Top.Mail.Ru

Характеристика Еремеевны из комедии «Недоросль»

Фонвизин мастерски описывал образы второстепенных героев в своих произведениях. Характеристика Еремеевны в «Недоросле» помогла автору раскрыть характер типичной русской крестьянки со всеми достоинствами и недостатками. Вместе с другими персонажами героиня создает картину жизненного уклада в семьях мелких дворян. Речь старой няни наглядно демонстрирует живой и образный русский язык.

Еремеевна недоросль

Судьба и характер Еремеевны

На момент повествования Еремеевна прожила в имении Простаковых без малого 40 лет. Была она крепостной крестьянкой, жившей при господском доме и выполнявшей роль няни для хозяйского сына Митрофана. Несмотря на плохое обращение, крестьянка проявляла преданность своим господам и по-своему любила их.

Митрофанушке старушка заменила родную мать, с раннего детства оберегала барчонка от любых невзгод, утешала и баловала.

Когда однажды дядя Митрофана, Тарас Скотинин, набросился на племянника, старая няня горой встала на защиту дитяти, пригрозив нападавшему, что «повырывает ему бельмы». Митрофан был отрадой для няньки, так же как и для собственной матушки. Старушка проявляла по отношению к нему чрезмерную опеку, тем самым еще больше портя характер недоросля.

Кто такая еремеевна в недоросле

Сам Митрофан не испытывал по отношению к няне ни признательности, ни сочувствия, называл «старой хрычовкой». По любому поводу воспитанник жаловался на крепостную своей взбалмошной матери, чтобы та отчитала или наказала прислугу. В усадьбе к старушке относились сочувственно. Однако другие крепостные ничем не могли помочь Еремеевне, так как сами находились в бедственном положении.

Госпожа Простакова отличалась деспотичным характером и очень жестоко обращалась со своими крестьянами. Сама няня осознавала всю плачевность своего положения и давно смирилась с судьбой.

Она понимала, что ни в ком ей не найти защиты. Раболепное поведение Еремеевны было следствием этого понимания.

Цитатная характеристика героини

Характеристика Еремеевны из комедии «Недоросль» особенно ярко вырисовывается из цитат. Вот какой предстает перед читателем няня Митрофана по описанию автора:

 характеристика еремеевна

  • Cтарая нянька настолько привыкла к беспрекословному подчинению, что проявляла его даже по отношению к гостям дома — «…сложа руки, стала как вкопанная, выпяля глаза на Стародума, с рабским подобострастием…».
  • Еремеевна старалась всегда и во всем угодить хозяевам — «…Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь…».
  • Автор явно относит крепостную к группе отрицательных героев, ведь, несмотря на свою доброту, женщина не отличается высокими моральными качествами и участвует в похищении Софьи Простаковыми — «…отталкивая от Софьи Еремеевну, которая за нее было уцепилась…».
  • Хозяйка не испытывает к няне сына ни капли благодарности и всегда готова одарить ее очередным обидным прозвищем — «…Ты же еще, старая ведьма, и разревелась…».
  • Митрофан, вторя матушке, всячески бранит свою бывшую кормилицу — «Пострел их побери и с Еремеевной…».

Речевые обороты Еремеевны и учителей Митрофана выдержаны в манере непринужденного просторечия и насыщены местными диалектизмами. Из уст героев то и дело звучат бранные слова, фразеологизмы, поговорки.

Например, няня говорит Простаковой об Адам Адамыче: «Я и к нему было толкнулась, да насилу унесла ноги. Дым столбом, моя матушка! Задушил, проклятый, табачищем. Такой греховодник». Чуть позже героиня сетует на судьбу: «Нелегкая меня не приберет! Сорок лет служу, а милость все та же…».

Приведя учителей к Правдину, няня так их представляет: «Вот тебе и вся наша сволочь, мой батюшка…».

Анализ образа

В комедии «Недоросль» Фонвизин традиционно дал всем героям «говорящие» имена. Значение имени Еремеевна в контексте пьесы означало — мать, кормилица. Ведь это была женщина, вскормившая Митрофанушку с юных лет, постоянно хлопотавшая о его сытости и здравии. Делая кратко анализ образа в произведении, можно сказать, что автор с его помощью показывал, как крепостное право растлевало общество той поры.

Характеристика еремеевны из комедии недоросль

Униженное, бесправное положение крестьян вынуждало их приспосабливаться к рабским условиям жизни. В результате даже добрые по натуре люди приобретали уродливые черты характера — угодничество, лесть, лицемерие, подобострастие. Крепостные при этом не испытывали ненависти к своим мучителям, им чуждо такое понятие, как человеческое достоинство.

Этим произведением Фонвизин в очередной раз подталкивает читателя к мысли о необходимости отмены крепостного права. Автор косвенно намекает на то, что судьбы людей не должны быть столь тяжелы и трагичны, писатель пропагандирует равенство.

Ведь, по сути, дворяне ничем не лучше тех, кем они управляют по праву рождения.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector