Top.Mail.Ru

Отражение Великой Отечественной войны в литературе 20 века

Бесценный вклад в изучение и понимание глобальной катастрофы прошлого столетия внесли прозаики и поэты. Произведения о Великой Отечественной войне в литературе 20 века занимают особое место, отражая различные стороны огромного, ни с чем не сравнимого подвига миллионов людей, чьи судьбы были обожжены пламенем величайшей трагедии в истории человечества.

Сочинение великая отечественная война в литературе

Произведения 1941—1945 годов

Начало борьбы с фашистскими захватчиками для советского народа стало настоящим потрясением. После выступления В. М. Молотова вся страна была окутана мраком нависшей угрозы и неопределенности, а мужское население в срочном порядке призывалось на фронт для защиты границ Родины.

Великая отечественная война в литературе 20 века

С первых дней солдаты Красной армии нуждались в поддержке боевого духа, поэтому неудивительно, что буквально на вес золота ценилось печатное слово. С 1941 по 1942 г. в художественной литературе преобладал публицистический жанр. Очерки И. Эренбурга, М. Шолохова, Л. Леонова, А. Толстого, выходившие в «Красной звезде», «Правде» и «Известиях», рассказывали о подвигах и немыслимом героизме русских солдат. Часто публицистика была насыщена призывами к мужеству: «Боец, не осрамишь своего знамени! Не предашь родину! Ты выстоишь!» Эти заметки фронтовики ждали с нетерпением.

В 1943 году стали появляться рассказы и повести с глубокими образами реальных людей. Наиболее востребованными авторами, получившим искреннее признание у измученных солдат, оказались:

Литература военных лет сочинение

  • А. Платонов. «Броня», «Прорыв на Запад», «Дорога в Могилев», «Под небесами Родины» содержали не только описания непосредственных боевых действий, но и попытку понять психологию человека, способного пожертвовать жизнью ради защиты своей страны.
  • Л. Соболев. «Батальон четверых», «Морская душа» — небольшие по объему произведения, отражающие события, происходившие на флоте. Отвага и героизм пехотинцев нашли живой отклик в сердцах красноармейцев.
  • К. Паустовский. Критика нещадно разгромила рассказы «Снег» и «Дождливый рассвет», обвинив Константина Георгиевича в сентиментальности, неуместной для отражения военных реалий. Однако среди обычных людей эта проза пользовалась неимоверной популярностью.

Отдельного внимания заслуживают патриотические повести В. Гроссмана «Народ бессмертен», К. Симонова «Дни и ночи», А. Бека «Волоколамское шоссе», В. Василевского «Радуга», где главный герой — это несломленный русский солдат, доблестно сражающийся с врагом и терпеливо переносящий все тяготы и ужасы кровавой битвы за мир.

Первое послевоенное десятилетие

После победы перед советскими писателями стояла важная задача художественного осмысления невероятного подвига народа. Сочинения военных лет в литературе изображали жизнь здесь и сейчас, поддерживали дух армии и имели сильный патриотический подтекст. Произведения, отражающие события Великой Отечественной войны, в 1946—1955 гг. уже стремились к пониманию причин, сути и исторического значения глобального потрясения. Основным жанром стал роман, где композиция выверена, а образы героев тщательно продуманы.

Произведение отражающее события великой отечественной войны

В 1946 году журнал «Октябрь» опубликовал «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Она удивила читателей опытом легендарного летчика Алексея Мересьева, выжившего в безнадежных условиях и подарившего тысячам людей, искалеченным в боях, надежду на будущее. История настоящего героя была переведена на 40 языков и по праву считалась учебником мужества.

Другой знаковой книгой этого времени стал роман «Они сражались за Родину», написанный М. Шолоховым. Автор одним из первых сделал смелый шаг в сторону осмысления цены победы и значимости человеческой жизни. Новаторский подход к трактовке ВОВ имел следующие особенности:

Тема великой отечественной войны в литературе

  1. Социальный масштаб.
  2. Откровенность в признании неудач советского командования.
  3. Достоверное описание тяжелейших испытаний.

Не удивительно, что критики обрушились на Михаила Александровича с упреками, указывая, как была попрана тема патриотизма, господствовавшая повсюду.

Самым известным произведением о войне для сочинений по литературе можно считать «Молодую гвардию» А. Фадеева о бесстрашных юношах и девушках, противостоявших так называемому новому порядку Гитлера, установленному фашистами на Дону. Наряду с художественными и психологическими проблемами, писатель изучал историческую подоплеку германских бесчинств и народного сопротивления. Сюжет романа имеет документальную основу, где главное место отводится анализу поведения и психологии человека, поставленного в жуткие условия существования.

А также особое значение в развитии военной прозы приобрели повести «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Звезда» Казакевича Э. и «С фронтовым приветом» В. Овечкина, где акцент сделан на тяжелый солдатский труд, которым добывалась заветная победа.

Проза второй волны

К середине 1950-х, когда прошел первый шок, связанный с ужасами массового кровопролития, многие поэты и прозаики посвятили свое творчество переосмыслению 1941—1945 годов. Углубление и дальнейшее развитие темы Великой Отечественной войны в русской литературе произошло благодаря писателям «второй волны», открывшим читателю другой тип героя — фронтовика, очевидца, обнажающего горькую правду о сражениях, армейском быте и восприятии трудных обстоятельств. Позже это время в литературоведении было названо периодом лейтенантской прозы.

Достоверное изображение военной действительности представлено в творчестве Ю. Бондарева. «Последние залпы», «Батальоны просят огня» — повести, где детально отражается битва отряда капитана Новикова с немецкой батареей. Бой за территорию Чехословакии оказался последним почти для всех персонажей, но в читательском восприятии убитые навсегда остаются живыми, благодаря исповедальной интонации, пронизывающей произведение.

Батальоны просят огня книга

Самой значительной прозой, где акцент сделан на моральной стороне войны, стали:

  • «Убиты под Москвой» К. Воробьева.
  • «Навеки девятнадцатилетние», «Был месяц май», «Июль 41-го» Г. Бакланова.
  • «Третья ракета», «Журавлиный крик», «Обелиск» В. Быкова.
  • «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война» Б. Васильева.
  • «Пастух и пастушка» В. Астафьева.

Литературные критики встретили творчество молодых писателей крайне недоброжелательно, обвинив их в предательстве подвига советского народа. Однако простые люди восприняли новую литературу, как глоток чистого воздуха, потому что в их памяти еще были живы отзвуки войны, которую пришлось видеть в самых мрачных и пугающих проявлениях. Таким образом, возникла «окопная правда».

Переосмысление трагических событий

Эволюция художественного опыта отразилась в объемных произведениях о Великой Отечественной войне, похожих на хронику. Авторы старались воссоздать наиболее полную картину быта, боевых действий, человеческих взаимоотношений с различными психологическими нюансами. Трилогия К. Симонова «Живые и мертвые», «Брестская крепость» С. Смирнова, «Момент истины» В. Богомолова, «Война под крышами» А. Адамовича — это все о простых и понятных героях, оставшихся один на один с беспощадной войной.

Живые и мертвые книга

Такие книги тяжело читать, поскольку в них отражена реальность, которая была далеко не всегда лицеприятной. Союз писателей требовал парадных портретов русских победителей, а защитники «окопных истин» все чаще обращались к тончайшему психологизму и драме героев, сломленных страхом и покалеченных в баталиях.

Не удивительно, что многим прозаикам отказывали в публикациях. Эта участь постигла книгу М. Зощенко «Перед восходом солнца», цензура не выпускала ее в печать до 1987 года. Повесть К. Воробьева «Это мы, Господи» тоже была под запретом, потому что в ней глубоко исследовалась природа страха с осмыслением причин глобальной трагедии.

За право издания честных воспоминаний о ВОВ долго боролся В. Гроссман, но безуспешно. Идеологи коммунистического режима подвергли «Жизнь и судьбу» жесткой критике, а текст был арестован, поскольку в нем четко прослеживалась параллель между сталинским и гитлеровским тоталитаризмом. Основными чертами, отражающими новое осмысление кратко и емко, как в реферате, считались:

Перед восходом солнца книга

  • Переход от описания подвигов к честным рассказам о поражениях и потерях.
  • Увеличение доли психологического исследования характеров персонажей.
  • Акцент на личность отдельного героя и его чувств.
  • Отказ от патриотического назидания.
  • Попытки реалистичного и правдивого отражения событий военных лет.

Таким образом, новый взгляд помог обозначить серьезные проблемы свободы и необходимости, чести и долга, страха и тяжелого труда. Эти вопросы до 1970-х гг. в литературе практически не поднимались.

Поздний период

В 1983 году С. Алексиевич в романе «У войны — не женское лицо» рассказала про страшную участь слабого пола на фронте. Сюжет объединен воспоминаниями, которые развенчали миф об отчаянном героизме девушек, вынужденных защищать Родину. Главным замыслом было показать, что женщинам нет места на войне, разрушающей все живое. Светлану Александровну обвинили в недопустимом натурализме при изображении действительности. Возможность напечатать рукопись появилась лишь в 1990-е гг.

У войны не женское лицо книга

Вершиной развития военной темы в литературе позднего периода по праву считается незаконченный роман В. Астафьева «Прокляты и убиты». Как подчеркнуто в предисловии к изданию: «Подведен итог размышлениям о войне как о преступлении против разума». Здесь автор буквально препарировал исторический материал и личные впечатления, показывая «внутренности» войны: кровь, жестокость, грязь, трупный смрад и боль. Композиция основана на противопоставлении христианской морали и тоталитарного режима, вытравливающего из людей человечность и способность адекватно воспринимать действительность.

Таким образом, война более полувека занимала центральное место в русской прозе 20 века и отражала не только вопросы, связанные с гражданским долгом, защитой Родины, противостоянием фашизму, но и проблемы человеческих ценностей, актуальных во все времена.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector