Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: анализ произведения
«Горе от ума» — шедевр русской литературы, написанный А. С. Грибоедовым. Критик Бестужев-Марлинский назвал пьесу феноменом, комедией, какой Россия не видела со времен «Недоросля». Пушкин дал свою критическую оценку произведению, сказав, что автор отлично описал любовный конфликт между персонажами. В ЕГЭ по литературе часто встречается анализ произведения «Горе от ума» Грибоедова, поэтому к пьесе нужно отнестись серьезно.
История создания
Стоит начать краткий разбор комедии с уточнения исторического и культурного контекста написания этого произведения. Писатель высмеивает нравы дворянства начала XIX в. К написанию «Горя от ума» Грибоедова побудил случай, произошедший в Петербурге. Рассказывают, что во время бала высший свет подобострастно отнесся к иностранцу. Грибоедов, будучи прогрессивным человеком, негативно высказал свое мнение о присутствующих, после чего многие стали считать его сумасшедшим. Комедию долгое время запрещали ставить в России, были запрещены афиши представлений.
Конфликты произведения
В произведении «Горе от ума» сосуществуют несколько конфликтов. Первый и основной — идейный между главным героем Чацким и фамусовским обществом. Второй конфликт заключается в любовном треугольнике между Софьей, Молчалиным и Чацким.
Основное столкновение
Конфликт комедии отражен уже в ее названии. От своего ума страдает главное действующее лицо пьесы Александр Андреевич Чацкий. Конфликт начинается, когда Чацкий приезжает после пребывания в Европе и сталкивается с фамусовским обществом, представителями консервативного дворянства. Действие происходит в Москве начала XIX в.
Чацкий быстро сталкивается с непониманием окружающих. В спорах обе стороны считают себя правыми. Фамусов не понимает, что может быть важнее чинов и богатства, а Чацкий выступает за свободу личности, отстаивает важность всестороннего развития человека.
Слова Фамусова говорят, что московскому обществу сложно принять сторону молодого прогрессивного Чацкого, ведь в таком случае им придется менять свой образ жизни. Им проще обвинить Александра Андреевича в сумасшествии.
Любовный треугольник
Второстепенный конфликт пьесы — любовный треугольник между Чацким, Софьей и Молчалиным. Главный герой влюблен в дочь Фамусова, а та хочет быть с тихим секретарем своего отца. Чацкий пытается понять, почему Софья так к нему охладела, и в разговорах понимает, что их взгляды на жизнь не совпадают. Молчалин — антипод Чацкого. «Служить бы рад — прислуживаться тошно», — произносит главный герой комедии. Молчалин же поступает по-другому, он думает только о своем состоянии, поэтому старается угодить Фамусову во всем.
Софья выбирает Молчалина и распускает слух о сумасшествии Чацкого на балу. Этот эпизод приводит к развязке.
Софья разочаровывается в своем решении, так как узнает, что Молчалин изображал любовь с ней, чтобы добиться более высокого положения в обществе. Чацкий уезжает из Москвы.
Система персонажей
В пьесе развитая система персонажей. Все герои обладают и положительными, и отрицательными качествами, что отличает эту комедию от произведений классицизма. Главные персонажи:
- Чацкий имеет такие положительные качества, как образованность, прогрессивность, но в то же время он вспыльчив и бесцеремонен;
- Фамусов берет взятки, ограничен в своих суждениях, но он уважаемый человек в Москве, хороший отец, который переживает за будущее своей дочери;
- Софья искренняя, наивная и решительная, но иногда она поступает жестоко и безрассудно по отношению к Чацкому;
- Молчалин карьерист, может прибегнуть к любым способам для достижения своих целей.
Описание второстепенных персонажей помогает раскрыть образы главных героев комедии. К ним относятся Лиза и Скалозуб. Внесценические персонажи не появляются на сцене, но упоминаются в произведении. Они помогают понять исторический и культурный контекст комедии. В произведении множество говорящих фамилий, они отражают главную черту того или иного персонажа. Это черта классицизма. Например, фамилия Молчалин говорит, что герой не имеет собственного мнения, соглашается с остальными.
Литературное направление
«Горе от ума» называют первой реалистической пьесой в России. Однако произведение сохранило черты и других литературных направлений. Анализ «Горя от ума» Грибоедова немыслим без уточнения новаторства автора в области литературного направления:
- Сохраняется типичное для классицизма единство места и времени. Место действия — Москва, где происходят все события комедии в течение нескольких дней.
- Представителем романтизма здесь является стремительный и прогрессивный Чацкий, которого не понимает общество. Он вынужден уехать из Москвы, так и не найдя своего места.
- В комедии нет единства действия, в ней 2 конфликта, а это означает, что Грибоедов отходит от норм классицизма.
В этом плане Грибоедов превосходно совместил черты нескольких направлений.
При анализе произведения можно сделать вывод, что текст комедии действительно является уникальным. Темы, поднятые Грибоедовым, актуальны по сей день.