Анализ произведения Распутина «Уроки французского»

В произведениях советских писателей можно почерпнуть немало информации о нравах и быте людей, живших во времена строительства коммунизма. О непростой жизни детей того периода повествуется в рассказе Распутина «Уроки французского». Анализ произведения кратко даст понять основную мысль, которую хотел донести автор, и поможет подготовиться к сочинению по литературе в 6 классе.

Уроки французского читать

История создания

Год написания произведения Валентина Распутина «Уроки французского» — 1973. Опубликовали его тогда же в газете «Советская молодёжь». Произведение автор посвятил Копыловой Анастасии Прокопьевне, матери одного из своих друзей.

Писатель признаётся, что рассказ полностью автобиографичен и основан на его детских воспоминаниях. Когда Распутин окончил младшую школу в родном селе, то должен был переехать в город, чтобы пойти в средние классы. Маленькому мальчику пришлось нелегко на новом месте, поскольку полгода он жил с чужими людьми, не мог нормально питаться и одеваться. Ко всему этому добавилось и неприятие со стороны одноклассников.

Уроки французского анализ произведения

Все события, описываемые в рассказе, показывают, какой путь пришлось пройти талантливому писателю. Распутин считал, что детство — главный этап в жизни любого человека. Именно в это время ребёнок начинает учиться чему-то новому, открывать в себе таланты художника, музыканта, поэта.

Когда Валентин Распутин был маленьким, в его жизни тоже была такая Лидия Михайловна, которая помогала мальчику едой и добрым советом. Как только рассказ вышел в свет, старая учительница писателя узнала себя в образе героини. После этого произошла долгожданная встреча, о которой Распутин вспоминал с теплом и улыбкой.

Рассказ автора был по достоинству оценён как читателями, так и критиками. Писатель смог найти «ключик» к сердцу любого читателя.

Смысл названия

Распутин выбрал такое название для произведения, чтобы отразить дополнительные занятия с учительницей, которые скрашивали его нелёгкую жизнь.

Уроки французского анализ

Уроки французского становятся кульминацией во взаимоотношениях мальчика и Лидии Михайловны. Благодаря им герои превращаются в настоящих друзей.

Дополнительные занятия стали важной школой жизни для героя, которая в дальнейшем помогла сформироваться его личности. Названием рассказа автор подчёркивает, что школьные предметы имеют второстепенное значение по сравнению с тем, что привносят учителя в судьбы детей.

Главная героиня смогла научить мальчика не только иностранному языку, но и пониманию и доброте.

Суть книги

События начинаются с переезда мальчика в 1948 году в другой город к тёте, чтобы продолжить обучение в школе. Но смена места жительства и самостоятельность не пошли герою на пользу. Он начинает голодать, одевается в драные вещи, страдает малокровием и сильно худеет.

В жизни мальчика было много трудностей, но он старался учиться на одни пятёрки. Проблемы у него возникали только с французским языком. Лидия Михайловна часто делала замечания ученику за неправильное произношение.

Однажды главного героя избили одноклассники за то, что тот играл в «чику», чтобы заработать немного денег. Всё полученное мальчик тратил на молоко, которое помогало ему от малокровия. Узнав об этом, учительница отнеслась предвзято к ученику, склоняясь к тому, что ему нужны деньги на какие-то безделушки и развлечения. Когда герой рассказал о своей непростой жизненной ситуации, женщина растрогалась и захотела помочь ему.

Уроки французского

Лидия Михайловна решила заниматься дополнительными уроками французского с ребёнком у себя дома, чтобы кормить его хотя бы ужином. Однако мальчик наотрез отказывался от еды. Тогда учительница отправила ему посылку с макаронами, которую ученик тоже не захотел брать. Такое поведение шокировало женщину.

Женщина нашла выход из ситуации, предложив ученику играть с ней на деньги. Только так мальчик согласился на помощь учительницы. Все заработанные деньги он тратил на еду и свои нужды. Лидия Михайловна и главный герой очень сдружились за это время. Однако вскоре об игре узнал директор школы и уволил учительницу.

Женщине пришлось уехать в свой родной город, но от этого помогать мальчику она меньше не стала. Она отправляла ему посылки с необходимой едой.

Тематика рассказа

Стоит обратить внимание на темы, которые освещает Распутин в произведении. Автор основывался на своём жизненном опыте, поэтому смог досконально раскрыть их. В рассказе присутствуют следующие темы:

 уроки французского анализ распутин

  1. Отзывчивость. Распутин считал, что любой человек должен сохранять в себе способность к сопереживанию, несмотря на свои проблемы.
  2. Доброта. Лидия Михайлова стала олицетворением доброты в произведении. Когда она узнаёт о проблеме мальчика, то старается любыми способами помочь. Женщина сыграла важную роль в жизни главного героя.
  3. Любовь к профессии. Примером идеального учителя стала главная героиня произведения. Автор считал, что учителя должны не только следовать приказам начальства и учить детей наукам, но и помогать им в трудной ситуации.
  4. Сила духа. На примере своего героя Распутин показывает, что человек способен выбраться из любой жизненной ситуации. Мальчик не пытается урвать от жизни всё возможное, а старается честным трудом заработать на свои потребности.
  5. Скромность. Мальчик, приехавший из села, более скромен, чем его городские сверстники. Он не может принять дорогие подарки и считает, что должен заслужить их честным трудом.

Проблематика произведения

Стоит обратить внимание на проблемы, поднятые автором. Валентин Распутин жил в советское время, поэтому проблематика произведения тесно перекликается с тем, что волновало людей в его эпоху. В рассказе затронуты следующие проблемы:

 уроки французского распутин

  1. Одиночество. Главный герой не может понять и принять безнравственность, которая свойственна городским мальчишкам его возраста. Он находится в стороне от одноклассников.
  2. Бедность. Распутин пытался показать, насколько тяжело жилось народу в те времена. Людям не хватало денег на самые необходимые вещи. Запасы еды, которые прятал главный герой, разворовывали дети хозяйки дома, так как им самим есть было нечего.
  3. Равнодушие. Автор считал самым ужасным в человеке безразличие к другим людям. Одноклассники избивают главного героя, чтобы потешить собственное самолюбие и показать остальным свою силу. Директор школы увольняет Лидию Михайловну, сделав поверхностные выводы о её поступке.
  4. Насилие среди детей. Главный герой не раз был избит одноклассниками. К сожалению, никому, кроме учительницы французского языка, до этого не было дела. Директор следил только за формальностями, а проблемы учеников его не волновали.
  5. Жизнь в деревне. Писатель показывает, насколько бедно живёт деревенский народ. Чтобы купить ребёнку одежду, нужно было продать что-нибудь из дома, так как на колхозных работах деньги практически не платили. Люди трудились ради светлого будущего, а сами погрязли в нищете.

Главная мысль

В своём произведении автор показал тяготы жизни простого народа в послевоенные годы. Люди старались выживать любыми способами и из-за этого были озлобленными. Жестокое поведение отразилось и на детях.

 уроки французского жанр произведения

Смысл рассказа заключается в том, что даже в такие нелёгкие времена нужно оставаться человеком, способным на сочувствие и помощь. Писатель показал, насколько несправедливой может быть судьба к людям, которые стараются помочь окружающим.

Основная идея произведения заключается в том, что один человек не способен изменить существующий строй в стране, но он может улучшить жизнь окружающих. Лидия Михайловна помогла талантливому ученику. Впоследствии такие люди, как он, смогут сделать огромный вклад в будущее страны.

Композиционные особенности

Особенность композиционного построения заключается в том, что текст делится на 6 смысловых частей, которые объединены небольшими временны́ми отрезками. Композиция делится по следующему принципу:

  1. Автор знакомит читателей с главным героем и его историей.
  2. Далее повествуется о проблемах, с которыми приходится сталкиваться мальчику после переезда в город.
  3. Затем наступает кульминация. Мальчик отказывается принимать еду от учительницы. В этот момент отношения героев переходят на новый уровень.
  4. Лидию Михайловну из-за недоразумения увольняют из школы.
  5. В заключительном эпизоде происходит логическое завершение и рассказывается о дальнейшей жизни героев.

Направление и жанр

Произведение Распутина по направлению относится к реализму. Автор пытался воссоздать реалистичную картину с не менее реалистичными персонажами. Писатель смог заставить читателей поверить в то, что события, описываемые в рассказе, могли произойти в жизни.

 уроки французского жанр

Жанр произведения «Уроки французского» — рассказ. Автор охватил небольшой временно́й промежуток и использовал малое количество действующих лиц. В содержании часто встречаются названия реальных мест и явлений, которые заставляют читателя ещё больше погрузиться в атмосферу тех лет.

Особенностью рассказа является стиль написания. Распутин использовал областные и устаревшие слова, которые присутствовали в лексиконе простого народа.

Краткий анализ произведения «Уроки французского» даёт понять читателю, какова идея, которую заложил автор в своё творение.

Распутин хотел сказать, что, несмотря на происходящее вокруг, нужно сохраняться в себе человечность и чувство сострадания.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector