Top.Mail.Ru

Краткое содержание и жанровое своеобразие романа «Война и мир»

Структурная особенность и жанровое своеобразие романа «Война и мир» заключаются в том, что произведение соединяет в себе черты множества стилистических направлений. Лев Николаевич описывает народную жизнь, падение культуры и искусства, выдвигает проблему дворянского общества и человеческих судеб, а также государства в самый важный момент главного исторического события.

Война и мир жанровое своеобразие романа толстой

История написания

Вначале Лев Николаевич хотел создать рассказ о возвращении из тюремных стен участника декабрьского восстания. Но начав прорабатывать главного героя, писатель понял, что нужно описать непосредственно революцию. Толстому пришлось вернуться в прошлое персонажа, повествуя о его становлении на войне с французами. И через время битва с Наполеоном стала основной темой, где происходят действия главных героев.

Прототипом практически всех персонажей являются настоящие люди, которые жили в ту эпоху. Прообразы большинства из них можно отыскать в родословном древе Толстого (практически 210 героев реальны из 560 описанных):

  • Курагины описаны с зажиточного рода дворян Куракиных;
  • Болконские и Ростовы представлены родными писателя — Толстыми и Волконскими (бабушки и дедушки автора);
  • Друбецкие — намекают на род Трубецкие. Один из дворян этой знатной фамилии принимал участие в декабрьской революции, а его супруга поехала за ним в ссылку;
  • Федор Долохов носит измененную фамилию Дорохов;
  • определенных исторических героев писатель указывает напрямую: Бонапарт, граф Апраксин, Александр I, Кутузов;
  • Андрей Болконский — русский военачальник Николай Тучков, он тоже погиб во время сражения с французами;
  • командир Василий Денисов описан с офицера Дениса Давыдова.

Особенности жанра

«Война и мир» — роман, который имеет все признаки реализма. Автор пытается максимально реально изобразить действительность. Развитие главных персонажей происходит с учетом окружающих событий.

Признаки романа эпопеи война и мир

Перед читателем идеальный образец романа-эпопеи. Писатель повествует о важных событиях, которые происходили в течение продолжительного времени. Причем действие происходит на фоне настоящих событий, в сюжетной линии описаны действительные места и люди.

Композиция эпопеи характеризуется постоянными монологами автора, когда читателя отрывают от основных персонажей и позволяют посмотреть на ситуацию намного шире.

Писатель воспевает патриотическую войну обычного народа с французскими захватчиками. Но при этом отмечает несправедливость мира в общем. Суть авторской позиции: разрешить появившиеся проблемы на глобальном уровне будет просто невозможно.

Но он показывает, как обычный человек, благодаря любви, может победить в себе зло, что, безусловно, позволит всем людям обрести счастье. Это и есть основная идея произведения.

Смысл названия

Из большого количества гипотез, истолковывающих идейно-художественный смысл названия романа, выделяются 3 основных:

Война и мир кратко

  1. Композиция романа: некоторые главы рассказывают о войне, некоторые — о мире. На контрасте писатель изобразил, как может раскрываться характер человека в различных реальностях и состояниях.
  2. Слово «мир» в названии в действительности обозначает «народ», то есть заголовок произведения «Война и народ». Это акцентирует внимание на основной тематике повествования — люди во время конфликта.
  3. Произведение отображает разные состояния общества. В начале повествования Толстой описывает «войну» в слабом и разрозненном государстве. А в финале изобразил народ, который сплочен угрозой, но он в «мире» с самим собой.

Сюжетные линии

Произведение разделено на большое количество связанных сюжетов. Но из них выделяются 3 линии:

Жанр войны и мира

  1. Наталья Ростова проходит долгий путь через семейные неурядицы, лживость и пороки дворянского общества, чтобы перед окончанием романа из ветреной женщины превратиться в заботливую мать и любящую супругу.
  2. Андрей Болконский в начале произведения пытается добиться популярности, однако тяжелое ранение поставило перед героем вопрос о смысле бытия. Пытаясь отыскать ответ и реализоваться, он работает чиновником, ищет счастье в женитьбе, защищает страну и лишь перед гибелью от смертельной раны обретает покой.
  3. Линия Безухова рассказывает о стремлении персонажа отыскать смысл жизни. В течение всего повествования он прошел через масонство, богатство и кутежи, неудачный брачный союз, Бородинское сражение и лишь в брошенной сожженной Москве нашел духовного наставника в образе обычного солдата Каратаева, который помог Пьеру найти внутренний покой.

Читатель может проследить за судьбами семей Курагиных, Болконских и Ростовых, а также различными событиями начала XIX столетия.

Описание персонажей

Система образов в произведении имеет несколько уровней: классификация по долгу службы, разделение по семьям, типология по убеждениям и по социальному положению. Одними из главных персонажей являются:

Что такое жанровое своеобразие

  1. Пьер. Незаконнорожденный сын зажиточного дворянина, толстый и неуклюжий человек. Имеет плохое зрение. Обладает мягким характером, но при этом физически очень силен. В течение всего повествования пытается познать смысл бытия, пройдя большое количество испытаний, получает душевное спокойствие. В конце произведения автор сделал намек на связь Безухова с декабристами.
  2. Наталья Ростова. Беззаботная, добродушная и наивная девушка из богатой дворянской семьи. Обручена с Болконским, но была подвержена чарам юного Курагина. В 1812 г. убедила семью сделать все, чтобы спасти раненных. После войны с французами выходит замуж за Пьера.
  3. Николай Болконский. Генерал в отставке, упрямый, деловой и жесткий человек. Избегает общества и проживает в усадьбе «Лысые горы». Воспитал детей в атмосфере умеренности и жесткости, но запугал дочку своей тиранией. Не смог пережить сообщения о нападении Наполеона и умер от избытка чувств.
  4. Кутузов. Напоминает недалекого и сонного старика, но имеет доброе сердце и острый ум. Чувствует народ и переживает за него, что и помогло ему выиграть войну у Бонапарта. Заботится не о популярности, а о жизни солдат.
  5. Бонапарт. Французский военачальник, самодовольный человек, не слышащий никого за исключением себя. Пылкий и нервозный, отличный оратор, однако равнодушен к солдатам, ему нужна только слава.

Основная тематика

Тема произведения довольно обширна. Толстой пытается раскрыть следующие актуальные вопросы:

Своеобразие романа война и мир

  1. Любовь. Под этим писатель понимает любовь в семье. Чаще всего лишь родные могут испытывать настоящие чувства. К примеру, Анна Друбецкая говорит, что ей все равно на репутацию, ее смысл жизни — собственный сын.
  2. Мысль семейная. Семья является самым дорогим, что есть у людей, и писатель доказывает это в романе: на примере неправильной семьи Курагиных и правильной Болконских автор высказывает свое мнение о нормальных семейных взаимоотношениях.
  3. Мысль народная. Реально изображая исторических персонажей, писатель пытается показать незначительность личности в исторических событиях. Как он считает, великие дела совершает обычный народ, а не цари.
  4. Патриотические чувства. Писатель пытается провести грань между настоящим и ложным патриотизмом.
  5. Духовные искания. Автор считает важным для людей познание себя и духовного поиска. Лишь те герои произведения, что пытаются найти истину, обретают счастье, а люди, которые только проживают свою жизнь в погоне за деньгами, пропадают бесследно.
  6. Тематика природы. Природа в произведении показана, как неотъемлемый атрибут людей, их духовное олицетворение.

Раскрытие проблем

Проблематика произведения так же насыщена и многообразна, как и повествование Толстого. Все это является актуальным и сегодня. В произведении раскрываются следующие проблемы:

 война и мир жанровое своеобразие

  1. Ложное и настоящее. Толстой пытается определить, что в жизни ложное, а что настоящее. К ложному он относит славу, власть и богатство. При этом настоящие ценности — семья и искренняя любовь.
  2. Война. Автор описывает ее, как бесполезное и жестокое событие, куда негодяи отправляют на смерть миллионы людей ради собственной выгоды. При этом Толстой понимает необходимость защиты своего государства и приветствует патриотизм русских солдат.
  3. Личность. Писатель отрицает основную роль отдельного индивидуума в человеческой истории. Человек для Толстого в масштабах вселенной сам по себе является никем. Но он хозяин собственной судьбы.
  4. Социальная несправедливость. Автор восхваляет обычных русских людей, которые во время нужды, невзирая на все несправедливости, не отворачиваются от своей страны. Но произведение все равно является пессимистичным, поскольку все плоды победы обычных граждан пожали бесполезные дворяне.
  5. Дворянское общество. Писатель с неприязнью изображает светское общество, которое погрязло в алчности, карьеризме и кознях. При этом он показал, что даже среди дворян существуют благородные и образованные люди, но их немного.

Каждый человек должен прислушиваться к себе и отыскать собственный путь развития, не давая обществу негативно повлиять на личные убеждения.

В работе над собой автор видел возможность людей поменять мир к лучшему, начав, естественно, с себя. Внутренняя свобода — основной ключ к пониманию главной мысли Толстого.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector