Top.Mail.Ru

Эволюция образа прекрасной дамы в творчестве Блока

Александр Блок является ярчайшим представителем русского символизма. Он писал о сложной политической обстановке в стране, о дружбе, вере и, конечно же, о любви. Образ прекрасной дамы в творчестве Блока занимает особое место. Этот символ женского начала и доброты можно встретить в десятках произведений автора. Но портрет таинственной женщины не оставался неизменным. Он менялся вместе с жизнью и творчеством поэта.

Образ прекрасной дамы в творчестве Блока

Символ добра и женственности

В начале XX века символизм становится самым популярным направлением в литературе. Для стиля характерно активное использование символики, мотивов недосказанности и таинственности. Настроение создаётся при помощи специальных художественных средств: метафор и эпитетов. К самым ярким представителям символизма в России можно отнести:

  • З. Гиппиус;
  • А. Белого;
  • В. Брюсова:
  • А. Блока.

Александр Блок

Александр Блок был поклонником Тютчева, Фета и Жуковского. В своём творчестве поэты активно использовали женский образ как символ нежности, чистоты и красоты. Существенное влияние на творчество юного Блока оказали учения русского философа Владимира Соловьёва. Основной идеей работ религиозного мыслителя был культ Души Мира, воплощённой в женском образе. Она олицетворяла вечную женственность, объединяющую Бога и земную жизнь. Кроме этого, на творчество поэта влияли события из личной жизни и политическая обстановка в стране.

На протяжении многих лет Блок был влюблён в Любовь Менделееву, дочь известного химика. Именно она является прототипом таинственной незнакомки и Души Мира в стихотворениях поэта. Образ прекрасной дамы в лирике Блока всегда противопоставлен несовершенному окружающему миру. Любая женщина в стихах автора – олицетворение добра и красоты.

Отношения между супругами не были безоблачными. Писатель часто увлекался другими женщинами. У Л. Д. Менделеевой тоже случались романы на стороне. Февральская революция и Первая мировая война повлияли на мировоззрение поэта.

Со временем женские образы в произведениях Блока становятся более «земными» и автор детально прорисовывает внешний облик героинь.

Эволюция образа дамы

Изменение портретов и характеров женских персонажей можно проследить в сочинениях «Незнакомка», «Двенадцать» и в цикле «Стихи о прекрасной даме». Анализ этих произведений позволит понять значение образа женщины в поэзии Блока.

Ранее творчество

Сборник «Стихи о прекрасной даме»

В 1905 году публикуется сборник «Стихи о прекрасной даме». Первые работы поэта наполнены юношеским романтизмом. Для героев произведений характерно отчуждение от общества, разочарование в жизни. Единственным символом надежды является загадочный образ женщины.

Александр Блок не рисует конкретного портрета. Автор называет её «ясной», «лучезарной», «озарённой». Такие эпитеты применяются неспроста. В раннем творчестве поэта представлен религиозный образ женщины. Связь женского облика с верой в Бога просматривается в самых известных стихотворениях цикла:

  • «Предчувствую тебя».
  • «Вхожу я в тёмные храмы…».
  • «Я, отрок, зажигаю свечи…».

Большинство стихотворений из сборника написано в период влюблённости Блока в Любовь Менделееву. Девушка долго не отвечала поэту взаимностью, став прототипом чистой, недосягаемой дамы.

Годы революции

В более поздних произведениях Блока появляется другой образ главной героини. Небесное божество трансформируется в реальную женщину, пребывающую на земле. Новый облик дамы представлен в знаменитом стихотворении «Незнакомка».

Стих был написан в сложный для Блока период жизни. Его супруга серьёзно увлеклась поэтом Андреем Белым. Кроме этого, в стране назревал политический кризис. Многие друзья и родственники Блока покинули Россию. Александр Александрович впал в депрессию и стал частым посетителем злачных питейных заведений.

Стихотворение «Незнакомка»

В стихотворении прекрасная незнакомка таинственным образом оказывается в неблагополучном районе города. Автор позволяет рассмотреть внешний облик женщины:

  • «шляпа с траурными перьями…»;
  • «в кольцах узкая рука…»;
  • «тёмная вуаль…»;
  • «очи синие бездонные…».

Грязь в заведении и пьянствующая публика противопоставлены загадочному образу незнакомки. В стихотворении представлен конфликт реальности и мечты.

Поздняя поэзия

Александр Блок неоднозначно относился к революции. Он отказался покидать Россию, но до конца не принял советскую власть. Поэт видел негативное влияние политических событий на судьбы многих людей, в том числе женщин. Кроме этого, Блок полностью разочаровался в семейной жизни.

Образ идеальной чистой девушки постепенно уходит из творчества автора. На смену приходит строгое, а порой и жестокое описание возлюбленной лирического героя. Например, в стихотворении «В ресторане» Блок использует фразы:

  • «взор надменный…»;
  • «намеренно резко ты сказала…»;
  • «рванулась движеньем испуганной птицы…».

Стихотворение «В ресторане» Блок

И всё же поэт продолжает восхищаться прекрасной дамой, сравнивая её со сном. В позднем творчестве А.А Блок отождествляет женщину с Родиной. Но, в отличие от других поэтов, он сравнивает её не с матерью, а с возлюбленной или женой. В таблице представлена эволюция образов женщины в творчестве поэта.

«Вхожу я в тёмные храмы…» «Незнакомка» «Двенадцать»
год опубликования 1902 г. 1906 г. 1918 г.
описание внешности отсутствует есть описание наряда и частично внешности подробное описание телосложения, внешности, одежды
восприятие религиозный образ недосягаемой красоты и чистоты представлен положительный образ реальной женщины бытовой образ героини

В поэме «Двенадцать», презентация которой произошла в 1920 году, автор полностью отказывается от описания загадочной дамы. Блок перестаёт рассматривать женщину как образец непорочности и добра.

Он подробно описывает Катеньку, резко критикует её образ жизни, обвиняет в гибели офицеров. Но в её образе не наблюдается пренебрежительного отношения автора. Напротив, Блок сочувствует героине, которой пришлось пройти через суровую российскую реальность.

Таинственный портрет женщины навсегда стал символом мечты, женственности и божественного начала. Какими бы чертами ни была наделена героиня, она всё равно оказывается выше окружающей действительности.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector