Top.Mail.Ru

Кратко о теории трех штилей Ломоносова

В наше время литература четко разделяется на стили и типы речи, что делает её простой для чтения и понимания. Однако всего несколько веков назад она представляла собой смешение различных слов, не подходящих друг к другу, была тяжелой как для читателя, так и для автора. Но все изменилось с введением теории трех штилей Ломоносова.

Теория трех штилей Ломоносова

Особенности теории

Теория трех штилей была сформулирована М. В. Ломоносовым в XVIII веке, когда русский язык окончательно потерял свой облик. Это произошло из-за иностранных слов, прибывших в страну в большом количестве вместе со своими носителями, которых радостно встречал Петр Великий. Но сама теория существовала задолго до этого времени.

Происхождение и история

Учение берет свое начало в Древнем Риме. Кроме того, оно использовалось в литературе Средневековья и «новой Европы». Его правило заключалось в разделении слов на группы: высокий стиль, средний и простой. Различие между ними состояло в том, насколько велика разница между используемыми словами и обычной разговорной речью, а границы эти были довольно размытыми.

Изначально отличительные черты были следующие: высокий штиль имел наибольшее различие, в нем чаще всего употреблялись риторические средства (то есть лексика, фигуры речи и особое построение предложений). В среднем к ним обращались реже, а в простом они и вовсе отсутствовали. Высоким штилем часто пользовались ораторы и другие политические и народные лидеры, чтобы воодушевить население или убедить противника принять определенное решение на переговорах.

Версия Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич хотел видеть свой родной язык чистым, красивым и с подавляющим количеством славянских слов. Он призывал всех использовать как можно меньше варваризмов, заменять их исконно русскими синонимами. Ученый сохранил изначальную идею разделения стилей, изменив ее под русский язык и литературу. Ломоносов предписывал прибегать только к одной речевой группе, учитывая литературный жанр произведения. Краткое содержание теории трех штилей Ломоносова можно представить в виде таблицы.

Штиль Стилистические особенности
Высокий Высокая, торжественная речь; благородная, величественная эмоциональная окраска
Средний Смешение низкого и высокого стилей, переходное звено
Простой (низкий) Разговорный стиль, использующийся в повседневной жизни.

Однако для полного представления одной таблицы будет мало. Стоит рассмотреть подробнее каждый стиль.

Высокий — торжественный, величавый стиль. Он состоял исключительно из исконных слов, среди которых большую часть составляли церковнославянские. Его могли использовать только грамотные люди, прочитавшие десятки и сотни книг. Высокий стиль в литературе использовался при написании хвалебных (и не только) од, трагедий, поэм, серьезных рассуждений на важные темы, ораторских речей. Сюда относится ода А. С. Пушкина «Вольность»:

Беги, сокройся от очей,

Цитеры слабая царица!

Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?

Народные поговорки

Средний стиль Ломоносов описал достаточно развернуто. Он соединяет в себе два остальных и является связующим звеном. В нем обращаются как к церковнославянским, так и к простым разговорным выражениям. Сюда же относятся книжные и народные высказывания. Автор отметил, что важно не потерять торжественность высокого стиля, поэтому нужно пользоваться словами аккуратно, уделяя особое внимание их положению.

Прибегая к этому штилю, следовало писать драму, сатиру, стихотворные обращения и послания, эклоги и элегии. Для примера можно обратиться к элегии Пушкина «Счастлив, кто…»:

Счастлив, кто в страсти сам себе

Без ужаса признаться смеет,

Кого в неведомой судьбе

Надежда робкая лелеет.

Можно заметить, что устаревших слов здесь уже гораздо меньше.

Басня И. А. Крылова «Мартышка и очки»

Низкий стиль описан кратко — соответствующие ему жанры: басни, песни, комедии, письма и прочие ответвления народного искусства. В нем категорически запрещено использовать церковнославянизмы. Приветствуются устойчивые выражения и диалектизмы, разговорная простонародная речь. Идеальный пример — басня И. А. Крылова «Мартышка и очки»:

Мартышка к старости слаба глазами стала,

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки.

Лишь стоит завести очки.

Однако не вся лексика была причислена к одному из штилей. В виде исключения некоторые группы слов были оставлены Ломоносовым вне литературного языка:

  • устаревшие церковные выражения, уже не используемые в речи;
  • высказывания, которые не подходят ни к одному из стилей, потому что в любом из них использование будет неприлично и непозволительно;
  • заимствованные слова: ученый считал, что они не нужны русскому языку, недолюбливал, отчасти даже презирал их.

Средний штиль

Это самая большая по количеству и объему группа, поэтому она имеет особые примечания, которые уточняют принадлежность именно к этому виду. Какие же слова объединяет в себе такой стиль? Короткий список для конспекта будет выглядеть так:

  1. Наиболее популярные и частые в употреблении слова. Возможна церковнославянская речь.
  2. Так как стиль активно применялся в разговорах повышенной важности (вопросах о политике, нравственности и других), к нему относят «просветительскую» лексику.
  3. Выражения, которые отражают чувства человека, его настрой и переживания.

Значение изменений

Ломоносов хотел классифицировать русскую лексику, что ему и удалось. Несмотря на несовершенность, которую он сам признавал, ученый смог сделать первый шаг — самую трудную часть работы. Он определил направление для дальнейшего развития литературы, оставив доработку своей теории выдающимся деятелям будущего.

Мнения современников

Многие соотечественники ученого отнеслись к его классификации довольно негативно, объясняя это тем, что церковная лексика делает речь только тяжелее. Однако большинство приняло «реформу» литературы с благодарностью, так как в условиях словесной неразберихи даже такое решение сильно упрощало подбор слов, а также приводило к относительному порядку в жанрах. Всё это значительно облегчало жизнь авторам того времени.

Влияние на дальнейшее развитие

Три штиля Ломоносова были введены относительно недавно, а за прошедшее время уже появилось множество терминов, выведенных из них. Например, многие люди, скорее всего, смогут назвать хотя бы несколько стилей речи. К ним относятся:

  • разговорный;
  • официально-деловой;
  • научный;
  • публицистический;
  • художественный.

Стили речи

Некоторые из них делятся еще и на подтипы. Например, научный стиль включает в себя научно-популярный, научно-учебный и непосредственно научный. Кроме того, стали обособлять и отдельные типы речи: повествование, описание и рассуждение. Другими словами, новаторство Ломоносова напрямую повлияло на развитие литературы и ее нынешнее состояние.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector