Top.Mail.Ru

Эссе «Жизнь и темы творчества Тютчева»

Федор Иванович Тютчев по праву занимает одно из важных мест в списке великих русских литераторов девятнадцатого века, оставивших после себя бесценное творческое наследие для потомков. Эссе «Жизнь и творчество Тютчева» позволит узнать о биографии классика и разобраться, какие темы и мотивы характерны для его уникального поэтического достояния.

Темы лирики тютчева

Краткая биография поэта

Будущий классик родился 23 ноября 1803 года в семье потомственных орловских дворян. Он получил хорошее образование на дому благодаря родителям. Одним из его учителей был известный переводчик и поэт Семен Егорович Раич, который поощрял литературные таланты юного Федора.

В год своего пятнадцатилетия Тютчев подал документы в Московский университет на отделение словесности. Свое обучение он благополучно окончил в 1821 году. По завершении учебного процесса он отправился в иностранную командировку служить атташе при дипломатической миссии в Мюнхене. В 1826 году Тютчев женился на Элеоноре Петерсон, брак с которой подарил ему трех дочерей.

Жизнь и творчество тютчева эссе

В мае 1838 года семья поэта отправилась в морское путешествие в Турин. На пароходе случился большой пожар. Жизни пассажиров находились в серьезной опасности. К счастью, семье Федора Ивановича удалось спастись, однако его жена перенесла сильное эмоциональное потрясение. В том же году Элеонора Тютчева умерла, оставив мужа многодетным вдовцом.

Несмотря на все перипетии судьбы Тютчев решил жить дальше, выдержал недолгий траур по Элеоноре и в 1839 году женился на Эрнестине Дернберг, с которой имел связь еще при жизни законной супруги. В этот же год Федор Иванович временно завершил свою дипломатическую карьеру в Европе, однако продолжил жить за границей вплоть до 1844 года.

В 1843 году лирик получил необычный общественно-политический заказ от главы тайной канцелярии по формированию положительной оценки действий Российского правительства. В рамках заказа Тютчев писал многочисленные очерки, проблематикой которых были дипломатические отношения России и Запада.

Творчество тютчева

По возвращении в Россию в 1844 году Федор Иванович занял должность главного цензора в Министерстве иностранных дел Российской Империи. В то время он создал большой пласт публицистических статей, публиковавшихся в прессе. Его интересовали темы революции, крепостного права, религии и собственного, уникального пути России в мировом круговороте событий.

В 1865 году поэт получил титул тайного советника. Это значительно продвинуло Тютчева по карьерной лестнице. В 1872 году у литератора появились первые серьезные проблемы со здоровьем. Он потерял возможность управлять своей левой рукой, приобрел очевидные проблемы со зрением, страдал мигренями.

В начале 1873 года на прогулке с ним случился сердечный приступ, повлекший полный паралич левой стороны тела. Летом того же года великий русский поэт скончался, окруженный родственниками. Он прожил 69 лет.

Периодизация творчества

Исследованием творчества Тютчева занимался Юрий Лотман — известный отечественный критик и литературовед. Он считал, что весь массив творчества поэта, написавшего более 400 стихотворений, можно разделить на три периода:

Тютчев творчество

  1. начальный (охватывает время с 1810-х по первую половину 1820-х годов);
  2. срединный (продолжается со второй половины 1820-х по 1840-е годы);
  3. последний (длится с начала 1850-х и заканчивается в 1870-х годах).

Особенности творчества Тютчева в его начальный период характеризуются поисками собственного литературного стиля, пробой разных жанров и многочисленными отсылками к лирике восемнадцатого века. В те годы молодой поэт находился под влиянием античной художественной традиции, поэтому его лирика была насыщена архаизмами.

Началом новой вехи в творчестве литератора принято считать стих «Проблеск» (1825). Поэзия, созданная в рамках срединного периода, отличается уже сформированным авторским стилем, причудливо сочетающим в себе элементы русского патриотизма, западного романтизма и религиозности.

Делая обзор третьего, финального периода, Лотман отметил, что в 1840-е годы в творчестве лирика наступил значительный перерыв. В это время Тютчев обратился к написанию публицистики, создавал редкие политические стихотворения-лозунги. После перерыва литератор вновь наполнил свое творчество лирикой, однако основные мотивы, кратко описывающие общую тематику его гениальной поэтической идеи, приобрели очевидное философское звучание.

Темы любви и воспоминаний

Большинство стихотворений Тютчева, относимых к любовной лирике, проникнуты печальным, иногда трагичным звучанием. Все они транслируют глубокие переживания поэта, страсть, кипевшую в его душе, и чувство вины, не позволявшее отдаться любви без остатка, долгих размышлений и ненужных угрызений совести. Судьбы его лирических героинь тяжелы, характеры многогранны, а портреты неоднозначны. Муза Тютчева сочетает в себе возвышенность натуры и простые, даже банальные человеческие чувства: гнев, ревность, страдание.

Ни одно эссе или реферат по литературе на тему творчества Тютчева не обходится без упоминания «Денисьевского цикла» — наиболее известного сборника любовной лирики поэта. Он получил название в честь Е. А. Денисьевой, возлюбленной Федора Ивановича, которая была матерью его внебрачных детей. Их отношения длились 14 лет и закончились лишь после трагической смерти женщины. В цикл входят стихотворения:

Особенности творчества тютчева

  • «О, как убийственно мы любим»;
  • «На Неве»;
  • «Пошли, Господь, свою отраду…» и т. д.

Стихотворения «Я помню время золотое» (1836) и «Я встретил вас, и всё былое…» (1870) были посвящены Амалии Лархенфельд, в которую он был сильно влюблен в молодости. Оба произведения были положены на музыку и исполнялись в качестве романсов. Цитаты из них встречаются повсеместно.

В тесной связи с любовными мотивами в лирике литератора встречаются и мотивы мечты и воспоминаний, наполненные светлой грустью. Автор страстно желает вернуться в прошлое и вновь пережить радостные чувства, хоть на мгновение забыть горечь утраты. Эти мотивы прослеживаются в стихотворениях:

  • «Я очи знал» (1851);
  • «О, как убийственно мы любим» (1851);
  • «Я встретил вас» (1870) и т. д.

Основной характеристикой любовной лирики Федора Ивановича является тот факт, что она крайне автобиографична. Он не решался назвать имена своих возлюбленных, использовать прямые обращения к ним в эпиграфах или тексте, однако описывал свои душевные переживания, словно превращая стихи в записи в личном дневнике.

Философская и пейзажная лирика

Литература девятнадцатого века немыслима без философской лирики Тютчева. Анализ его творчества выявил несколько основных мотивов, к которым он обращался при написании своих стихов. К примеру, мотив человека, находящегося на краю бездны, наглядно иллюстрирует такое произведение, как «О чем ты воешь, ветр ночной?» (1836). Мотив личности, переживающей катастрофу, можно встретить в стихотворениях «Цицерон» (1830), «Два голоса» (1850) и т. д. Лирические герои этих произведений полны фатализма. Они противопоставляются историческим изменениям, происходящим в государстве.

Хотя мотив одиночества традиционно относится к разделу любовной лирики, в поэзии Тютчева он рассматривается больше в философском ключе. Одиночество, которым преисполнен главный лирический герой его стихотворений, появляется нет от изоляции или проблем с социальным общением. Это чувство рождается в человеке, отягощенном долгой метафизической борьбой с пустотой вокруг. Поиск смысла его жизни безрезультатен, существование натуры бессмысленно.

Перечисляя основные темы творчества Тютчева, невозможно не рассказать про пейзажную лирику. Природа Тютчева всегда одушевлена, она имеет свой собственный язык, наделенный символами, любое ее высказывание многозначно, постичь ее тайны невозможно.

Основные темы творчества тютчева

Желая отвлечься от перипетий окружающей жизни, художник слова пытался раскрыть мир тайны и интуитивного прозрения. Поэтому в его произведениях, таких, как «Есть целый мир в душе твоей» (1829), нет четкой грани, разделяющей природу и человеческое сознание. Ветер, дождь, снег, солнце, гроза — яркие погодные образы, использующиеся автором для создания стихотворений, не оцениваются исключительно как констатация природных явлений, а воспринимаются сквозь призму переживаний лирического героя. Стремясь постичь тайны окружающего мира, тот раз за разом терпит крах, ибо неопознанное всегда остается за гранью человеческого понимания.

Фёдор иванович тютчев Тени сизые сместились

Еще одним мотивом, раскрывающимся в рамках пейзажного направления творчества Тютчева, является мотив дня и ночи, света и тьмы, тепла и холода. Противопоставляя свет («Весенние воды» (1830)) тьме («Тени сизые сместились» (1836)), он сталкивает белое с черным, неустанно сравнивает будничную повседневность с мистическими прозрениями, посещающими творческого человека во мраке ночи. День преисполнен суетой, насыщен громким и назойливым шумом. Ночью царит покой.

Хотя лирика Тютчева наполнена серьезными темами и глубокими переживаниями, она легка для восприятия и понимания. Автор никогда не стремился сделать простое сложным, а просто создавал свои гениальные стихотворения, повинуясь велению своего сердца.

Поэзия Тютчева не принадлежала к какому-то конкретному литературному течению, а была самобытной. Современники Федора Ивановича отмечали, что поэт осознанно не пытался связать свою жизнь с ролью профессионального литератора. Он писал не ради публикаций и мирового признания его таланта, а из потребности привести свои мысли в порядок и выразить внутренние переживания.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector