Top.Mail.Ru

Краткое содержание рассказа Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Фазиль Искандер в своих произведениях нередко обращался к древнегреческим эпосам и мифам. Краткое содержание «Тринадцатого подвига Геракла» — яркий пример адаптации старой легенды к современным событиям. Центральными героями становятся ученики пятого класса школы в Грузии. Опубликованная в 1964 году книга учит правильности выбора между честью и обесцениванием, человеческим достоинством и трусливым поведением, дружескими и предательскими отношениями.

Тринадцатый подвиг Геракла

Центральные и второстепенные персонажи

Начинать краткий пересказ истории стоит со знакомства с героями «Тринадцатого подвига Геракла» Искандера. Это позволит получше узнать, чему автор хочет научить читателей, и подготовиться к литературному уроку, а также грамотно составить читательский дневник. Сюжет рассказа знакомит школьников со следующими действующими лицами:

Центральные и второстепенные персонажи

  1. Рассказчик — центральный персонаж, учащийся 5-Б класса грузинской школы.
  2. Харлампий Диогенович — преподаватель математики, известный своей аккуратностью, требовательностью, строгостью и педагогической этичностью.
  3. Сахаров — лучший ученик класса, отличник, прилежный мальчик.
  4. Адольф Комаров — сидит вместе с рассказчиком за одной партой, тихий и неприметный мальчишка, которого все называют Аликом.
  5. Шурик Авдеенко — самый плохой учащийся класса, получает почти всегда двойки.

Неудивительно, что в центре сюжета рассказа находятся дети. Литературное произведение призвано учить младшее поколение правильным жизненным истинам. Именно поэтому готовая авторская работа была впервые опубликована на страницах журнала «Сельская молодежь» и входит сейчас в школьную образовательную программу.

План для пересказа

Произведение Искандера «13 подвиг Геракла» входит в школьную литературную программу, но не в основную, а для самостоятельного чтения. Школьникам может потребоваться составление краткого описания для читательского дневника. Читать полностью рассказ есть возможность не у всех современных учеников. Краткий пересказ произведения по плану позволит грамотно написать о сюжете, определить важные идеи:

Краткое содержание произведения

  1. Появление нового учителя в школе.
  2. Личность математика, его внешность и характер.
  3. Отношение преподавателя к ученикам.
  4. Неподготовленность рассказчика к уроку и боязнь последствий.
  5. Обман и хитрость главного героя.
  6. Плохое самочувствие Алика.
  7. Раскрытие обмана Харлампием Диогеновичем.
  8. Вызов к доске.

Завершить пересказ можно строками об осознании своей неправоты героем, взрослении рассказчика и морали произведения. Этой историей Фазиль Искандер хотел донести до молодежи, насколько важно прорабатывать собственные слабости, бороться с трусостью, чтобы это не стало плохими привычками во взрослой жизни.

Краткое содержание произведения

Новый учебный год подарил школьникам нового учителя математики Харлампия Диогеновича. Его предки были родом из Греции. Это отличало его от коллег не только внешне, но и личностными качествами.

Первый же урок показал ученикам, что шутить с преподавателем не стоит. Ему удалось сразу установить в классе образцовую тишину. Дисциплинированность появилась не из-за наказаний, криков или плохих оценок, а благодаря учительским острым шуткам, адресованным нарушителям спокойствия. Главным наказуемым чаще всего становился Шурик Авдеенко. Он учился хуже остальных, постоянно списывал.

Основным оружием математика выступала не указка, а слово, умеющее сделать из человека посмешище. Школьник, не желавший учиться, представал перед новым преподавателем в смешном образе. Детей это обижало и задевало, поэтому они тщательно готовились к урокам.

Волнение главного героя

Последствия хитрости рассказчика

Не удалось избежать шуток учителя и рассказчику этой истории. Ему тяжело давалась арифметическая задача про артиллерийский снаряд. На перемене перед уроком математики герой узнает, что со сложным заданием справился не только отличник Сахаров, но и тихий сосед по парте Адольф Комаров. Мальчик часто просил называть его Аликом.

Это настолько негативно повлияло на самооценку и состояние главного героя, что он еле сдерживает волнение. Неготовность к уроку он пытается скрыть с помощью прихода в класс медсестры и доктора. Детей предупредили, что в этот день их будут прививать от тифа. В коридоре рассказчик встречает врачей, ищущих в 5-А класс. Герой упрашивает медработников пойти в его класс, чтобы именно с 5-Б началась вакцинация.

Последствия хитрости рассказчика

Врачи наконец-то попали в нужный класс по просьбе главного героя рассказа. Их приход пугает Алика, лицо его становится белым. Мальчик падает в обморок. Рассказчик не пугается и сразу спешит другу на помощь. Он собирается бежать за скорой помощью. Но медсестра, сопровождавшая доктора, быстро приводит одноклассника в чувства. Урок скоро должен закончиться. Харлампий Диогенович перебирает четки, сидя за своим учительским столом.

Неожиданно учитель начинает рассказ о двенадцати подвигах Геракла. В мифах мифический персонаж совершал героические поступки, проявляя свою храбрость и стремление к справедливости. Из речи преподавателя становится понятно, что он саркастично говорит о рассказчике, поскольку тот решил совершить тринадцатый подвиг из трусости. После этого учитель вызывает героя к доске, но тот не отвечает, поскольку не подготовился к уроку.

Ученик позорится перед одноклассниками и обижается на математика. Только повзрослев, он смог понять, что учитель хотел им добра. Он желал научить школьников быть смелыми, честными и самоироничными.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector