Top.Mail.Ru

Анализ и краткое содержание романа Чернышевского «Что делать?»

Это произведение Чернышевского «Что делать?» стало уникальным событием в литературе середины XIX столетия в России. Его создание пришлось на расцвет новых для страны идей — философии Фурье. Потому большинство людей с радостью приветствовало прогресс и положительно приняло предсказание о будущем общества, описанное в романе. Краткое содержание «Что делать?» Чернышевского поможет учащимся в 10 классе при подготовке к написанию сочинения или пересказу книги.

Произведение Чернышевского «Что делать?»

История написания

Чернышевский писал рассказ в камере в Петропавловской тюрьме в 1863 году. Заключенный за антиобщественную деятельность, он хотел описать «новых» людей, именно они, как считал автор, должны в дальнейшем построить идеальную страну.

Естественно, его роман тщательно проверили, но цензура увидела только любовный треугольник и одобрила произведение для печати. Оно было издано в журнале «Современник». Лишь после продажи нескольких тысяч экземпляров цензурный орган нашел ошибку Бекетова (цензор, который лично проверял роман Чернышевского), именно он был виноват в том, что рассказ был издан, после чего чиновника уволили.

Издание романа Чернышевского «Что делать?» в журнале «Современник»

Все издания газеты с запрещенным романом были изъяты, насколько это было можно сделать, но книга уже распространилась в рукописном издании, а ее запрет являлся наилучшим «пиаром» для «рекламы» автора. Все хотели найти тот самый «запретный плод». Идея произведения «Что делать?» вдохновила множество поэтов на подражание. Роман являлся знаковым, многие историки даже выдвинули гипотезу, что его специально издали, однако не все чиновники положительно относились к этому, потому произведение было причиной для конфликта разных интересов.

Творческая история написания на этом не завершилась: роман издали в 1868 г. в Женеве, его перевели на все популярные языки мира. В нашей стране запрет на опубликование продолжал действовать до 1906 г.

Жанровая композиция

Жанр произведения определяется «романом-утопией». Чернышевский описывает не реальное время, а счастливое и беззаботное будущее, в котором девушки свободны, мужчины — не ревнуют, а предпринимательство, которое основано на социалистическом подходе, — доступно каждому человеку.

Николай Гаврилович выражено идеализировал будущее, где в основе находились принципы коммунизма. Именно по этой причине произведение получилось утопичным, а не реалистичным, поскольку вместо героев у Чернышевского не люди, а идеи, которые живут в образах.

Николай Гаврилович писал роман

Направление романа относится к социалистическому реализму. Писатель был далек от социализма, как и вся страна тогда, однако он использовал зарубежные идеи, его пленило «объединение, равноправие и свобода».

Все строки говорят о необходимости перейти из капитализма, когда каждый сам за себя, в социализм, в котором все являются одинаково равными. Не зря Вера создала мастерскую, которая принадлежит не ей, а всем работающим в ней. Это проект обновленного устройства государства, в нем нет частной собственности. Потому реализм писателя относится к «социалистическому», он направлен на описание новых взглядов.

Краткое содержание

Вначале читатель узнает о застрелившемся самоубийце. Затем рассказывается о Вере, готовившейся к свадьбе. Женщина обвиняет себя в трагедии, которая случилась. После Чернышевский описывает ее историю. Девушка воспитывалась в бедной семье с бесхарактерным отцом, матерью-тираном и родным братом.

Марья, мама главной героини, корыстная и продуманная, она пытается свести дочку и сына начальника своего супруга без согласия Веры. Михаил, предполагаемый суженный, хочет только позабавиться с юной девушкой, при этом Марья решает продать честь дочки, чтобы затем заставить юношу жениться.

К брату Вероники пришел репетитор — студент Дмитрий Лопухов

В то же время к брату Вероники пришел репетитор — студент Дмитрий Лопухов. Парни начали общаться, и герой осознал, насколько несчастна женщина. Он захотел помочь девушке выбраться из дома, но не нашел службу, в которой она смогла бы зарабатывать себе на жизнь. В результате он украл ее, женился на ней, при этом договорился вначале с матерью обойтись без судебных разбирательств, но в то же время и без приданого.

Их семейные отношения были новыми, молодые люди спали в разных помещениях, не входил друг к другу в комнату без стука. Нередко к ним захаживал знакомый студента, которого звали Александр Кирсанов, но затем его визиты завершились. Молодой человек и Вера поняли, что влюбились. Сон подсказал девушке, что она чувствует к Лопухову только благодарность. Осознав это, Дмитрий совершает самоубийство, а его друзья организуют свадьбу.

Однако не только любовь заняла главную героиню, она захотела создать швейную мастерскую, чтобы помочь таким же женщинам, как и непосредственно Вера. На это дело юную леди тоже вдохновляли сны, в которых объясняется, что большинство людей в основном являются положительными, но жизненные обстоятельства меняют их характер. Мастерская принадлежала не Вере, а всем девушкам, которые в ней работают. Только из-за этого дело начало развиваться. Свободное время героиня проводит на пикниках и обучается медицине.

В последней главе она повстречала иностранца, женившегося на русской женщине из их круга. Этот молодой человек и был тем самым Лопуховым, инсценировавшим самоубийство, чтобы дать свободу Вере и Кирсанову. Все герои счастливы.

Описание персонажей

Роман отличается новым рассмотрением семейных отношений и обустройством общества. Все персонажи свободны от предрассудков, самостоятельно пытаются добиться успеха, они благородны и искренни:

Александр Кирсанов

  1. Вера. Особо интересен жизненный пример главной героини. Она не изменяет принципам, даже когда тираничная мать хочет выдать девушку за гнусного юношу. Она не побоялась общественного мнения, открыла мастерские, училась на врача. Ее стремление к развитию, прогрессу, а не к семейным отношениям, сделали Веру уникальным женским персонажем в литературе.
  2. Дмитрий Лопухов. Студент медицинского университета, супруг и освободитель Веры. Этого персонажа отличают хладнокровие, образованность, хитрый ум, но при этом у него есть чуткость и добродушие. Герой пожертвовал карьерой, чтобы спасти незнакомую девушку, да еще и ограничил собственную свободу ради этой женщины. Он сдержан, прагматичен и участлив к остальным. Под действием любви Дмитрий стал еще и романтичным, поскольку заново полностью меняет жизнь ради девушки, инсценируя самоубийство. Это действие выдает в этом герое стратега, все просчитывающего вперед.
  3. Александр Кирсанов. Любимый человек главной героини. Это добродушный, образованный, отзывчивый юноша, который все время готов помочь друзьям. Он противится собственному чувству к супруге своего друга, не позволяет ему нарушить их отношения. К примеру, долго перестает захаживать к ним домой. Он не мог предать доверия Дмитрия, два героя «грудью, без знакомств, пытались проложить для себя дорогу». Они тверды и решительны.

Основная тематика

Темы романа Чернышевского актуальны и сегодня. Писатель описывал следующие тематики:

Сны Веры Павловны

  1. Равенство. Все люди равны, потому частная собственность не упоминается в произведении Николая Гавриловича. В нем персонажи аскетичны, довольствуются только тем, что нужно для жизни, потому среди героев нет враждебности. Директор мастерской Вера дружит со своими работницами, поскольку их вклады в дело одинаковы.
  2. Свобода. Эта тема раскрыта с различных аспектов и в каждой из них Чернышевский говорит «да». Через преодоление рабства все персонажи получили счастье. Олицетворением свободы был четвертый сон Веры, в котором писатель изобразил все этапы развития девушки. Она стала предметом для лживого преклонения, сластолюбивой рабой, но только равенство с мужчинами дало героине другой образ — прекраснейший, независимый и уверенный.
  3. Дружба. Чернышевский показал благородных мужчин, все они пожертвовали собственными интересами ради дружбы. Сначала Александр отказался от Веры, затем Дмитрий оставил их ради взаимной любви. Дружба, как считает писатель, возможна с условием свободы выбора.
  4. Семья. Старая модель семейных отношения являлась порочной, при этом обновленный тип, который основан на уважении границ личного пространства, позволяет людям реализовать собственный потенциал.
  5. Любовь. Это чувство также оскверняется собственническим инстинктом, Чернышевский убрал из него ревность и обыденность семейных отношений. Все персонажи довольны, поскольку никто не принадлежит друг другу.
  6. Труд. Призвание мужчин и женщин Николай Гаврилович видит в общественных занятиях. Быт писатель хотел минимизировать, как и особенные излишества в нем. Дети не должны являться пределом возможностей девушки, при этом особо выделяет только труд, несущий пользу обществу.

Раскрытие проблем

Проблематику романа-утопии также нельзя описать кратко, поскольку она тоже очень обширна. Николай Гаврилович поднимает следующие вопросы:

Алчность и собственная выгода

  1. Женская проблема. В России той эпохи девушки не могли работать и заниматься саморазвитием, поскольку они должны были придерживаться семейной жизни и заботиться о детях. Чернышевский настаивал, что у женщин такие же права, как и у мужчин. Они обязаны заниматься общественным трудом, жить самостоятельной жизнью, у них должно быть право голоса.
  2. Социальная несправедливость. Девушка неровня мужчине, помощник не подобен директору, народ — власть имущим. Все описанные противоречия породили множество конфликтов. Лишь избавление от частной собственности способно поменять ход событий.
  3. Мнение общества. До тех пор, пока люди не избавятся от страха, они будут зависеть от общественного мнения, то есть не пройдут вперед и не освободятся. Если все начнут делать что нужно, то и жизнь поменяется к лучшему.
  4. Алчность и собственная выгода. Это вынуждает людей проявлять жестокость и хамство. Деньги являются смыслом жизни, но они разрушают любовные отношения и дружбу. Пока бедный человек живет впроголодь, элита жирует, и такая несправедливость порождается только из-за жадности.

Чернышевский пытался написать роман про социалистическое будущее, которое происходит в обычной мастерской. Вера тоже трудится — организует работу предприятия. Это некая коммуна, где все равны.

Описанная модель показывает будущее России: все люди одинаковые между собой и все получают поровну.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector