Анализ рассказа Бунина «Темные аллеи»

Иван Алексеевич Бунин — первый отечественный писатель и поэт, награжденный Нобелевской премией по литературе. Вклад, который он внес в русскую культуру Серебряного века, неоценим. Анализ рассказа Бунина «Темные аллеи» позволит ознакомиться с кратким содержанием этого произведения, историей его создания, жанром и композицией, а также понять, в чем заключается его смысл.

Рассказ Бунина «Темные аллеи»

История создания

Эмиграция, разделившая жизнь русского писателя Ивана Алексеевича Бунина на две части, наложила огромный отпечаток на его творчество. Вынужденный расстаться со своей родиной и уехать в неизвестность в 1920 году, он отстраненно наблюдал за распадом дорогого сердцу уклада жизни и вымещал все невысказанные мысли о судьбе страны в литературных произведениях.

Талант Бунина был по достоинству оценен современниками, хлопотавшими о выдвижении его кандидатуры на получение Нобелевской премии. В 1833 году поэт стал первым отечественным литератором, удостоившимся этой великой чести.

Иван Алексеевич Бунин

К сожалению, Бунина нельзя было назвать практичным человеком. Жизнь, которую он вел за границей, не была респектабельной. Деньги, полученные вместе с наградой, ушли на уплату долгов, благотворительность и текущие расходы. Поэт сильно нуждался.

Надеясь на получение хоть какого-то гонорара, литератор связался с бывшим личным секретарем Андреем Седых, переехавшим в Нью-Йорк и работавшим в редакции периодического издания «Новое русское слово». Он попросил своего старого товарища поспособствовать печати нескольких его рассказов.

Одним из таких произведений была новелла «Темные аллеи», написанная в 1938, но вышедшая в свет лишь в 1942. Через некоторое время А. Седых основал издательство «Новая земля», специализировавшееся на работе с русскоязычными авторами. Именно под его эгидой в количестве шестисот экземпляров в 1943 году был выпущен одноименный сборник Бунина, изначально включавший одиннадцать новелл.

В конце 1946 года в Париже была издана более полная версия цикла, содержащая тридцать восемь произведений. Семью годами позже автор разделил антологию на три части и добавил к последней из них еще два рассказа:

  • «Весной, в Иудее» (1946);
  • «Ночлег» (1949).

После того как работа над «Темными аллеями» была окончена, Бунин назвал этот цикл своим лучшим литературным детищем, квинтэссенцией того, что он желал рассказать миру.

Краткое содержание

Согласно жанру, в новелле Бунина всего три действующих лица. Два из них являются главными, один — второстепенный. Список персонажей и их характеристика представлены в таблице:

Николай Алексеевич Пожилой военный в отставке, точный возраст которого неизвестен (в разговоре героев становится понятно, что ему около шестидесяти лет). Имеет внешнее сходство с Александром Вторым. Взгляд героя строгий, но усталый.
Надежда Сорока восьмилетняя хозяйка постоялого двора, в одиночку управляющая большим домом. Несмотря на возраст, сохранила свою красоту, некогда привлекшую Николая Алексеевича.
Клим Кучер героя, крепкий, серьезный мужчина с мрачным лицом, напоминающий разбойника из старых сказок.

В один из хмурых, ненастных осенних дней пожилой военный Николай Алексеевич, путешествующий на конной повозке вместе со своим кучером Климом, останавливается в придорожной гостинице, чтобы отдохнуть от дороги и переночевать.

Николай Алексеевич и Надежда

В хозяйке заведения Николай Алексеевич с удивлением узнает свою первую любовь Надежду, крепостную девушку, отношения с которой не сложились из-за разницы в социальном статусе героев. Из рассказа женщины становится очевидно, что она получила вольную, но так и не вышла замуж из-за сильного чувства, испытанного ею в молодости.

Разговор с Надеждой вызывает у героя смешанные эмоции. Он вспоминает прошлое, просит у нее прощения за то, что так обошелся с ней тридцать пять лет назад. Главным аргументом, приведенным пожилым военным, является фраза о том, что все проходит: и любовь, и беззаботная юность, и вера в лучшее в людях. Хозяйка отвечает Николаю Алексеевичу, что его чувства сломали ей судьбу и она даже думала о смерти, переживая мучительное расставание.

Чтобы сгладить свою вину, главный герой рассказывает женщине о том, что его судьба тоже не сложилась. Брак, который он заключил с потомственной дворянкой, был несчастливым по причине частых измен супруги. Сын, который был его отдушиной, вырос наглым, нечестным и бессердечным.

Надежда не может простить мужчину, говоря, что в ее жизни не было ничего важнее и дороже юношеского романа. Николай Алексеевич, неспособный совладать с нахлынувшими на него эмоциями, признается ей в ответной любви. Он понимает, что никогда не сможет вернуть себе гордую уязвленную женщину, и просит кучера спешно седлать лошадей.

Покинув гостиницу, мужчина испытывает стыд из-за своего поведения, а затем вспоминает прошлое и думает о том, как бы сложилась его жизнь, если бы он был смелее, честнее пред самим собой и не боялся осуждения общества.

Жанровые особенности

Эпиграфом к одноименному рассказу, открывающему трехчастную антологию Бунина, выступила цитата из бессмертного романа-эпопеи «Война и мир». Вложенная в уста одного из самых благородных героев отечественной литературы Андрея Болконского, она звучит как «Любовь есть жизнь». Это высказывание выбрано писателем неспроста. Оно дополнительно подчеркивает лирическую направленность его творчества.

Воспоминания персонажей

Жанр произведения можно классифицировать как повествовательный рассказ. Анализ «Темных аллей» Бунина подтверждает этот тезис следующими факторами: ограниченное по времени действие, малое количество героев, одна географическая локация. Несмотря на то, что по сюжету рассказа встреча персонажей длится не больше часа, их воспоминания переносят читателя во времени на тридцать пять лет назад, в годы их беспечной и счастливой молодости.

Все рассказы, входящие в антологию, созданы автором в рамках неореализма. В них содержится множество черт этого литературного течения, в частности:

  • объективное изложение исторических фактов;
  • наличие острого социально-бытового фона;
  • конфликт «герой-общество»;
  • отсутствие идеализации происходящего;
  • естественность в передаче чувств;
  • взаимодействие персонажей с окружающим их миром;
  • развитие характеров и сюжета.

Название рассказа отсылает к одному из любимых стихотворений Бунина («Была чудесная весна!» (1842)), написанному Н. Огаревым. Образ буйных зарослей, полных лип и алого шиповника настолько впечатлил автора, что он решил перенести его в заглавие собственного произведения, сделав символом беззаботного прошлого, страстной юношеской любви и утраченной молодости.

К слову, во многих письмах литератора, адресованных современникам, он называет сборник новелл именно «Шиповником», очевидно, чтобы не путать его с одноименным рассказом.

Природа в рассказе «Темные аллеи»

 

Композиция, созданная автором в «Темных аллеях», является кольцевой и состоит из трех частей:

  1. экспозиция (остановка героя в придорожной гостинице после долгого пути);
  2. завязка и кульминация (встреча Николая Алексеевича и Надежды, воспоминания о прошлом, взаимные признания в давней любви);
  3. развязка и финал (конец разговора, скомканное прощание персонажей).

Проблематика рассказа

Каждая новелла из бунинского цикла посвящена любви и повествует о разных гранях этого чувства. Оно может быть как одухотворяющим и очищающим, так и опасным и уничтожающим.

Проблематика рассказа «Темные аллеи»

Раскрывая тему судьбы, автор рассуждает о том, какой разрушительной силой может обладать невнимательное отношение к чужой жизни. Бросив Надежду, Николай так и не построил личного счастья. Впоследствии он встретился с таким же пренебрежительным отношением к своей персоне от жены.

Размышляя о прошлом героев и об их разочаровании в жизни, автор задается вопросом, что толкает человека на совершение неправильных поступков, поднимая тему нравственного выбора. Кроме того, в произведении присутствует тема социального неравенства, ставшего причиной несчастной любви персонажей.

Главным изобразительным образом рассказа являются те самые темные аллеи из молодости главных героев, в окружении которых они были радостны и свободны. Примечательно, что под конец новеллы этот образ трансформируется в темную колею, по которой мрачный кучер Клим везет карету со своим удрученным хозяином. Разбитая осенняя дорога — символ пустой и безрадостной старости Николая Алексеевича, который мог обрести счастье с любимой женщиной, но испугался своих чувств.

Николай и Надежда

Автор иносказательно сравнивает собственную судьбу с судьбой героя, демонстрируя тоску по утраченному прошлому и рассуждая о тернистом пути своей родины, пережившей тяжелые исторические события. Характер Надежды он сравнивает образом России — истерзанной, преданной и покинутой, но все еще живой и могучей. Николай олицетворяет бессильное и бездушное дворянство, сбежавшее из страны в годы революции, но не ставшее от этого ни свободнее, ни счастливее.

Тоска по России, невысказанные душевные страдания и непростая жизнь на чужбине побудили автора к написанию пронзительно тонких, нежных и прекрасных рассказов, ставших лучшими в его творчестве. Несмотря на то, что в послевоенные годы Бунин был реабилитирован и получил возможность официального возвращения, ему так и не удалось посетить родную землю. Однако он навсегда остался в сердцах и умах соотечественников благодаря своему уникальному литературному таланту.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector