Top.Mail.Ru

Анализ рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Александр Солженицын в своём рассказе показывает читателю нелёгкую судьбу людей, живших во времена сталинской репрессии. Тех, кто не угодил Советской власти, попросту ссылали в сибирский лагерь. Автор повествует о том, что отправляли туда людей всех статусов, никто не мог избежать этой участи. События ведутся от первого лица одного из заключённых, который рассказывает о типичном дне в лагере, поэтому произведение получило название «Один день Ивана Денисовича». Анализ рассказа поможет полностью понять, что пытался донести автор.

Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

История написания

История создания рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича» начинается ещё в 1950—1951 годах. Идея автору пришла, когда тот отбывал срок в лагере северного Казахстана. Он долго думал, как донести до читателя всё то, что происходило там с заключёнными. Солженицын пришёл к выводу, что надо подробно описать один день лагерной жизни. К написанию рассказа он приступил спустя 9 лет после своего возвращения из ссылки. Дата написания — 1959 год.

В 1961 году Солженицын передал свой рассказ редактору журнала «Новый мир». Однако он оставил произведение без подписи и некоторых моментов, на которые бы гневно отреагировали политические деятели. В редакции рассказу приписали псевдоним А. Рязанский, а главный редактор Твардовский о нём отзывался с восхищением.

Александр Солженицын

В редакции Александру Солженицыну предложили сменить название, поэтому изначально оно выходило как «Щ-854. Один день одного зэка». А также жанр изменился на повесть.

К сожалению, автор понимал, что цензуру произведение не пройдёт из-за негативных высказываний о политике, поэтому ему пришлось обращаться за помощью к Хрущёву, который смог добиться публикации рассказа. Перед читателями произведение предстало в 1962 году. Критики бурно обсуждали это событие, так как оно перечёркивало все нормы, дозволенные для издания.

Из-за рекомендации редактора произведение определено как повесть, но по своей структуре оно больше относится к рассказу. Это можно понять по небольшому объёму, неразветвлённости сюжетной линии, ведению повествования от первого лица. Солженицын пишет в стиле реализм, так как произведение основывается на реальных событиях.

Тема и проблематика

Многие авторы вспоминают времена сталинской репрессии в своих произведениях. Александр Солженицын решил более углублённо донести до читателя всё происходящее в лагерях. Своё повествование он ведёт о людях, которые были сосланы в политические ссылки по разным причинам.

Герои произведения:

Шухов Иван Денисович

  • Шухов Иван Денисович;
  • Цезарь Маркович — человек, любящий поговорить об искусстве; часто ему присылали посылки с большим количеством еды и всего необходимого;
  • Стенька Клёвшин — солдат, сидевший за «измену Родине»; был в концлагере, в котором над ним жестоко издевались;
  • Фетюков — трусливый и безвольный; у других заключённых вызывает лишь презрение и отвращение из-за своих повадок;
  • Бригадир Тюрин — вызывает уважение у заключённых, так как всегда готов постоять за свою бригаду; справедливый и сильный мужчина;
  • Эстонцы — два заключённых, которые стараются держаться друг друга и делать всё сообща;
  • Ю-81 — старый мужчина, который большую часть своей жизни провёл в лагерях; вызывает всеобщее уважение;
  • Алёшка-баптист — отправили в ссылку за веру в Бога; часто любит поспорить о религии;

Один день из жизни Ивана Денисовича автор описывает, сохраняя даже незначительные детали лагерного устоя. Из-за этого произведение и получило своё название.

Иван Денисович воевал на фронте, но попал в плен к врагам, откуда смог сбежать. Именно из-за этого его сослали в лагерь к остальным заключённым. За те годы, пока отбывал свой срок, он не потерял свою человечность и доброту. Однако смекалка и хитрость, которыми он владел, помогали ему в лагерной жизни.

Помимо Шухова, в рассказе фигурируют и другие заключённые, которых Солженицын кратко описывает. Он совершенно не скрывает своё восхищение Алёшей, который до конца не отказывается от своего мировоззрения. А также он симпатизирует командиру, который не ставит себя выше других, а наоборот, старается помогать своим подопечным и заботиться о них.

Автор в своём произведении показывает читателю, как лагерная жизнь может изменить людей. Кто-то полностью меняет свои взгляды и ломается под натиском жёстких условий. Однако есть и те, кто выдерживают всё происходящее и не отрекаются от своего мнения.

Проблематика рассказа:

  • Любовь к Родине;
  • Вера в Бога;
  • Взаимопомощь;
  • Человеческая жестокость.

Композиция произведения

Изначально композиция произведения продиктована временем и событиями, которые происходят в стране во времена сталинской репрессии. Рассказ начинается с пробуждения Ивана Денисовича, которое сразу переносит читателя в лагерную жизнь.

Читает книгу «Один день Ивана Денисовича»

Читателю рассказывается обо всех передрягах, об уговорах с другими заключёнными, о лагерных работах и внутренних устоях, которые помогают Шухову урвать немного еды из посылки богатого заключённого Цезаря. А также чувствуется общий страх перед карцером, из которого здоровым ещё никто не выходил.

Заканчивается произведение отбоем в камерах. Засыпая, Иван Денисович понимал, что день этот для него оказался счастливым, как и все остальные.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector