Top.Mail.Ru

Анализ эпизода «Плач Ярославны» из поэмы «Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» — одно из самых загадочных произведений мировой литературы, отдельная её страница. Кроме того, этот литературный памятник имеет большое значение и для мирового сообщества. Сюжетной основой поэмы является неудачный для князя Игоря поход на половцев. События разворачиваются в 1185 году. Один из значимых для понимания произведения эпизодов — «Плач Ярославны». Анализ отрывка позволяет лучше понять видение мира того времени и характеры героев. В эпизоде отражено горе женщины, которая потеряла своего любимого.

Плач ярославны анализ

История создания

Историки, изучающие литературные вопросы, имеют все основания для сомнений в аутентичности найденного произведения. Как гласит официальная версия, его написал неизвестный автор в XII веке, почти сразу же после того, как стал очевидцем произошедшего. Многие исследователи скептически относятся к этому варианту. Среди сомневающихся:

 отрывок плач ярославны

  1. Михаил Каченовский — историк и переводчик, литературный критик;
  2. Осип Сенковский — российский польский учёный, востоковед;
  3. Пётр Бутков — известный российский историк.

Эти и многие другие представители «скептической школы» уверены, что поэму написал, безусловно, талантливый человек, но жил он несколько позднее — в период Просвещения, примерно в XVIII веке. Конечно, существует множество предположений, авторы которых пытались прояснить ситуацию, выяснить, как и когда было написано произведения.

Среди всех прочих стоит отметить уникальную гипотезу Льва Гумилёва. Русский писатель, сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, прошёл непростой путь, ведь на его долю выпал тяжёлый для всего народа период реакции. Он был убеждён, что «Слово» — это шедевр русской литературы, ему присущи все признаки гениальности и древности. Однако текст, по его мнению, был создан спустя много лет после описанных там событий — примерно в XIII веке.

Кроме того, Гумилёв утверждал, что герои поэмы — это не настоящие люди, а всего лишь «сборные» образы, под которыми спрятаны совершенно иные персонажи.

К примеру, Игорь и его братья были лишь прикрытием для Александра Невского, Даниила Галицкого и других исторических персонажей, живших несколько позже.

Скептики об отрывке

Лингвисты пришли к заключению, что «Слово» — действительно аутентичное произведение древнерусской литературы. Несмотря на это, и в наше время версии скептиков касательно происхождения текста остаются довольно популярными.

 сочинение на тему плач ярославны

К примеру, журналист Дмитрий Левчик в статье «Настоящий плач Ярославны» заявил, что чувства русской княгини переданы во фрагменте «великолепно». Комментаторы совершенно не поддержали автора, заявив, что рыдать на стене в городе Путивле княжна точно не могла, поскольку в тот исторический период это строение было попросту разрушено.

Стоит понимать, что автор поэмы вряд ли претендовал на историческую точность описанного. Главное для него — монолог девушки, её переживания. Они стали неотъемлемой частью истории, которую нужно учить и понимать. При этом Левчика терзают сомнения: он не верит, что произведение написал мужчина, ведь так сопереживать может лишь представительница прекрасного пола.

Помимо этого, обращение к эмоциональной стороне человеческой натуры, чувствам является довольно необычным для литературы того времени вплоть до начала эпохи романтизма.

Анализ художественной стороны произведения

Школьники изучают эту поэму в 9 классе, пишут сочинения на тему «Плач Ярославны», однако многие ли способны понять, что действительно хотел передать автор? Поэму принято считать южнорусской, хотя личность писателя остаётся неизвестной.

Как по сюжету, так и с лингвистической точки зрения текст является сложным, его трудно читать, поэтому на сегодняшний день есть много переводов на современные славянские языки, одними из самых известных являются работы Николая Заболоцкого и Василия Жуковского. Несмотря на это, «Плач Ярославны» в «Слове о полку Игореве» — одна из самых значимых тем произведения, посвящена нелёгкой женской судьбе, по отрывку поставлен балет, о нем и на его слова написано много песен.

Эссе на тему плач ярославны

Отдельно стоит обратить внимание на жанр «Слова». В этом произведении присутствуют характерные черты ораторских приемов красноречия, присущие многим стихотворениям. При этом в литературной среде принято называть его героической поэмой. Некоторые специалисты относят его к жанру военной повести с летописными и песенными элементами. Так, «Плач Ярославны» — это песнь, лирическая часть, которая даёт всей поэме эмоциональное оформление. Помимо этого, в тексте есть ещё две особенности:

  1. Полифонизм. Такой приём в целом присущ литературным произведениям того времени. Эту черту отмечал ещё Михаил Бахтин, когда занимался описанием полифонизма в романах Фёдора Достоевского. То есть в «Слове» нет персонажей первого и второго планов: все герои действуют слаженно, живя в мире, где они обладают равными правами. Кроме того, каждый образ и шаг являются некими символами.
  2. Панорамность. Эта черта тесно связана с характеристикой символического полифонизма. Такой приём даёт возможность читателю наблюдать за сложившейся ситуацией с разных точек зрения, в конце выбирая самую близкую своему душевному состоянию.

Женские образы в произведении практически отсутствуют, поэтому на фоне всего рассказа очень значимой является Ефросинья Ярославна. Эта девушка действительно существовала в те времена, однако в поэме её внешность и черты характера не соответствуют весьма кратким историческим документам тех времён. Автор несколько меняет представление читателя о ней.

Главным образом этот образ раскрывается во время неудачи войска князя Игоря, её мужа. Ярославна узнаёт о случившемся, выходит на стены Путивля и оглашает скорбь.

Языческие элементы поэмы

Стоит подчеркнуть, что на момент написания произведения на Руси уже распространилось христианство, но почему-то в плаче Ярославны отсутствуют какие-либо посылы к этой религии, её символика. Кроме того, в тексте есть множество элементов язычества:

 сочинение плач ярославны

  1. Понятие «плач». Так, оно связано с глаголом «плакать», означает полную рыданий скорбную речь об умершем. Во время похорон это было будничным явлением, однако эта традиция уходит своими истоками в языческое прошлое русского народа.
  2. Автор показывает не отдельного человека, а общий образ. Ведь князь Игорь, муж героини, не погиб, а лишь попал в плен. При этом устами Ярославны говорит не она сама, а каждая русская женщина, ожидающая с войны любимого.

Символы-образы «Плача Ярославны»

В тексте произведения практически отсутствуют художественные тропы и другие поэтические приёмы, поэтому анализировать нужно символы. Речь Ярославны начинается со слов о печальной кукушке, в виде которой женщина собирается полететь над рекой Каялой. В первых же строках можно найти несколько образов-символов, которые чередуются и переплетаются между собой. Основными из них являются:

Эссе плач ярославны

  1. Кукушка. В древнеславянской мифологии эта птица занимала одно из главных мест. Она была в некотором роде прорицательницей. При этом предсказывать она могла как радость, так и горе. Эпитет «печальной» делает акцент на глубоком трагизме произошедшего, поэтому можно сделать вывод, что автор использовал этот образ не зря, ведь надежда на счастье ещё теплится.
  2. Ветер. Стрибог — один из главных богов в представлении древних славян. Поклонение ему было довольно «долгоживущим». В те времена люди были уверены, что именно он правит природой, воздухом и властвует над всеми пернатыми.
  3. Река. В этом образе скрыто сразу несколько принципов. Так, это и источник воды, еды (рыба) и жизни. С другой стороны, это очень опасная стихия, ведь неудачные заплывы, морские походы, наводнения могут убить. Кроме того, некоторые племена древних славян почитали обычай устраивать похоронные церемонии на берегу рек.
  4. Солнце. Здесь имеется в виду не только звезда, но и языческий бог — Дажьбог. У него было две функции. Во-первых, был источником света и тепла, без которого не может выжить никто. Во-вторых, древние славяне верили, что князья происходят именно от него. Таким образом, в обществе были убеждены, что солнце олицетворяет власть.

Тропы и стилистические фигуры

Не последнее место в содержании поэмы занимают риторические обращения и вопросы. Ярославна спрашивает у солнца и ветра, за что на её долю выпало такое испытание.

 плач ярославны в слове о полку игореве

Неизвестно, слышатся ли ей ответы… Женщина несколько упрекает стихии. Так, она спрашивает у первого, за что-то направило горячие лучи на русских воинов, а у второго интересуется, зачем он держит на своих крыльях ханские стрелы на воинов мужа, призывая стихнуть. При этом с уважительной просьбой вернуть любимого домой Ярославна обращается к Днепру и Дунаю, её голос звучит в такт волнам.

Автор использует распространенные обращения: «О Днепр Словутич!», «О ветер, ветрило», «Светлое и трижды светлое солнце». Можно отыскать в тексте и иные тропы хотя они встречаются довольно редко, но без них картина не была бы полной.

Так, при помощи эпитетов «лёгкий», «синий», «горячий», «безводный» писатель кратко обращает внимание как на могущественную силу стихий, так и на трагизм описываемого события. Более экспрессивным текст делают метафоры: «моё веселье по ковылю развеял» — огорчил; «простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады» — описывает жаркую погоду; «горем им колчаны заткнуло» — указывает на степень страданий.

Плач ярославны в слове о полку игореве описание

Итак, «Плач Ярославны» — это не просто рассказ о скорби несчастной жены, это рыдание по всем погибшим солдатам, важный фрагмент произведения. Языческая символика, множество обращений и риторических вопросов, эпитеты и метафоры делают речь героини похожей на молитву, в которой присутствуют и личностные мотивы, и переживание о подданных, и просьбы о благополучном окончании похода.

Кажется, из-за переизбытка эмоций ей трудно дышать. Она не знает, откуда взять силы на дальнейшую борьбу, но в конце эпизода всё же получает желаемое.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector