Рассказ Чехова «Учитель словесности»: краткое содержание

В 1894 году А. П. Чехов создал рассказ «Учитель словесности». Краткое содержание позволяет погрузиться в небольшой период жизни провинциального преподавателя Никитина, узнать о его радостях и переживаниях. Автор рисует прелестную бытовую картину с помощью деталей и мелких штрихов, но в финале затрагивает важный конфликт идеала и действительности: человек, раньше живший не задумываясь, внезапно будто прозревает и с ужасом оглядывается на свою жизнь.

Рассказ Чехова «Учитель словесности»

История создания

Первая глава произведения была названа «Обыватели» и опубликована в 1889 году в журнале «Новое время». Вторая же глава, под названием «Учитель словесности», появилась спустя пять лет, в 1894 году в газете «Русские ведомости». Обе главы, объединённые под единым названием, с незначительными правками вышли в сборнике «Повести и рассказы» 1894 года.

Писатель А. П. Чехов

По мнению критиков и исследователей, прототипом главного героя мог стать преподаватель латинского языка в таганрогской гимназии по фамилии Старов. Однако Чехов явно «смягчил» его трагическую историю.

Сам автор в письмах заявлял, что пишет «незначительный пустяк из жизни провинциальных морских свинок», а также называл произведение «баловством». Он добавлял, что хотел завершить произведение так, чтобы от его персонажей «мокрого места не осталось», но имел неосторожность прочесть его вслух перед слушателями, которые умоляли его пощадить героев. В итоге именно поэтому рассказ, по мнению Чехова, вышел «так кисел».

Краткое содержание

Сергей Васильевич Никитин, учитель в провинциальной школе, часто посещает дом своих богатых соседей Шелестовых. Ему 26 лет, но выглядит значительно моложе, из-за чего его часто не воспринимают всерьёз. Сам он делит квартиру с соседом, учителем географии и истории Ипполитом Ипполитовичем Рыжицким, занудным человеком, который постоянно говорит только очевидные вещи.

Помещик Шелестов

У помещика Шелестова две дочери — Варя 23-х лет, занявшая место покойной матери, серьёзная и обожающая спорить со всеми по любому пустяку, и младшая, 18-летняя Маша, которую в семействе пока ещё считали ребёнком, называли Манюсей, а после её увлечения цирком стали звать Марией Годфруа. К Варе ходит штабс-капитан Полянский, Никитин же влюблён в Манюсю и собирается ей признаться, но постоянно не решается.

Его очаровывает всё в доме Шелестовых. Раздражает только обилие кошек и собак. Между тем он уже заражён провинциальной ленью: один из гостей в доме выясняет, что Никитин даже не читал Лессинга, хотя преподаёт словесность. Устыдившись, он решает прочесть, но забывает об этом.

Затем он всё-таки просит руки Марии. Свадьбу с ней он описывает в своём дневнике восторженными фразами. Все счастливы, и только Варя злится, что младшая сестра вышла замуж раньше неё.

Никитин и его молодая жена получают в наследство дом и переезжают туда. Только внезапная смерть Рыжицкого немного омрачает настроение учителя. Зимой он счастлив так же, как летом после свадьбы. Наивная семейная жизнь напоминает ему «пастушеские идиллии». Но весной он начинает задумываться над своим счастьем.

Когда он проигрывает в карты небольшую сумму, ему шутя говорят, что у него денег куры не клюют. Это заставляет героя думать, что всё богатство досталось ему даром. А также герой узнаёт, что Полянский перевёлся в другую губернию и не сделал предложение Варе, хотя и ходил к ней в гости, а значит, поступил подло. Следовательно, когда он сам ходил в гости к Шелестовым, от него уже ждали, что он сделает предложение Маше. Он чувствует себя в ловушке, видя, что не сам распорядился своей судьбой.

Персонаж думает, что мог бы прожить жизнь иначе, прочитать Лессинга, не быть таким плохим учителем, который лишь притворяется умным. Его окружает провинциальная пошлость, от которой хочется бежать — иначе он просто сойдёт с ума.

Характеристика главных героев

В произведении несколько главных героев. Их описание и характеристика:

Сергей Васильевич Никитин — учитель русского языка и литературы

Ипполит Ипполитович Рыжицкий

  1. Сергей Васильевич Никитин — учитель русского языка и литературы в провинциальной школе губернского города. Ему 26 лет. Он выглядит слишком моложаво несмотря на то, что имеет бороду и усы; из-за этого ненавидит, когда кто-нибудь говорит ему, о молодости, особенно в присутствии девушек и учеников. Он мечтателен и романтичен, идеалист, скромен, не сразу может признаться в чувствах любимой девушке. Своё прошлое он описывает как: «Сиротство, бедность, несчастное детство, тоскливая юность», считая всё это долгой дорогой к своему счастью.
  2. Маша Шелестова — красивая девушка, стройная, с тонким профилем. Ей 18 лет, но в семье её ещё не отвыкли считать ребёнком, поэтому называют Маней и Манюсей. Как и её отец, она страстная лошадница и любит прогулки верхом.
  3. Варя Шелестова — старшая сестра Маши. Ей 23 года, она симпатична, красивее Маши, считалась самой умной и образованной в доме. Заняла в доме место покойной матери, поэтому держит себя солидно, серьёзно. Носит строгую блузу, к офицерам обращается по фамилии, с Машей говорит как с девочкой тоном классной дамы. Называет себя «старой девой», а значит, не сомневается, что выйдет замуж. Любую беседу, даже о погоде, сводит к спору, чаще всего спорит с Никитиным. Придирается к фразам, а на любую шутку восклицает: «Это плоско!» или «Это старо!».
  4. Старик Шелестов — помещик, увлекающийся лошадьми и держащий дома много кошек и собак. Любит что-нибудь критиковать, часто восклицает: «Это хамство!», имея в этом сходство со своей дочерью Варей.
  5. Ипполит Ипполитович Рыжицкий — преподаватель географии и истории, друг и сосед Никитина. Ещё не старый, с рыжей бородой, курносый, с лицом грубоватым и неинтеллигентным, но добродушным. Считает, что в географии самое важное — черчение карт, а в истории — учение дат. Неразговорчив: или молчит, или долго и нудно говорит всем давно известное, вроде: «Лето не то, что зима. Зимою нужно печи топить, а летом и без печей тепло», «Без пищи люди не могут существовать».
  6. Штабс-капитан Полянский — солидный офицер, толстый, обрюзгший, но всё-таки Варя на него рассчитывала, надеясь, что тот сделает предложение, так как он часто ходил к Шелестовым в гости. Однако он был переведён в одну из западных губерний.

Жанр и композиционные особенности

Проводя анализ «Учителя словесности», можно определить, что произведение относится к жанру рассказа. Признаки, указывающие на это:

  • оно имеет небольшой объём;
  • в нём присутствует ограниченное число действующих лиц;
  • имеется одна сюжетная линия — судьба главного героя;
  • рассказывается о нескольких важных эпизодах из жизни человека;
  • важную роль играют детали.

Анализ «Учителя словесности»

Направление — реализм, как и всё творчество Чехова. В рассказе он высмеивает мещанство и пошлость мещанской жизни, используя приёмы лёгкой, едва уловимой иронии и сатиры.

Краткое содержание «Учителя…» Чехова показывает, что произведение поделено на две части не только по главам, но и по смыслу:

  1. В первой части герой только сватается к возлюбленной.
  2. Во второй происходящее частично описано в дневниковых записях самого Никитина, что позволяет узнать о его мыслях и переживаниях. Тогда же происходит осмысление трагической ситуации, в которой он оказался.

Основная мысль

В творчестве Чехова лейтмотивом идёт обличение пошлости русской жизни, с чем он боролся посредством своих произведений. Пошлость и обывательщина были автору ненавистны своим паразитизмом застойностью и равнодушием к проблемам, волнующим всё человечество. Максим Горький недаром сказал о Чехове: «Его врагом была пошлость. Он всю жизнь боролся с нею».

Причём драматизм в его рассказах часто состоит в том, что люди, живущие таким образом, даже не понимают бессмысленности своего существования. Главные герои, оказавшись в этой уродливой среде, постепенно меняют свои убеждения, морально разлагаясь и опускаясь, но до последнего не замечают ничего странного. Краткое содержание «Учителя словесности» Чехова показывает, что Никитин проходит сложный путь своих взаимоотношений с Машей и всей семьёй Шелестовых, начиная от слепого обожания и заканчивая почти ненавистью к их жизненному укладу.

Творчество Чехова

Свалившееся на него счастье Никитин определяет как награду за безрадостное детство и бедную юность. Он не замечает, как сам скатывается до уровня провинциальных существователей. Но это падение автор показывает незаметными штрихами.

Например, после свадьбы герой взял в привычку разваливаться на дорогом турецком диване и курить, научился играть в винт; на похоронах своего друга Ипполита Ипполитовича хотел сказать о нём доброе слово, но промолчал, узнав, что это может не понравиться директору. А также, когда Манюся, найдя в шкафу завалящий кусок колбасы или сыра, с важностью говорит: «Это съедят в кухне», его пока только умиляет то, как она относится к людям на кухне — как к низшим существам.

Но после меткого замечания о деньгах направление мыслей Никитина меняется. Он понимает, что помимо его семейного мирка, уютного, но ограниченного, замкнувшегося в скучных ежедневных заботах, есть ещё и другой мир. И его тянет на простор, к духовно богатой жизни, к свету.

Герой хочет работать, преподавать, читать Лессинга, уставать, жить. Сам себе он кажется тупым, но умело скрывающим тупость, как и другие учителя и все люди, его окружающие. Он улыбается им, говорит о пустяках, но всё отчётливее понимает, что теряет покой. Ему кажется, что он уже даже не учитель: он стал чиновником, бездарным и безличным.

Рассказ имеет открытый финал: неизвестно, сможет ли Никитин уехать в Москву, сбежав из душного мира мещанства, или смирится со своей судьбой.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector