Идея Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Всё основное действие романа Ф. М. Достоевского строится на личности Родиона Раскольникова: именно вокруг него вращаются все события произведения, его натура является ключевой частью авторского замысла. В романе «Преступление и наказание» идея Раскольникова играет огромную роль, ведь именно эта теория дала старт линии с убийством и неминуемо следующим наказанием, это положило начало всему произведению.

Идея раскольникова в романе преступление и наказание

Теория, состоящая из самообмана

Вся идея Родиона строится на самообмане, его постоянный внутренний монолог игнорирует человеческую природу и продолжает настаивать на том, что Раскольников особенный, такой же как Наполеон, который тоже особенный, по мнению героя. Но ни то ни другое по факту неверно, так как люди, переступающие через жизни, далеко не особенны, они не стоят выше других, как это говорил себе герой романа, который в глубине души всё-таки понимал, что ошибается.

Родион прекрасно осознавал, что он обманывает себя, но он попросту не мог избавиться от своей теории, которая заняла в его голове всё свободное место. Гуманный протест против убийства и антихристианских мыслей не был успешен, пока героя не настигло наказание, которое, по сути, он сам себе и назначил.

В итоге наказание привело героя к очищению и искуплению вины, но путь к этому событию был довольно долгий и уж точно отнюдь не простой.

Сущность задумки героя

Родиона трудно назвать глупым или простым человеком.

Идея и натура раскольникова

Он умён, способен глубоко и широко мыслить, но обстановка, определённые события в жизни, люди и общение с ними привели его к попытке убежать от реальности и «плебса», создав себе мирок, где есть догма в виде его теории, которая возвышает его над остальными. Если говорить кратко, то вся суть раскольниковской теории заключается в том, что существует два типа людей:

  • Первые — это те, кто якобы стоит выше других, способные переступать через жизни, как говорил сам Родион «право имеющие», как, к примеру, его кумир Наполеон.
  • Вторые — по мнению главного героя, люди, служащие «кормом» для первых, «твари дрожащие» и простые «вши», недостойные внимания.

На этом весьма необыкновенные мысли Раскольникова не заканчиваются. Теория постоянно угрызает его и требует проверки героя, доказательства того, что Родион относится к людям «первого сорта», способным убить.

Герой, на самом деле, боялся, что он никчёмный (якобы как и все окружающие, кроме великих деятелей), поэтому выдумал себе теорию, в которой он мог бы быть среди великих людей, однако подобная попытка убежать от объективного мира не увенчалась успехом.

Внутренний бунт

Подсознание Раскольникова всячески противится заблуждениям главного героя. Это проявляется в редких разумных мыслях, отрицающих величие «первых» людей, в некоторых моментах внутреннего монолога Родиона, но ярче всего этот протест раскрывается в снах персонажа. Именно сновидения наиболее детально расписывают то, что герой испытывает по отношению к миру, теории и самому себе на самом деле.

Идея раскольникова

Вообще, сны нередко способны раскрывать сущность человека, и Ф. М. Достоевский это знал и использовал в своём произведении, как и многие другие его «коллеги по цеху», например, Гончаров в романе «Обломов».

Сон является способом общения человека со своим сознанием. Сновидения героев, действительно дают писателю возможность продемонстрировать характер персонажа, его мысли и сознание в целом, без каких бы то ни было прикрас, в полностью чистом виде. Так и происходит с Родионом; его сны дают читателю шанс убедиться в том, что этот человек ещё не потерян, что внутри него ещё есть что-то положительное, что продолжает вести борьбу над разумом героя.

Сновидения, в случае с Раскольниковым, убеждают, что он, на деле, хороший человек, который боится, который запутался и не знает, что делать.

Значение снов Раскольникова

Каждый сон несёт в себе свой посыл, который зависит от того, что в данный момент переживает главный герой. Он видел сны, говорящие об убийстве, о сражении добра со злом внутри него, о чистом, идеальном мире и о смерти. Все они напрямую отражали состояние героя на то время. По этой причине следует детальнее разобраться с каждым из сновидений:

Натура раскольникова

Сочинение на тему преступление и наказание раскольникова

  1. Первый сон в романе Раскольников видит накануне убийства старухи-процентщицы, к которому он так долго и мучительно готовился. Это видение является для читателя некой экспозицией происходящего, так как именно оно знакомит с внутренним миром героя более детально. Этот болезненный сон раскрывает истину, таящуюся в душе Родиона, — он боится убивать, он знает, что это неправильно; понимает это герой через аллюзию с избиением лошади. К сожалению, этот крик души героя остаётся им незамеченным, и Раскольников таки допускает совершение преступления.
  2. Сон после убийства и сон с повтором убийство в целом несут в себе одно и то же, но говорят о разном. Первый — уверяет персонажа, что всё сделано верно, хотя его природа по-прежнему противится теории; второй — показывает убийство снова, но уже не так, как это было на деле, из-за чего Родион осознаёт, что всё-таки поступил неверно, этот момент является началом крушения всех идей Раскольникова. Оба сна сигнализируют о борьбе внутри героя добра со злом и дают намёк читателю, что добра имеет все шансы на победу.
  3. Сон про прекрасный новый мир затуманивает герою разум, говоря, что именно он, неназванный гений, решит судьбу человечества и приведёт их к светлому будущему. Сон наполнен фантасмагориями и является, по сути, бредом умирающей части мозга, которая всё ещё верит в верность теории. К этому моменту почти всё сознание Раскольникова разочаровано в своих прошлых идеях.
  4. Последний сон, который герой видит на каторге, забивает последний гвоздь в крышку гроба раскольниковской теории. Здесь Родион осознаёт всю бредовость своей идеи при помощи апокалиптического, мёртвого мира. Сновидение является полной противоположностью сну с оазисом; именно после этого герой окончательно отказывается от своих идей и наконец очищается.

Сны проделали вместе с героем огромный путь, но, так или иначе, всё время они сопровождали его. Иногда они твердили ему о верности теории, иногда о её бредовости, это уже зависит от сознания героя, но факт того, что сны играют огромную роль в понимании Родиона, его характера и самой теории отрицать сложно. Сновидения в романе больше, чем дополнение к основному действию, это, в какой-то степени, двигатель действия. К тому же именно благодаря сну

Раскольников наконец искупает вину и очищается после содеянного, начинает новую жизнь. Каторга, для него, — лучшее место, где можно родиться как новый человек.

Достоевский и его сочинение

На тему преступления и наказания Раскольникова сказано, кажется, уже практически всё, что возможно было сказать. Удивляет, какой путь прошёл маленький, ничем не примечательный «отчёт одного преступления», дошедший до огромного романа, известного во всём мире, актуальном и сегодня.

Актуальность и такая известность в мире обусловлена тем, что тема психологии всегда и везде одинакова, природа людей особо не меняется с течением времени, ну и срок в два столетия не такой уж и большой. Теория Раскольникова в романе, на которой строится всё действие, затрагивает обилие глубоких и серьёзнейших тем, о которых некоторые люди даже не задумываются в течение всей жизни.

Сочинение на тему наказание раскольникова

Достоевский при помощи диких идей Родиона рассуждает о смысле жизни, её значимости и ценности и в итоге не приходит к какому-то определённому выводу, оставляя читателю возможность сделать выбор самому.

Сам же автор, конечно, не одобрял и не поддерживал идей героя романа, он осуждал подобное, как и любой другой человек.

Но он не осуждал самого Родиона, лучше всего это говорит то, что происходит в конце: очищение и перерождение — возможно, этого и желал автор от читателя — чтобы люди были чисты и человечны, как новый Раскольников, избавившийся от теории.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector