Top.Mail.Ru

Краткое содержание и анализ русской народной сказки «Теремок»

Одна из первых познавательных историй, которые взрослые рассказывают детям — это «Теремок». Анализ сказки знакомит с ее персонажами и композицией, помогает лучше понять основную мысль и идею. Короткое и легкое для восприятия произведение учит ребят взаимодействовать с окружающим миром. Оно повествует о дружбе, взаимной помощи и готовности терпимо относиться к другим людям.

Русская народная сказка «Теремок»

История создания сказки

«Теремок» — сюжет русских, украинских и белорусских народных сказок. Другие названия истории — «Домок», «Череп-терем», «Вошиная хата», «Решето», «Рукавичка». Всего известно около 40 вариаций знакомого с детства произведения. Общая композиция сказки «Теремок» во всех случаях остается неизменной. В пустое пространство — дом, дупло, рукавицу, кувшин — по очереди заселяются звери. В какой-то момент пространства в нем не хватает, и он ломается.

Первый вариант народной сказки был записан А. Н. Афанасьевым в период с 1855 по 1873 г. Впоследствии русские писатели В. В. Бианки, Е. И. Чарушин, В. Г. Сутеев, М. А. Булатов немного изменяли ее основное содержание, оставляя неизменным смысл и мораль. Каждая из сказок построена по такому идейному плану:

Мышка нашла пустой домик и заселилась

  1. Кто-то из животных первым находит пустое пространство (дом, кувшин, рукавицу) и заселяется в него.
  2. Постепенно к первому жильцу присоединяются другие звери (от мелких до крупных).
  3. Последним в уютно обустроенный домик просится медведь.
  4. Не выдерживая натиска мощного тела, теремок разваливается, и животные остаются без крова.

Легкость и незамысловатость сюжета вызывают интерес детей с самого раннего возраста. Историю рассказывают кратко или увеличивают количество персонажей, выбирают другое место действия, наполняют деталями, интересными детям старшего возраста. Сказка присутствует в списке рекомендованной литературы для учеников 1 класса.

Главные герои и содержание

В доброй и легко запоминающейся истории персонажи подобраны неслучайно. Это дружные звери — Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Зайчик-Побегайчик, Лисичка и Волчок-Серый бочок. Их главная черта — трудолюбие и гостеприимство. Краткое содержание сказки займет в читательском дневнике несколько предложений. Мышка находит пустой теремок и поселяется в нем. К ней по очереди просится жить лягушка, зайчик, лиса и волк. Все звери живут в дружбе и согласии. Вскоре приходит медведь, которого тоже впускают. Но он слишком большой и тяжелый, из-за чего домик зверей рушится. Далее сказка делится на 2 версии:

  1. Обитатели домика разбегаются и начинают новую жизнь, каждый сам по себе.
  2. Звери строят другой терем, лучше прежнего. Косолапый друг помогает им и остается жить в новом домике. Аналогичные версии есть про дупло, лошадиный череп и пенек.

«Теремок» — это сказка о жизни и взаимоотношениях животных, которые знакомы всем маленьким читателям. Они доброжелательны по отношению друг к другу и готовы прийти на помощь.

Персонажи народной сказки «Теремок»

Персонажи народной сказки подобраны гармонично. Лягушка — обитательница земли и воды. Заяц — персонаж, олицетворяющий слабость. Значение лисы — хитрость, а волк воплощает зло. Мышь — символ трудолюбия. Медведь не обладает добродетелями. Он стал символом разрушения. Краткий пересказ сказки необходим для подготовки к ответу на уроке, подготовки аннотации или записи в читательский дневник. Его проводят по плану:

  1. Заброшенный домик в саду.
  2. Мышка поселилась в новом месте.
  3. К Мышке попросилась жить Лягушка-Квакушка.
  4. Прискакал Зайчик, и тоже нашел приют в новом доме.
  5. Друзья живут дружно, к ним присоединяется Лиса.
  6. В теремке поселяется Волк, и всем становится еще веселее.
  7. Появление Медведя, который разрушает домик, пытаясь залезть на его крышу.
  8. Звери не унывают и вместе строят новую, более просторную избушку для всех.

Характеристика произведения

Поучительная история показывает ребятам, насколько важно вовремя оказать помощь и проявить заботу об окружающих. На примере знакомых с детства животных она доказывает важность дружбы, взаимовыручки, своевременно сделанных добрых дел. Анализ в читательском дневнике можно выполнить по плану:

Учительница читает детям «Теремок»

  1. Автор. Устное народное творчество.
  2. Название. «Теремок».
  3. Жанр. Литературная сказка о животных.
  4. Главная идея и значение. Нужно беречь свой дом и заботиться об уюте в нем. Нельзя быть равнодушным к чужой беде. Следует помогать по мере возможности всем, кто нуждается. По смыслу сказки все, кого приютили в теремке, были бездомными.
  5. Тема. Все люди должны быть добрыми и помогать друг другу.
  6. Чему учит. Сказка «Теремок» учит трудолюбию и гостеприимности. Мышке было бы скучно одной, а с друзьями было интересно и весело. Вместе легче пережить невзгоды, выжить в голодное и холодное время.
  7. Пословицы. «В тесноте, да не в обиде». «Вместе тесно, а врозь скучно».
  8. Мнение о произведении и вывод. Хорошо, что звери не расстроились и построили новый дом для всех. Общая беда сплотила друзей и помогла им обрести новое крепкое жилище.

Воспитательное послание сказки многогранно. Она повествует о сочувствии и дружелюбии. Звери, которые уже живут в теремке, приглашают бездомных обитателей леса к себе. Каждый из персонажей имеет свои привычки и характер. Однако герои могут существовать вместе. Даже трусливый заяц живет по соседству с лисой и волком, что в природе невозможно. В теремок хочется всем. Однако его обитатели не смогли соблюсти чувства меры, из-за чего происходит разрушение их жилища.

Интерпретация сюжета

Несмотря на простоту сюжета, у сказки есть глубокий психологический подтекст. Аналитики рассматривают пустой теремок как символ человеческого тела, неодухотворенного и незаселенного жизнью. Животные воплощают инстинкты и чувства. Первой в домик заселяется мышка, символизирующая искру жизни. Затем приходит лягушка, образ которой означает чувства и эмоции. Робкий и быстрый зайчик — символ обретения чувства самосохранения. Компания живет весело и беззаботно.

Лягушка заселилась в теремок

Однако покой друзей тревожат новые персонажи, которые ассоциируются со злобой (волк) и хитростью (лиса). Теремок «взрослеет», и возникает ощущение, что он перенаселен. Это выражается в нарастании внутреннего конфликта.

Так и в реальной жизни при кризисах люди ищут способы разрешения проблем. Теряя чувство меры, они не могут остановиться и провести самоанализ. При этом совершают ошибки — накапливают ненужные вещи, вступают в бесперспективные отношения, заводят вредные привычки, усложняют жизнь другими возможными способами. Однако чувство удовлетворения не наступает. Внутренний конфликт нарастает, а чувство меры утрачивается.

В этот момент появляется разрушительный персонаж — медведь. Обитатели теремка принимают его к себе, несмотря на угрозу развала домика. Так и в жизни появляется желание разрешить внутренний конфликт через разрушение. Начиная новую жизнь, человек отрекается от прошлого. Он меняет работу или место жительства, уходит из семьи, пытается навредить себе. Медведь приходит к нему в виде несчастного случая, проблемы со здоровьем или деньгами. Это сила, которой невозможно противостоять.

Животные выстраивают новое жилье

После разрушения любимого дома в распространенном варианте сказки животные выстраивают новое жилье. В реальности кризис также может стать толчком для пересмотра жизненных ценностей, помогает научиться держать под контролем гнев и агрессию. Однако есть примеры, когда хорошая жизнь заканчивается на крахе теремка. Предотвратить негативный исход можно, если применить самоконтроль.

Сложно найти сборник детских сказок, где бы ни присутствовала вариация «Теремка». В этом произведении выражена народная мудрость о том, что все должны жить в согласии. Противоположности могут приспособиться к совместному существованию. Главное — соблюдать во всем чувство меры, чтобы не допустить разрушения одновременно крепкого и хрупкого мира.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector