Top.Mail.Ru

Характеристика главных героев: «Лесной царь»

В. А. Жуковский, талантливый поэт и переводчик, новатор, адаптировавший множество зарубежных произведений для читателей, искусно использовал художественные средства, чтобы придать максимальную эмоциональность и выразительность своему творчеству. Внесение национального колорита, индивидуального стиля наглядно отображено в балладе «Лесной царь». Характеристика главных героев проливает свет на проблемы несправедливости, незаслуженной судьбы, успеха и борьбы.

В. А. Жуковский

Жанр русской литературы

Перевод Жуковского признан настолько оригинальным, что становится самостоятельным произведением по творчеству немецкого поэта. Баллада — произведение в стихотворной форме, описывающее экстраординарный случай. Её направление почти всегда подразумевает романтизм.

Основными составляющими романтизма являются:

  • напряжённость;
  • мистика;
  • высокая эмоциональность.

«Лесной царь» — произведение В. А. Жуковского, ставшее классическим не только в литературе, но и в музыке. Баллада — сказочный сюжет, фольклорные мотивы, жанр, имеющий отношение к легендам, преданиям. Балладное творчество объединяет поэзию, романтизм, сентиментализм, драму.

Тема баллады возникла на основе датской легенды о том, что земли и болота населены тёмными духами. Возглавляет их король эльфов: это он посещает умирающих, чтобы увести их в мир иной.

Книга Лесной царь

На примере баллады в период популярности зарубежной литературы Жуковский сумел показать, что русский язык ничуть не уступает французскому, английскому, испанскому.

Герои баллады

Автор создаёт три основных персонажа, участвующих в драматической истории. Кроме них присутствуют второстепенные (дочери царя).

Образ отца

Фрагмент из баллады Лесной царь

Отец по версии Жуковского предстаёт уже стариком, в чём ещё больший трагизм происходящего. Любящий своего болеющего сына отец понимает, в каком состоянии тот находится, и делает всё для облегчения его страдания. Он погоняет лошадь, сокращая время прибытия домой.

Старик не является суеверным, поэтому отрицает существование мистических существ, о которых ему сообщает сын. Его отношение к галлюцинациям однозначно: они сопутствуют высокой температуре, а лечение — подвластно медицине.

Всё, что остаётся — это поторопиться, предпринять возможные меры в связи с лечением. Отец пытается убедить сына в том, что страшного образа не существует, а лица, которые ему чудятся — результат лихорадочного состояния.

Больной ребёнок

Мальчика посещают фантастические образы, ему кажется, что злые существа окружили карету с лошадьми, а во главе у них находится Лесной царь. Он прилагает все усилия к тому, чтобы соблазнить юного путешественника своими богатствами, но мальчик не верит.

Сын прижимается к отцу в поисках защиты и помощи. Из-за лихорадки ему становится всё тяжелее дышать. Но он не понимает, что смерть близка, и продолжает бояться Лесного царя. Единственное, что его беспокоит — это разлука с отцом.

Лесной царь

Мистический царь, с одной стороны — результат воображения больного ребёнка. Существует ли он в реальности, учитывая, что образ лесного царя веками живёт в сознании народа, — неизвестно наверняка.

Маленький всадник отличается редкой красотой, он очаровывает собою врага душ человеческих. После множества попыток, соблазнительных сообщений злой дух овладевает разумом ребёнка и забирает его к себе в плен.

Лесной царь

Как открывает читательский анализ, «Лесной царь» представляет собой некий вызов, брошенный человеку в период испытаний в виде смерти, зла, страха. Злой дух способен «пленить» любого, в частности, совсем юного, преисполненного мечтаний, не ведающего проблем путешественника, направляющегося «по пути к своей мечте» .

Жуковский и Гёте: отличия произведений

  • В соответствии с идеей Жуковского, мальчик замёрз и очень болен, поэтому достоверность увиденного им в состоянии бессилия оставляет сплошные сомнения. Отец ребёнка — пожилой человек. Лесной царь, по описанию русского поэта, выглядит, как дух леса, старик с длинной бородой.

Жуковский избрал драматический жанр с присущими ему эмоциями: привязанностью к страдающему ребёнку, ужасом перед безысходностью, болью утраты. Фантастичность, мистика, мрак ночи и злодей, который искушает наивного мальчика, — творчество в стиле немецкого романтизма в основе вдохновения автора.

Урок литературы

По Гёте, встреча с Лесным царём происходит в действительности. Дрожь в теле мальчика начинается из-за страха перед неизвестным существом. О возрасте отца в балладе информации нет. Его боль описана подчёркнуто остро. Царь обещает юному всаднику материнскую заботу, развлечения со сверстниками, чего вовсе не упомянуто в балладе русского поэта. Гёте предлагает читателю портрет демона-искусителя с короной на голове и хвостом за спиной в своём произведении, — и никаких признаков возраста героя не указано.

Творчество Гёте относят к стилю, который объединяет в себе искусство, философию, науку. В центре его «индивидуального романтизма» — образ природы, элементы фольклора, поверий. Последователи жанра признают своим учителем Гёте, который отказался копировать реальность. Произведение отличается оригинальностью, начиная с названия: не «Король эльфов», а «Лесной царь».

В процессе анализа Лесного царя обоих произведений можно отметить тот факт, что в каждом случае грань реального и мистического сильно размыта. Баллада наглядно подчёркивает упор на более правдоподобную реальность Жуковского в противовес Гёте.

Легенда в творчестве Шуберта

Независимо от авторской версии Жуковского или Гёте, произведение отличают черты романтизма: стремление к необычному, интерес к неординарной эстетике, контрастирующей с реализмом.

Как известно, немецкий композитор Франц Петер Шуберт увлекался немецким романтизмом: Гейне, Шиллера, сочинял песни по мотивам их творчества. Его музыкальные конструкции построены в унисон с ассоциациями сюжета баллады. В мелодии Шуберта угадывается и стук копыт, и тревожное биение сердца, и неизвестность ночного леса.

Кратко о балладе Лесной царь

В его песне звучит повествование и о лесном духе, и об отце, а также об умирающем ребёнке. С развитием драматичной истории нарастают ноты рокового настроя. Романтизм обращён к иррациональному началу и подхвачен композитором как разочарование течением эпохи Просвещения вследствие доминирующей логики. Цель романтизма — показать иррациональную суть человека.

Идейно-содержательная наполненность

Лесной царь погоня

Согласно содержанию баллады, в процессе побега от лесных существ отец прижимает к себе испуганного ребёнка, защищая от страха и холода. У читателя возникает впечатление, словно судьба мальчика зависит от ускорения главных героев, холод леса и волнение героев проникают в душу.

В этой непрерывной спешке, агонии и одновременной заботе о сыне отец убеждает ребёнка, что это не царь гонится за ними, а деревья издают шорохи. Мальчик не в силах противостоять зловещей встрече. Царь настигает всадника и отнимает его жизнь.

Главные действующие персонажи — отец и сын; судьба — мистический царь. Драматизм усиливается финальной частью: несмотря на то, что всадник доскакал и сражался до последнего, в шаге от спасения он погиб.

Наиболее популярной идеей романтизма является судьба героя. Добро и справедливость не возобладали над злом. Незаслуженные страдания невозможно предотвратить, как и противостоять смерти.

Баллада Жуковского «Лесной царь», анализ произведения в свете представленных идей:

  • смерть — глазами взрослого и ребёнка;
  • борьба — каждому дано своё индивидуальное испытание в жизни;
  • мистичность — страх, неизвестность, зло представлены в образе царя.

Василий жуковский

Баллада наводит на грустные размышления, и, кажется, нет необходимости при анализе произведения создавать из тёмных и светлых пунктов сравнительную «таблицу», так как добро здесь отсутствует. Но в действительности смерть, зло, страх уравновешиваются идеей борьбы: намерение победить оправдывает неудачу героя и становится его достоинством. На этом сконцентрированы главные герои, и в этом нужно уловить смысл читателю.

Важно помнить, что ценность жизни велика, и независимо от того, сколько лет дарует судьба, следует распорядиться этим временем мудро, чтобы впоследствии ни о чём не сожалеть.

Быть смелым, бороться до конца, хранить себя от отчаяния, особенно если близкий человек в опасности. Постигла утрата, но выглядит герой победителем потому, что боролся.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector