Суть теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Родион Раскольников — главный герой социально-психологического романа «Преступление и наказание», написанного Федором Михайловичем Достоевским. От других литературных преступников его отличает создание особой доктрины, разделяющей людей на два типа. Чтобы понять суть теории Раскольникова, нужно узнать о мировоззрении героя и о факторах, повлиявших на его поступок.

Родион Раскольников

Три версии романа

Перед тем как написать свою гениальную книгу, Достоевский перебрал несколько вариантов мотивации Родиона Раскольникова. Работа над произведением проходила в три этапа, на каждом из которых кардинально менялась задумка автора.

В первой версии книги Достоевский размышлял над судьбами каторжников, оказавшихся в неволе из-за уже совершенных преступлений.

Раскольников задумал совершить преступление

Литератор и сам имел опыт сибирской ссылки. Наказание он отбывал за участие в нелегальном революционно настроенном кружке петрашевцев. За свою деятельность автор был приговорен к расстрелу, но позже помилован императором Николаем Первым.

Сложный опыт Достоевского, на всю жизнь запомнившего несколько мучительных лет, проведенных в Тобольске, позже стал фундаментом для его литературного произведения. Основным отличием исходной версии романа была ограниченность его темы и повествование, которое велось от лица главного персонажа.

Чтобы избавиться от исповедального характера рукописи и расширить границы жанра, автор решил добавить в еще не написанную книгу новых героев, взятых из собственных черновиков. На страницах романа появилась семья Мармеладовых, живущих на социальном дне и являющихся типичными представителями «маленьких людей».

В третьей версии рукописи, которая и была позже издана, Достоевский ушел от исповедальной риторики и передал повествование всеведущему и непогрешимому автору, отстраненно наблюдающему за суетной судьбой измученных противоречиями персонажей.

Герои произведения

Кроме того, на этом этапе в роман были включены следующие герои:

  • Петр Петрович Лужин — несостоявшийся муж Дуни, сестры Родиона;
  • Аркадий Иванович Свидригайлов — влюбленный в Дуню дворянин, одним из первых узнавший о преступлении Раскольникова;
  • Порфирий Петрович — пристав следственных дел, расследующий убийство процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Елизаветы.

В отечественном литературоведении Лужин и Свидригайлов считаются некими «двойниками» молодого студента. Приводить их сравнение — отходить от темы. Важно лишь тезисно обозначить их сходства и различия. По задумке Достоевского этих героев связывает способность пожертвовать кем-то ради осуществления своих планов. Но, в отличие от центрального персонажа, Лужин и Свидригайлов аморальны в своей сути. Раскольников обладает пусть и извращенной, но моралью, жаждет высшей справедливости.

Эволюция причины преступления

Сюжет произведения и некоторые запоминающиеся детали, ставшие символами «Преступления и наказания», были заимствованы Достоевским из судебного процесса над раскольником Чистовым. В 1865 году молодой человек напал на двух беззащитных женщин, зарубив их топором. По словам обвинителей, главной причиной этого убийства стало банальное ограбление.

Раскольников и Соня

Громкое дело привлекло внимание автора и послужило толчком для его художественного воображения, однако он решил изменить причину, заставившую героя пойти на похожий поступок.

Чтобы написать роман о жутком убийстве и избежать его превращения в бульварный детектив, Достоевский решил воссоздать картину преступления, начав с появления идеи о его совершении, и рассказать, почему бывший студент лишил жизни старуху-процентщицу. Возможными мотивами Раскольникова были:

  • «быстрые» деньги для улучшения финансового положения своей семьи;
  • всеобщая нищета, порождающая безысходность и превращающая людей в бесправных обывателей;
  • совершение необходимого зла ради добра (наивное желание избавиться от конкретной проблемы в лице отдельно взятой процентщицы и раздать накопленные ею деньги нуждающимся);
  • потребность в выражении сурового и беспощадного превосходства над недостойными.

Приятель главного героя

Безусловно, нищета, унижающая человеческое достоинство и толкающая на ведение преступного образа жизни, лейтмотивом проходит сквозь все повествование.

Однако благодаря примеру Дмитрия Разумихина, университетского товарища Раскольникова, литератор дает понять, что умный представитель молодежи 1860-х может заработать деньги честным трудом.

Приятель Родиона, оказавшийся в похожем стесненном положении, занимается переводами и переписыванием бумаг, хоть и понимает, что это занятие не соответствует его потенциалу и интеллектуальному развитию. Но Родиона не прельщает «черная» работа. Он втайне верит, что создан для чего-то большего и впечатляющего.

В итоге все мотивы, рассматриваемые писателем, причудливо сплелись в теорию Раскольникова, ставшую своеобразной индульгенцией на совершение преступления. Впрочем, она так и не защитила героя от ужасающих последствий, а лишь подчеркнула ошибочность его рассуждений.

Смысл теории

Убийство

Нравственность, защищающая общество от распада, видится герою пережитком, устаревшим понятием, которого придерживаются лишь «твари дрожащие», чтобы хоть как-то оправдать свое никчемное существование. Себя он относит к касте современных власть имущих людей, способных на большие свершения. Такова суть теории Раскольникова, кратко, но емко описывающая его страстное желание не быть похожим на остальных, отличаться от серой массы.

Чтобы проверить, каков он на самом деле, и убедиться, что имеет право убить человека, Родион задумывает совершить преступление и даже находит идеальную жертву, считая, что ее уничтожение не принесет никакого вреда.

Но хоть Раскольников убеждает себя, что готов очистить мир от скверны, он тянет с визитом к процентщице и преступает закон лишь после получения письма от матери. Оно сообщает о грядущей свадьбе сестры с богатым, но нелюбимым Лужиным. Желая оградить Дуню от страданий, к которым может привести несчастливый брак по расчету, он наконец решается на противозаконные действия.

К сожалению, преступление не приносит герою ощущения желаемой вседозволенности, он ломается под гнетом содеянного. Мысль, что он не принадлежит к «наполеонам», дается ему крайне тяжело. Разочароваться в себе и отказаться от своей грандиозной доктрины для Раскольникова означает полностью утратить смысл существования.

Осмысление

Истинное осознание того, что именно он натворил, приходит к персонажу значительно позже, уже на каторге, когда герой внезапно понимает тяжесть совершенного им поступка. Изначально он страдает лишь от сводящей с ума паранойи, рожденной опасностью быть раскрытым и пойманным.

Интересно, что главной зацепкой в расследовании убийства стала именно теория Раскольникова. Сочинение на тему о сверхчеловеке, написанное им задолго до происходящих в романе событий, было отправлено в одну из местных газет, но затерялось и вышло в печать именно тогда, когда он нуждался в этом меньше всего.

В начале романа Родион Раскольников чувствует себя непонятым и отчужденным. Но настоящее одиночество с примесью отчаяния появляется в его жизни лишь после совершения преступления.

Раскаяние

Автор противопоставляет героя целому миру, но не забывает дать ему надежду на спасение в лице Сони Мармеладовой.

Главную мысль произведения Достоевского высказывает Порфирий Петрович в монологе о солнце. По его словам, невозможно стать значимым, забывая о морали и принося людям вред. Чтобы возвыситься и быть настоящим человеком, нужно делать добрые и полезные поступки. Именно Соня становится для Родиона тем самым солнцем, способным отогреть заблудшую душу главного героя, заставить его раскаяться и вновь обрести смысл жизни.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector