Н. В. Гоголь «Мертвые души»: анализ произведения

Николай Васильевич Гоголь — загадочный автор, который написал немало достойных работ, однако самой центральной в его творчестве является та, над которой он трудился почти семнадцать лет — это поэма «Мертвые души». Анализ произведения позволит ученикам более тщательно подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ по литературе. При разборе поэмы следует делать акцент на смысле, проблематике и композиции этой работы Гоголя.

Мертвые души жанр

История создания

Как известно, главная идея для гоголевского произведения принадлежит А. С. Пушкину, который рассказал сюжет из своей жизни во время кишиневской ссылки. В 1831 году Александр Сергеевич получил известие о том, что Гоголь начал работу над поэмой. В центре романа живет предприимчивый деятель, который скупает у помещиков умерших крестьян и закладывает их души в совете для получения денег.

Гоголь

В 1841 году поэма была написана, однако цензура ее не допустила в печать. С помощью известного критика Белинского произведение отправилось в Петербург, где получило разрешение и вышло в свет 21 мая 1841 г.

Последние годы Н. В. Гоголя посвящены второму тому романа. В 1852 г. он был завершен. После прочтения произведения духовником писателя, тот нелестно отозвался о некоторых главах. Возможно именно по этой причине второй том поэмы был брошен в огонь. В том же году вслед за своим творением ушел из жизни Н. В. Гоголь.

Основная идея

Главную концепцию романа вычислить довольно трудно, ведь читатель имеет только одну часть из трех возможных. По словам критиков, темой «Мертвых душ» является разоблачение безобразной русской жизни, которая прежде всего зависела от системы управления страны. Н. В. Гоголь был пречислен к ряду сатириков, которые смело раскрывали зло наружу. У этого произведения сложилась такая же судьба, как и у «Ревизора»:

Мертвые души анализ произведения

  1. Читатели сделали выводы, которые автор совсем не представлял.
  2. Вопреки желанию писателя всем приходится видеть только отрицательные стороны России того времени.

Н. В. Гоголь не поддерживал образ жизни помещиков, поэтому смысл его произведения заключался в том, чтобы указать на все проблемы той эпохи и избежать их в будущем.

Также автор желал изобразить жизнь страны в хорошем ключе, однако читателю из-за некоторых поступков персонажей довольно сложно разглядеть лучшие стороны главных героев романа «Мертвые души».

Жанр и направление

Мертвые души анализ

Период Н. В. Гоголя принято считать временем расцвета реалистической литературы, в которой он разоблачал реальные противоречия между слоями населения, желая проникнуть в души, понять человеческую боль.

Поэма вызвала довольно продолжающуюся дискуссию, которая не утихает до сих пор. В самом начале не было понятно, каково же авторское определение жанра. «Мертвые души» сперва считались как роман, но позже в письме Жукову поэт изображает их как поэму.

Главной причиной данного изменения является то, что кроме описания реальной действительности, которая вызывает недовольство Гоголя, есть идеальное начало, явившееся в лирическом отступлении произведения, где автор показывает красоту этого мира. Также признаком поэмы является то, что Гоголь описывает не жизнь какого-либо определенного одного героя, а всего народа в целом.

Композиция произведения

Поэма изначально должна была состоять из трех томов. В первом идет повествование о том, что Павел Иванович Чичиков приезжает в некий город, в котором желает стать важным и востребованным человеком, и ему это удается. Жители этого места не знают его истинных целей: покупка умерших крестьян, чтобы оформлять их на свое имя как живых и получать за них ссуду. Читатель понимает, что Чичиков — человек, который ищет выгоду во всем, всегда пытается заработать любыми способами, умеет вертеться в жизни.

Второй том. Версия является черновиком, где некоторые герои проходят с разными именами и возрастом. Эта часть произведения была сожжена Н. В. Гоголем. Третий — не был написан вообще, однако есть сведения, что Тентетников и Улинька ссылаются в Сибирь, где будут происходить все действия.

Характеристики главных героев

Н. В. Гоголь высмеивает в своем произведении продажных и невежественных чиновников. И их в романе достаточно много. Основные из них:

Мертвые души герои

  • Манилов;
  • Павел Иванович Чичиков;
  • Н. П. Коробочка;
  • М. С. Собакевич;
  • Ноздрев;
  • Плюшкин.

В поэме все персонажи наделены своими особенными чертами, которые присущи помещичьему и чиновничьему сословию в России. Стоит рассмотреть каждого героя подробнее.

Манилов. Образ, который включает в себя такие черты, как отсутствие деятельности и сентиментальность. Он добр, скромен, отчаянно пытается понравиться всем окружающим его людям. Всю жизнь летает в облаках, мечтает сделать из своего существования сентиментальный роман.

Мертвые души

Павел Иванович Чичиков. В отличие от Манилова, он довольно хитер и ловок, обладает многоликой и переменчивой натурой. Зарабатывает махинациями, водит за нос доверчивый народ. Всегда одет опрятно и чисто.

Н. П. Коробочка. Вдова, которая живет в маленькой деревне, довольно аккуратная, держит свой дом в чистоте и полном порядке. Кроме материального состояния ее больше ничего не интересует, несмотря на небедное положение, жалуется на свою жизнь и безденежье.

М. С. Собакевич. Помещик преклонных лет, но отличается крепким телосложением, не жалуется на здоровье. Он прямолинеен и груб, но, несмотря на это, умеет выкручиваться из ситуаций. Его не интересует внешний облик: Собакевич ценит практичность и надежность.

Ноздрев. Вдовец, отец двоих детей, однако их воспитанием не заинтересован. От мира берет только удовольствие, живет сегодняшним днем, не думая о будущем. Энергичный молодой мужчина, который направляет эту энергию не на благо хозяйства, а на собственные увлечения.

Мертвые души помещики

Плюшкин. Старик, который отличается своей жадностью не только к чужим людям, но и к самому себе. Ходит в одной одежде несколько десятков лет, недоедает. Из-за этого не может обрести семью.

Таким образом, с помощью этих характеристик можно понять, на стороне какого героя стоит автор. Также узнать, есть ли вообще те, кому симпатизирует Н. В. Гоголь.

Кроме главных героев немаловажное значение имеют следующие образы:

  • России;
  • пейзажа и природы.

Именно такие второстепенные роли дают полную картину произведения. Они переносят читателя в обстоятельства, в которых находятся персонажи.

Образ России

Поэма начинается с того, что автор описывает величие и непоколебимость страны, красоту пейзажа. Однако нельзя рассказывать о Родине, не касаясь ее обитателей. Автор уделяет большое внимание поведению и жизни помещиков, откуда читатель понимает, что Россию нельзя было назвать счастливой в те времена, ведь ее заполняют такие эгоистичные и несправедливые люди.

Когда Н. В. Гоголь описывает город N, читатель может узнать любой уголок страны. В этой местности нет ярких красок, все серое и темное, здесь царит бедность и криминал. Помещичья Россия изображена следующими персонажами: Маниловым, Собакевичем, Коробочкой, Ноздревым и Плюшкиным.

Однако в конце произведения Н. В. Гоголь выказывает все свои надежды на лучшее будущее без проблем, изображенных в романе. Автор верит в страну, которой будут уступать другие державы.

Мертвые души природа

Описание природы

Каждый читатель видит всю красоту богатой живописи внешнего мира в поэме. Н. В. Гоголь изобразил все мелочи сельского и городского быта, в теплых тонах описал русскую природу. Это представление необходимо, чтобы люди видели все происходящие действия перед собой, как бы участвуя в них. Поэт предан России, однако сила фантазии, с которой он описывает Отчизну, воспитана в нем итальянским окружением. Частички Италии были изображены в «Мертвых душах». Так, при описании сада Плюшкина зеленые листовые купола деревьев похожи на южные ландшафты.

При изображении предметов быта главных героев Н. В. Гоголь использует их характеры. Как известно, автор со времен детства ходил по деревне и пытался угадать: кто там живет. По предмету быта он «читал» историю обитавших там помещиков, узнавал их характеры и цели. С годами эта привычка превратилась в прием великого писателя. Мир, изображенный в «Мертвых душах» совершенно угнетает, однако благодаря нарисованному пейзажу и красоте природы, читая произведения, появляется надежда на яркое и счастливое будущее.

Направленность поэмы

Мертвые души анализ произведения

Роман имеет несколько ориентаций: историческую, социальную, наставническую. Первая необходима, чтобы изобразить действительную жизнь тех времен. Вторая — показать все те проблемы общества (беззаконие, власть высшего класса, крепостное право), которые уничтожали народность людей. Третья необходима, чтобы направить Россию на истинный путь. Все эти ориентиры срастаются в один: лишь объединившись народ сможет спасти страну от криминальных действий со стороны бесчеловечных помещиков, которые водят за нос честных и доверчивых людей.

Благодаря описанию той безумной красоты природы поэма становится более яркой, и в ней появляется капля жизни. Произведение заканчивается на том, что Н. В. Гоголь сравнивает Россию с лихой тройкой, мчащейся только вперед. В конце поэмы автор пишет вдохновляющие строчки. Н. В. Гоголь верит, что на Руси есть люди, которые способны перевернуть историю и спасти родную землю от таких насущных проблем.

Поэма «Мертвые души» заставляет задуматься над судьбой страны. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину, чего бы это ни стоило. Иначе люди не смогут встать на путь исправления, который завещал Н. В. Гоголь.

Школьники в 9 классе проходят «Мертвые души». Но в каком бы направлении каждый из учеников, прочитавших поэму, в будущем не выбрал свою профессию, стоит иногда возвращаться к этому произведению великого автора и задуматься, правильные ли он выбрал жизненные ориентиры.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector