Top.Mail.Ru

Характеристика Кутейкина из комедии «Недоросль»

Прибегая к сатире, Д. И. Фонвизин высмеял основные недостатки общества 17 века через персонажей комедии «Недоросль». Характеристика Кутейкина — дьячка без должного образования, который был нанят госпожой Простаковой в качестве учителя для сына Митрофана, непосредственное тому доказательство. Образ его описан емко, хоть сам персонаж появляется только в некоторых сценах.

Кутейкин обучал митрофана

Необузданная грамота

Проходя обучение в духовной семинарии, Кутейкин начал испытывать трудности уже на первом курсе. Вот почему, даже не попытавшись исправить ситуацию, он не продолжил учебу.

В связи с тем, что Кутейкин не окончил семинарию, шанс стать дьяком или священника исчез.

Характеристика кутейкина из комедии недоросль

Он имел возможность занимать незначительные должности дьячка или псаломщика. И все что было позволено, так это выполнять мелкую и грязную работу.

По какой причине героя настигла такая судьба можно только рассуждать. Но основополагающим фактором, конечно, являлось то, что герой был очень ленивый и незаинтересованный в саморазвитии человек. В связи с этим наставники даже не стали предпринимать каких-либо действий в сторону обучения Кутейкина.

Значение имени

Фамилия персонажа произошла от прозвища Кутейка. Она несет в себе несколько смысловых нагрузок. Какому из утверждений автор отдавал большее предпочтение не известно. Но эти значения отлично подходят для описания образа персонажа:

Кутейкин недоросль

  1. Фамилия Кутейкин имеет общий корень со словом кутья. Это каша, которая готовилась из целых зерен пшеницы, ячменя или других злаков, ее принято подавать на поминках. Любой церковнослужитель непременно угощался этим блюдом по долгу службы.
  2. Такое прозвище могло произойти от слова «кутить». Это означает вести ветреный и беспорядочный образ жизни.

Первый вариант подходит Сидорычу, так как это значение несет в себе образ церкви. А второе приближенно к его мышлению. Герой хотел без каких-либо усилий и труда иметь хорошие условия для жизни.

Особенности характера

Помимо нежелания персонажа к саморазвитию и реализации себя в жизни, он имел еще несколько неприятных черт. Пожалуй самыми основными являются:

  • жадность;
  • трусость;
  • тщеславие.

Первая проявляется в сцене обсуждения стоимости обучения Митрофана. Кутейкин хоть и признал, что ничему его не обучил, все же делает упор на то, что проблема скорее в подопечном, чем в преподавателе. Он требует повышение гонорара. Несмотря на трудности в образовании, у Сидорыча очень хорошая память. Он прекрасно запоминает различные мелкие детали, особенно если дело касается задолженности матери ученика, Простаковой.

Кутейкин недоросль характеристика

Такая цитата из произведения очень хорошо характеризует эту его сторону: «…Нет, милостивый господин, мой счетец зело не мал. За полгода за ученье, за обувь, что истаскал в три года, за простой, что сюда прибредешь, бывало, по-пустому, за…»

Герой был ужасным трусом. Если говорить кратко, то он мог часами рассуждать перед другими людьми о своей правоте, строить козни. Но как только дело доходило до личного общения, Кутейкин предпочитал молчать. Так, желая купить новые сапоги, под предлогом того, что старые износились, учитель создавал видимость решимости попросить денег у хозяйки. Но как только у героя появилась такая возможность, он решил отмолчаться и отложить разговор в долгий ящик.

Тщеславие проявлялось в чрезмерной самоуверенности. Сидорыч считал себя достойной личностью для просвещения молодежи. Значительно переоценивал стоимость своего труда. Он совершенно не задумывался о том, что ничего не достиг в жизни. Это суждение может подтвердить тот факт, что в произведении герой именуется как Сидорыч Кутейкин. Отчество и фамилия, которые он унаследовал от отца указаны, но нет имени. Возможно, по той простой причине, что оно не имеет смысла, как и все действия героя.

Горе-учитель

Несмотря на то что Кутейкин преподавал Митрофану славянскую словесность, даже его речь была безграмотна, не говоря о письменности.

При общении он употребляет жаргон и старославянские термины, все произносит невпопад. Порой сам не знает значения сказанных слов. Эти речевые особенности свидетельствуют о том, что Сидорыч не занимался саморазвитием, был невежественным и узко мыслящим человеком.

Характеристика кутейкина

К ученику Сидорыч относился с таким же пренебрежением, как и к грамоте в целом. Он не ставил себе задачей чему-либо обучить Митрофанушку. Главной целью была оплата его непосильного и кропотливого труда.

За долгих три года обучения его подопечный так ничего и не освоил. На каждом уроке Кутейкин относился к юноше холодно и раздраженно. В прочем у них была обоюдная неприязнь.

Братья по несчастью

Помимо Сидорыча в обучении Митрофана принимали участие Цыфиркин и Вральман. Как и Кутейкин, они тоже ничему не обучили юношу.

Первый в прошлом был военнослужащим. Уйдя в отставку в звании сержанта, решил переквалифицироваться в учителя. Предмет, который он преподавал — арифметика.

Характеристика кутейкин

Как и полагается военному, был крепким и статным мужчиной. В отличие от своих коллег он являлся добрым, ответственным и честным человеком. Это можно увидеть в моменте обсуждения результатов обучения. Цыфиркин был единственным, кто признался в том, что его методы не принесли плодов. За свою честность он единственный, кто получил вознаграждение.

Вральман был учителем французского языка. Но, как и коллеги не имел никакого образования. В прошлом работал кучером. Его ужасное произношение никак не могло поспособствовать качественному обучению мальчика. Вральман был слишком ленивым и хитрым, он поддерживал госпожу в ее убеждениях по поводу ненадобности образования.

Митрофан Простаков и Милон

Хоть преподаватель и играет более важную роль в обучении, не стоит забывать, что подопечный, а, точне, е его характер и навыки не менее важны. Митрофанушка является прекрасным образцом необразованности. Он хамоватый и жестокий юноша. Парня интересует только женитьба. Издевательски он относится к крестьянам и учителям.

Формированию такого отношения к окружающим способствовала чрезмерная опека родителей. Они многое позволяли сыну, хотя должны были, наоборот, надиктовать ему кучу правил, как нельзя себя вести.

Почему кутейкин не продолжил учение после семинарии

Из-за того, что Митрофан особо ничем не интересовался, он был не в состоянии оценивать красоту природы, тонкости искусства. Походил больше на дикое животное, чем на человека.

Грустным фактом является то, что юноша был очень смышленым и, при желании, вполне мог развивать в себе множество хороших и полезных качеств. Возможно, если бы его родители осознавали важность образования и более ответственно отнеслись к выбору педагогов, их сын мог достичь неслыханных успехов в жизни.

Полной его противоположностью был Милон — один из положительных героев произведения, жених Софьи. Не зря Стародум предпочел его в мужья своей племяннице вместо Митрофана.

Он обладал такими качествами как:

  • сила;
  • честность;
  • благородство;
  • храбрость;
  • здравомыслие.

Герой до конца был готов стоять за свое отечество, так как был прекрасным офицером. В любых ситуациях он дружелюбен к другим людям, что нельзя сказать о сыне Простаковой.

Проблемы образования

В произведении Фонвизина «Недоросль» писатель изобразил плачевное его состояние в XVIII веке. Во времена событий, описывающихся в произведении, Петр I издал указ, который обязывал господ обучать своих детей грамоте.

Кутейкин обучал митрофана

Наука, письменность в те года не представлялись для народа чем-то важным и значимым. В связи с чем высшие слои населения считали это веянием моды. Потому обучение своих наследников и наем преподавателей на дом было показателем состоятельности. Люди, привыкшие жить, опираясь на свой опыт, не видели смысла в образовании. Поэтому и не придавали значения образованности учителей. Да и результат их не особо интересовал.

Складывается следующая ситуация: родители нанимают наставников для собственных чад с целью показать высокий статус в обществе. Дети, в свою очередь, не видят смысла в обучении, ведь перед глазами у них пример отцов и матерей, которые смогли построить состояние и без знаний в грамматике и математике. И учителя, большая часть которых просто искала лучшей жизни под прикрытием церкви, не задумывались о важности образования и не доносили этой мысли до других.

Все герои, описанные в комедии, имеют реальных прототипов в жизни того времени. У действующих лиц говорящие и простые фамилии. Читателю легко воспринимать текст и запоминать персонажей. Есть ощущение, что Фонвизин создал произведение простым для восприятия преследуя определенную цель: возможно, он хотел донести до людей, что образование играет важную роль во все времена. Независимо от статуса и возраста человек должен всегда развиваться, открывать для себя что-то новое, а, главное, подавать пример окружающим.

Кто такой кутейкин в комедии недоросль

Потомкам необходимо превосходить своих родителей. Получив знания от предков, последующее поколение должно их осмыслить, сделать выводы и преобразовать во что-то большее. И только образование может этому поспособствовать: умение писать позволяет запечатлеть информацию на бумагу, а чтение — ее воспринять. Великое начинается с малого.

Эта статья поможет написать сообщение-сочинение на тему: «Образ Кутейкина из комедии „Недоросль“». Также позволит подготовиться к открытому уроку по литературе. Но для того чтобы рассказ получился красивым, ученикам лучше всего будет составить краткую цитатную характеристику персонажа, а еще выписать крылатые фразы из произведения.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector