больше становится известно о Печорине, тем глубже проявляется трагедия растраты его потенциала и масштаб разрушительных последствий от его действий.

Герой романа Печорин

Повествование от лица нескольких рассказчиков позволяет дать объективную оценку центральному персонажу, ярче раскрыть его личность и пролить свет на его внутреннее отношение к происходящему. Разрозненный порядок глав только подчеркивает противоречивость Печорина и общую несвязность его жизни, лишенную смысла и какой-либо цели.

Жанр произведения определяют как социально-психологический роман, однако каждая из его частей обладает дополнительными признаками. К примеру, в «Бэле» содержатся черты путевого очерка и кавказской новеллы, а «Тамань» и «Княжна Мери» — дневниковая форма повествования.

Заглавие бессмертного романа М. Ю. Лермонтова давно стало фразеологизмом, используемым для описания людей, обладающих большим потенциалом, но не умеющих реализовать себя и принести пользу обществу. Несмотря на то что эта книга создавалась в ответ на события, происходившие два века назад, суть произведения по-прежнему не теряет актуальности.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector