Top.Mail.Ru

Главная тема и идея комедии Фонвизина «Недоросль»

В 1782 году Денис Иванович Фонвизин написал произведение под названием «Недоросль». Тема и идея комедии отражает широкий взгляд автора и его убеждения о пользе образования. Это произведение остается актуальным уже несколько столетий, а имя главного героя стало нарицательным.

Недоросль основная мысль

Характеристика текста

Перед тем как анализировать комедию, необходимо узнать смысл названия произведения. В XVIII веке людей, которые не имели документов об образовании, называли «недоросль». Такому человеку было запрещено вступать в брак и кроме этого, его не брали на работу.

Фонвизин долгое время прожил во Франции. Находясь там, он тщательно изучал страну, отличия французского дворянства от русского. Но большее внимание писатель уделял театру. Вернувшись в Россию, Денис Иванович решил написать произведение «Недоросль». Темой комедии стало воспитание и образование нового поколения.

Фонвизин

Автор работал над своим детищем три года и в результате решил, что кроме любовной линии, в произведении должно быть отражено состояния современного ему помещичьего дворянства. Драматург планировал высмеять его недостатки, осудить пороки и указать нравственные ориентиры, в которые не в последнюю очередь входит образованность, а также честность, нравственность и патриотизм.

Своим указом Петр I запретил жениться дворянским детям, пока они не получат образование, но многие нашли способ обойти этот указ, давая детям домашнее обучение, которое при этом на самом деле ничему не обучало. Невежественные и косные люди не только сами были против учения, но и настраивали против него своих отпрысков, полагая, что учеба и знания дворянству ни к чему. Фонвизин же считал, что дворяне обязаны обучаться профессионально, только за просвещенными личностями с высокими идеалами будущее.

В своем творении Фонвизин посредством диалогов раскрывает внутрисемейный конфликт. Именно в этой проблеме кроется вся суть. Семейное воспитание очень сказывается на становлении личности, помимо того, оно является причиной деградации российского дворянства.

Тема и идея комедии недоросль

Главный герой повествования нанимает непрофессиональных педагогов, которые, по сути, являются рабами, они могут научить быть такими, как они сами. Фонвизин своими строками указывает на то, что воспитание дворянских личностей должно проходить по-другому. Он утверждал, что российскому образованию срочно требуется реформация. Каждого дворянина должны воспитывать как сильную и самостоятельную личность с высокими моральными принципами.

Анализируя комедию, можно заметить, что автор затронул еще одну очень важную тему. Она касается долга перед родиной. Из текста становится ясно, что повлиять на честное исполнение своих обязанностей перед родиной могут только родители или учителя. На момент создания произведения это понятие было немного искажено. В то время все считали, что служить нужно не родине, а государю. Комедия выражает антикрепостнические идеалы.

Основная мысль «Недоросля» тесно связана с темой комедии. Сам автор был человеком просвещения и именно поэтому некоторые качества для него считались главными. Он с осуждением относился к таким человеческим порокам как:

  1. Жестокость.
  2. Безнравственность.
  3. Глупость.
  4. Жадность.

Описывая поведения невежественных дворян, Фонвизин обличал все их пороки. Именно по этой причине Екатерина II ограничила литературную деятельность писателя.

Композиционная структура

Особенности композиции произведения заключаются в том, что автор знакомит своих читателей в самом начале комедии. Мастерски выстроенный текст дает возможность понять, что завязка начинается уже в конце первого действия.

Последующие действия описывают главные события. На протяжении всего повествования напряжение растет. Самый пик приходится на четвертое действие. Пятое действие содержит в себе развязку.

При написании произведения автор использовал множество художественных приемов. Говорящие фамилии действующих лиц дают возможность читателям понять, как сам автор относится и характеризует свои образы.

Недоросль основная мысль

Жанровые особенности

Произведение Дениса Ивановича написано по законам классицизма. Все описываемые действия происходят в одном и том же месте на протяжении одного дня. Комичность пьесы выражается в острых насмешках автора над пороками человека. В работе автора имеются смешные мотивы, но, кроме этого, нашлось место и для печальных действий, когда помещица издевается над крепостным.

После публикации критики восприняли произведение на ура. Они прозвали комедию вершиной драматургии XVIII века. Известные литераторы были в восторге от прямолинейности автора. Все понимали, что это вымышленные персонажи со своими недостатками. Герои выглядели карикатурно, но многие из них, по словам писателя, имеют своих прототипов. Это творение актуально только по тем причинам, что многие люди зависят от материальных средств, а образование и просвещение для них остается на втором плане.

Действующие лица

Пьеса Фонвизина имеет признаки классического стиля. Он использовал имена и фамилии, которые говорят сами за себя. Для того чтобы донести до читателя главные проблемы воспитания того времени, автор использовал следующие образы:

Основная мысль недоросль

Тема комедии недоросль

  1. Митрофанушка — шестнадцатилетний парень. Герой необразован, и не стремиться к тому, чтобы это исправить. В какой-то степени героя можно считать идейным противником всего того, что касалось образования. Он грубо высказывался об учителях, и его заботливая мать, начала ограждать парня от них. Юноша единственный ребенок в семье, очень избалован и пользуется тем, что женщина его очень любит.
  2. Стародум — представитель придворных людей, которые честно несли свою службу. Мужчина является опекуном Софьи. Автор использовал его выразителем собственных мыслей.
  3. Простакова — необразованная и глупая женщина. В тексте она играет отрицательного персонажа. Героиня не уважает никого, кроме собственного сына, которого она старается направить на такой же путь.
  4. Правдин — государственный слуга. Честный и справедливый мужчина, который всегда борется за правду и желает всех вывести на чистую воду.
  5. Еремеевна — няня Митрофана. Для этой женщины на первом месте стоит чувство долга. Она верно и преданно служит семье Простаковых, и искренне переживает за своего воспитанника, несмотря на то, что ей пришлось вытерпеть от него.
  6. Скотинин — фамилия героя говорит сама за себя. Он имеет сходство с животным, для него чуждо просвещение и моральные ценности.
  7. Милон — положительный персонаж. Честный и смелый парень, полюбивший Софию.

Произведение представляет собой собрание анекдотических рассказов, которые описывают поведение дворян того времени. Положительные персонажи не вызывают ярких эмоций, но зато позволяют выразить авторское мнение. Благодаря собирательным образам, читатель может разглядеть всю комичность и трагичность каждой ситуации.

Краткое содержание

Для того чтобы понять идею композиции, необходимо изучить краткое содержание произведения. Без ознакомления с текстом анализ комедии будет неполным, а также будет неясно, какова основная идея скрыта в комедии.

История начинается с описания семьи Простаковых. Барыня очень любит своего сына Митрофана и потакает каждому его желанию. Она постоянно старается его оградить от всех жизненных трудностей. Женщина видит зло даже в обучении. В результате ее сын не живет, а существует. Парень не имеет собственного мнения, он капризный и глупый человек.

Недоросль тема идея произведения

В доме Простаковых проживает сирота София. Сначала барыня хотела выдать ее замуж за своего брата Скотинина, но когда узнала, что девушка богатая наследница решила обеспечить достойную жизнь своему сыну и женить его на Софии. Но девушка была тайно влюблена в простого офицера Милона.

София получила богатое наследство от дяди Стародума. Теперь он приехал для того, чтобы увезти ее в Москву. Когда Простакова узнала об этом, то организовала похищение девушки. Она хотела выдать ее замуж за сына без согласия девушки. Но возлюбленный героини узнает об этом и спасает девушку. После чего Милон сделал предложение богатой наследнице, и она с радостью согласилась.

Простакова очень расстроилась из-за такого положения дел, но ее радует, что сын находится рядом с ней. К сожалению, ее отпрыск не ценит этого и грубит ей, и женщина падает в обморок. Митрофана ждет военная служба.

В своем сочинении автор противопоставляет ряд качеств: невежество, необразованность и злость с воспитанностью, добротой и высокими моральными принципами. Благодаря тонкости юмора Фонвизин в красках преподнес читателям главный смысл повествования и дал возможность понять, какие просветительские идеалы отражены в тексте.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector