Природа и пейзаж в романе «Герой нашего времени»

Невозможно себе представить ни одного произведения, где не уделялось бы внимания описанию природы или пейзажа. В романе «Герой нашего времени» они способствуют тому, чтобы полностью понять задумку автора, потому что структура их изображения многообразна и точна. Основная роль пейзажных зарисовок — помочь воспроизвести в воображении описываемые события и определить, что творится в душе того или иного персонажа.

Пейзаж в романе герой нашего времени

Анализ произведения

Эта работа М. Ю. Лермонтова — уникальное событие для русской культуры и литературы. Писатель сумел создать новаторское произведение, опираясь на различные литературные направления и проблемы общества 19 века. Лермонтов стал первым, кто взялся за реалистическую прозу в отечественной литературе, занялся переосмыслением методов написания и расширением функциональных возможностей композиционных элементов. Благодаря автору в прозе появился яркий образ, характеризующий эпоху, который выпал из круговоротов того тревожного времени.

Основные темы произведения кроются в образе Печорина. Он на самом деле умен и дальновиден, однако это делает его «лишним человеком». Окружающее общество не может угнаться за ним. Печорин становится отдельной личностью со своим сознанием. Главный герой неподвластен тем эмоциям, которые наполняют жизнь окружающих людей. На фоне других персонажей романа он:

Природа и пейзаж в романе герой нашего времени

  • холоден;
  • расчетлив;
  • циничен.

М. Ю. Лермонтов хотел отразить эпоху, когда умный и образованный человек мог потерять смысл и цель своей жизни. Этим произведением автор старался предостеречь будущие поколения.

Композиция и тема

Проблема отношений Печорина и общества раскрывается в разных гранях характеристик героя. Начиная с самой первой главы, читатель испытывает к нему или антипатию, или симпатию, что делает образ персонажа глубоким.

Социальный психологизм «Героя нашего времени» строится на романтических направлениях 19 века и повестях автора. Чтобы раскрыть тонкую душевную организацию Печорина, писатель прибегнул ко многим своеобразным элементам композиции:

Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый

  • Нарушение хронологического порядка.
  • Яркий характер персонажа.
  • Разнообразие жанров, объединенных в одно произведение.

Раньше уже использовали такие методы, как совмещение ряда повестей в отдельный сборник, авторство которого отведено конкретному рассказчику. М. Ю. Лермонтов сумел преобразить эту систему. Он провел тонкую нить между своими повестями, объединив их одним действующим лицом и его историей. Получилось отдельное произведение с нарушенной хронологией.

Автору удалось получить новый тип героя, которому не важны предрассудки, однако он не понимает радости созидания, любви, благородства. Лермонтов сделал акцент на его характере: силе, непокорности жизни и проблемам, страдающего от поиска собственного смысла существования и обреченного на одинокое блуждание.

Функции пейзажа и связь с человеком

Роль описания окружающей среды в романе огромна. М. Ю. Лермонтов особенно выделяет назначения пейзажных зарисовок в произведении:

Природа в романе герой нашего времени

  1. Описание природы как фон для происходящих событий.
  2. Раскрытие характера через пейзаж.
  3. Тональность повествовательных элементов.
  4. Косвенное объяснение авторской позиции.

Можно привести пример описания пейзажа, который в начале повествования вводит читателя в мир, где происходят действия романа. Рассказчик, который оказался в Койшаурской долине, очень четко описывает скалы «неприступные, красноватые, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар», «обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов».

В «Тамани» читатель сталкивается с другими картинами природы: загадочностью лунного пейзажа, авантюрной атмосферой происходящего. Окружающая обстановка становится фоновым изображением действия в произведении и задает тон всему роману «Герой нашего времени».

Природа и человек — их связь неоднозначна. Автор вводит понятие «водяное общество» — большую группу людей, которые собрались в Пятигорске рядом с минеральными источниками. Хоть Печорин и относится к нему, взаимоотношения с его представителями наполнены противоречиями и конфликтами. В самом этом обществе, в истории Вулича нет тех образов природы. Потому что они ниже ее.

Природа в романе герой нашего времени

Печорин — глубоко чувствительная натура по отношению к истинной природе. Он мечтает о соединении с естественной жизнью, желает стать одним целым с окружающим миром. Люди, которые не связаны с условными правилами социума, далеки от цивилизованной среды, считают природу самой важной частью своей жизни. Она, например, становится неотъемлемой частью души контрабандистов. Печорин подслушивает разговор между девушкой и мальчиком, и читателю становится понятно, что писатель старался не предоставить развернутого описания окружающей обстановки, а скорее показать только его практическую часть, например, «туман густеет».

Предвестник событий

В повести «Бэла», когда читатель еще не знаком с Печориным, автор дает такую картину окружающей среды: «солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах». Складывается впечатление какого-то равнодушия и отсутствия тепла. Читателя не подводит предчувствие. Лермонтов рассказывает о холодном отношении Печорина к Максиму Максимычу после долгой разлуки.

В повести «Княжна Бэла» пейзаж говорит читателю, что у Печорина с Верой все кончено. Он не успеет догнать свою любовь: «солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро…». Все так мрачно и не предвещает счастливого финала.

Раскрытие внутреннего мира

Пейзаж М. Ю. Лермонтова передает важные особенности: переживания персонажей, эмоции, глубокий лиризм. Автор доносит волнение с помощью описаний природных явлений, придавая яркость своей прозе. Например, повесть «Бэла» наполнена искренним восхищением Лермонтова и правдивыми картинами нрава горцев, уклада их существования и бедного положения. Народы Кавказа постоянно сталкиваются с трудностями, и, раскрывая их неблагоприятные фрагменты жизненного устоя, Михаил Юрьевич проявляет сочувствие.

Солнце пряталось за холодные вершины герой нашего времени

Величественные картины и художественные описания очень талантливо показаны Лермонтовым, особенно для раскрытия Печорина, как основного персонажа. Его дневник пестрит потоком чувств, мыслей, настроений, что помогает читателю глубже погрузиться во внутренний мир героя: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?». Печорин становится поэтичным образом, он любит природу и умеет лирично передать то, что у него перед глазами. Периодически мысли героя сплетаются с мнением о некоторых людях и о себе самом.

В повести «Княжна Мери» Лермонтов описывает два состояния Печорина: до и после дуэли. «Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление…». Здесь Печорин опять приоткрывает частичку своей души, он не играет, не притворяется. После дуэли его состояние становится безрадостным: солнце уже не настолько яркое, оно даже не грело своими лучами.

Описание природы герой нашего времени

В повести «Фаталист», где описывается звездное небо, Печорин начинает размышлять на тему судьбы поколений. Сидя в крепости, герой испытывает невыносимую скуку даже по отношению к природе. Душевное устройство Печорина в этот момент отлично передано пейзажем. Описание природы важно, потому что, находясь с ней наедине, герой невероятно счастлив.

Бескрайний простор моря связан с надеждой Печорина. И он видит себя матросом, который вырос на разбойничьем бриге, а теперь желает вновь вернуться на прибрежные пески и смотрит вдаль.

М. Ю. Лермонтов хотел отточить каждый отдельный фрагмент своего произведения. Ему удалось этого достичь, потому что речь главного героя стала невероятно поэтичной, культурной и крайне проницательной.

Особенности природы М. Ю. Лермонтова

Пейзаж в романе воссоздает описываемые события и их реализм. Авторская точка зрения помогает с помощью природных явлений узнать, каковы истинные причины поступков персонажей, их поведения и эмоций.

Природа в романе наполнена глубокими смыслами, потому что сам Лермонтов испытывал к ней невероятно нежные чувства. Автор пытается противостоять бесцельности и бездумности жизненного устоя общества, которым следует поколение 19 века.

Описание природы солнце уже спряталось в черной туче

М. Ю. Лермонтов считал Кавказ волшебным местом с прекрасной природой и интересными самобытными людьми. Он часто ездил туда со своей бабушкой поправлять здоровье. Писатель относился чувствительно к прекрасным первозданным пейзажам. Возможно, именно поэтому его произведение наполнено любовью к кавказской природе. Это выражается в использовании таких средств выразительности в произведении, как эпитеты: «золотой туман утра»; «умирающая прохлада ночи» и др.

Самые главные образы природных явлений раскрывают поэтичность персонажа еще до того, как читателю удается познакомиться с ним через дневник. Изначально Печорин являет себя перед читателем равнодушным человеком, и писатель не дает возможности понять его внутренний мир, кроме как через пейзаж. Дневниковые записи же открывают сложную структуру его мышления и противоречивость.

М. Ю. Лермонтов использует изображение природы для описаний героев, поэтому именно они помогают проанализировать характеристики персонажей, переживания и суть романа, а также побудить читателя размышлять на тему места природы в своей жизни.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector