Top.Mail.Ru

Краткое содержание и анализ пьесы Лермонтова «Маскарад»

Произведение является одним из ранних в творчестве писателя, оно было создано в то время, когда автор начал знакомиться более плотно с жизнью светского общества, в котором были различные развлечения. Но опубликована драма лишь после смерти поэта, так как цензура ее не пропускала. Кратко описанный анализ пьесы Лермонтова «Маскарад» пригодится для подготовки к уроку литературы ученикам в 9 классе.

Михаил Юрьевич Лермонтов

История создания

История написания произведения «Маскарад» настолько же печальная, как и содержание, поскольку созданная еще в 1835 г. драма была издана лишь в 1842 г., уже после смерти Лермонтова.

Причин для этого было несколько, но главной являлась цензура, не пропускавшая эту пьесу в стихотворениях.

Объяснить такую строгость можно, если ознакомится с некоторыми интересными фактами:

История создания

  1. Ко времени создания драмы писатель уже познакомился со светской жизнью общества и постоянными интригами. Получение такого опыта и было вдохновением для Лермонтова на написание «Маскарада».
  2. Некоторые критики и литературоведы считают, что в основе драмы находится настоящая история. Одно из доказательств обусловлено тем, что несколько раз жену главного персонажа Нину автор называл Настасьей Павловной, явно отсылая к описанию человека из реальной жизни.
  3. Главный символический смысл драмы — образ маскарада, этого светского развлечения, которое было популярно в то время. Такие мероприятия проводили в основном в Петербурге в знатном доме Василия Энгельгардта, потому выраженная демонизация этих праздников и размышления Лермонтова на эту тему априори не встретили понимания цензуры и общества.
  4. Всего было три редакции произведения, в том числе и после драматической цензуры, которую автор специально создал, поскольку мечтал увидеть театральную постановку своего творения. Каждый раз сочинения возвращались Лермонтову на доработку. К примеру, первую редакцию, заканчивающуюся смертью Нины, цензоры восприняли как чрезмерно страстную, хотя, наверное, причина скрывалась в осуждении маскарадов. После чего писатель исправил финальный эпизод, добавив неизвестного героя, однако и эта попытка была провальной. В результате автор полностью переработал произведение, даже поменял всю систему образов и название на «Арбенин», но и это не увенчалось успехом.

Интересно, что сохранилась лишь вторая редакция драмы, которую изучают сегодня.

Характеристика персонажей

Если проанализировать главных героев в произведении, то можно отметить, что все они являются сложными личностями и создают противоречивое рассуждение у читателей во время прочтения пьесы «Маскарад». Среди них нужно выделить следующих персонажей:

Характеристика персонажей

Князь Звездич

  1. Евгений Арбенин. Богатый и авторитетный человек, он не догадывается, какие у него пороки. В прошлом главный герой познал все радости распутной жизни, часто проводил время в женском обществе, при этом девушки были как свободные, так и замужние. Став уже взрослым, циничный Евгений решил завести семью, впервые влюбляясь в избранницу.
  2. Нина. Молодая дворянка, имеющая кроткий характер. Эта девушка становится женой Евгения, по-настоящему любит своего супруга и мечтает о взаимности. Однако это нетерпеливое стремленье все время разбивается о зрелость и невозмутимость мужа, который в действительности души не чает в супруге, но думает, что чрезмерная демонстрация чувств является неуместной. Героиня добродушная и покладистая, вероятно, это и сыграло с ней злую шутку.
  3. Баронесса Штраль. Интриганка, которая спровоцировала конфликтную ситуацию, завершившуюся трагедией. Личность неоднозначная, то проявляет сострадание, то месть и подлость. Она специально выставляет неповинную Нину в непригодном свете, чтобы не запятнать своего имени и не предстать в обществе непристойной дамой. В результате Штраль раскаялась в клевете на супругу Евгения, но почему-то не нашла нужных слов, чтобы донести правду до ее ревнивого мужа. Вместо этого, баронесса тайком проникает в дом своего любимого Звездича, чтобы сказать о вероятной расправе с ним.
  4. Князь Звездич. Это азартный человек, он с удовольствием играет как в карты, так и с судьбами людей, но даже не думает о дальнейших последствиях. Теряется, когда эти неприятности происходят, невзирая на то, что любимая баронесса предупредила его об опасности.
  5. Шприх. Светский лицемер, ради собственной выгоды готов на все. Не зря писатель сделал упор на такие его качества, как злобная ухмылка и стеклянные глаза.

В произведении описано еще несколько второстепенных ролей. Это князь Казарин, который является связующим звеном для остальных героев драмы, и странный неизвестный персонаж, возникающий в финале пьесы.

Композиция произведения

Естественно, для лучшего усвоения материала стоит прочитать произведение в оригинале, оценив по-настоящему авторский слог, но в крайнем случае можно использовать краткий анализ драмы Лермонтова «Маскарад» с адаптированным содержанием.

Композиция пьесы имеет три части:

Композиция произведения

  1. Завязка. Звездич, Штрих и Арбенин играют в карты. Первый с позором проигрывается, выдавая этим свою неопытность, но Евгений из жалости за него отыгрался и спас от долговой тюрьмы. Чтобы еще больше смягчить ситуацию, Арбенин предложил поехать на маскарад, который проводился в одном богатом доме, не зная о том, что здесь же будет находиться его супруга Нина. На торжестве некая девушка в маске в знак симпатии подарила Звездичу дорогостоящий браслет, который до этого случайно уронила Нина. Через время в доме у баронессы, закрутившей эту интригу, собираются Звездич и главная героиня. Первый убежден в том, что Нина преподнесла ему браслет, хоть девушка дала ему отпор. Звездич похвастался Евгению украшением, последний узнал его, потерял рассудок от ревности и устроил огромный скандал.
  2. Кульминация. Баронесса не стала себя раскрывать, спасая собственную честь с помощью оговоренной Нины. Она пустила слух об измене главной героини со Звездичем, говоря это Шприху. Сплетни постепенно распространяются в обществе и доходят до Евгения, который до этого бездействовал и ужасно страдал, сомневаясь в добродетели жены. В ярости он ворвался в дом Звездича и попытался убить его, но не сделал этого, поскольку струсил в ответственный момент. Евгений решает отомстить князю иначе, он садится с ним за один картежный стол, обвиняет в шулерстве и не принимает от него дуэль. Имя Звездича было опорочено. После Евгений решил отомстить жене, подсыпав яд в десерт. Нина умирает.
  3. Развязка. Возникает неизвестный герой, обличающий убийство героини, и приводит Евгению все доводы о том, что девушка невиновна. Арбенин осознает, что он сделал и бросается к гробу супруги, впадая в безумство.

Главная мысль

Познакомившись с кратким содержанием, можно сделать анализ «Маскарада» Лермонтова в качестве вывода о прочитанном. Естественно, в первую очередь автор хотел показать порочность общества, считавшего себя высшим, поскольку оно было полностью лишено таких основных человеческих качеств, как взаимовыручка, благородство и сочувствие.

В пьесе четко прослеживается, что, независимо от собственного положения, каждый человек готов утопить другого, чтобы не порочить своего имени. Что относительно Евгения, являющегося главным героем этой драмы, то его основной порок состоит в том, что он требовал добродетели от остальных, будучи грешником по своей ужасной натуре. Его любовь к жене — это только самолюбие, которое было уязвлено в результате появления слухов о неверности Нины.

Основная тематика и проблематика

Общественное давление заставило пойти бывшего азартного игрока на самое ужасное — убийство жены, которое неожиданно показалось Арбенину наилучшим выходом из сложившегося положения.

Наверное, единственным счастливцем в этом случае был Звездич, поскольку он не очень далек, чтобы понять трагизм всего случившегося. Он пытался оправдать свою честь, у него это получилось сделать с помощью обличения неизвестного, а все другое для князя было неважно. Именно так выглядело высшее общество тех времен.

Конфликт и проблематика

Конфликт в драматургии имеет немаловажное значение, поскольку это главная действующая сила, пружина, которая двигает и развивает действие, и основной способ раскрытия образов героев. Во время выбора конфликта, его понимания и разрешения воплощается концепция писателя, художественный смысл пьесы.

Анализ пьесы

В конфликтной ситуации Евгения с высшим обществом звучит «железный стих, облитый горечью и злостью», который направлен против людей, превративших собственную жизнь в шумный, яркий, но пустой бал. Лишь закрыв лица масками, они становятся такими, какие есть в действительности. Так в произведении отображается авторская позиция.

В пьесе можно отметить социальный жанр конфликта. Это борьба Арбенина с дворянством. И внутреннее психологическое противоборство, которое происходит в сознании Евгения.

Идейный смысл произведения был подсказан карточной игрой. В светском высшем обществе это являлось заметным и постоянным явлением. Лермонтов не мог не описать это.

В идее пьесы находится проблема «высокого зла», порожденного активным стремлением к добру и счастью.

Тот ураган, который производит главный герой, показывая мистификацию добродушия и благородства, может вырасти до размеров бунта против этого общественного порядка, когда основную роль в жизни начинает играть зло, маскирующееся под «добро». Непосредственно в названии произведения скрыт этот смысл.

Сила Евгения состоит в том, что он ходит без маски, и при этом срывает их с остальных людей. Именно поэтому его фраза: «Преграда разрушена между добром и злом», — прозвучала так торжествующее. Это была победа над общественной философской мыслью, которая определяла в целом поведение главного героя и его отличие от остальных персонажей. В этом состоит идейный центр произведения.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector