Top.Mail.Ru

Краткое содержание повести Льва Толстого «Детство»

Произведение «Детство» является началом автобиографической трилогии Льва Николаевича. Диалектика души — основной художественный прием, который применяет автор в своем повествовании. С помощью внутренних монологов Николеньки Иртеньева, основного действующего персонажа, читатель может наблюдать, как формируется его характер, о чем он размышляет, что переживает. Краткое содержание «Детства» Толстого пригодится учащимся 8 класса при подготовке к уроку литературы.

Повесть Льва Толстого «Детство»

История написания

Работа над созданием повести продолжалась больше одного года. Книга вышла на страницах издания «Современник». Чтобы понять смысл произведения, необходимо изучить некоторые интересные факты о нем:

Толстой пишет

  1. Толстой написал произведение «Детство» в 1951 г., будучи на Кавказе. Писателю в то время исполнилось всего 24 года. Первым прочитал и одобрил текст Николай Алексеевич Некрасов, после некоторых поправок его напечатали в 1952 г.
  2. Повесть является автобиографической, так как Толстой описал свои детские воспоминания, передал окружающую атмосферу родного дома и той среды, где он воспитывался. Как и у героя произведения, у писателя в детстве умерла мать, он ее толком не помнил, но вложил в образ maman все лучшие представления о ней. Глубокое исследование своего внутреннего и окружающего мира побудило Льва Николаевича создать повесть «Детство», где можно проследить разные этапы становления писателя в юности, которые определили его дальнейший жизненный путь.

Жанр и композиция

Жанр «Детства» определяется как автобиографическая повесть. Направление можно отнести к реализму, так как в основе книги находятся действительные события той эпохи. Всего в произведении 28 глав, в них описана жизнь Николеньки Иртеньева, которому исполнилось 10 лет. Композиция выглядит следующим образом:

  1. Завязка. Перелом в жизни мальчика — переезд из дома в Москву.
  2. Развитие действия — другая жизнь в бабушкином доме.
  3. Кульминация — сообщение о болезни матери.
  4. Развязка — смерть и похороны.

В произведении отсутствует явный конфликт героя с другими людьми, за исключением одного маленького недоразумения с няней Натальей Савишной. Однако в душе ребенка нередко можно проследить обиду, ощущение несправедливости и неприязни во взаимоотношениях с окружающими.

На похоронах матери Николенька почувствовал возмущение к собравшимся, поскольку они неискреннее проявляли горе. Основной конфликт зачастую происходит у ребенка с самим собой. Он чувствует вину за плохие мысли, даже за неискреннюю строчку стиха, который написал, ненавидит себя за недостаток настоящей скорби на похоронах своей мамы. Герой скован и мучается от этого ощущения.

У Николеньки не получается высказать Сереже чувство симпатии, ребенок просто подчиняется ему, не может отыскать в себе силы противостоять кумиру, чтобы сделать все по совести. Глубокая чувствительная натура героя нередко пытается решить жизненные противоречия между желаемым и реальным, внешним и внутренним миром, искренностью и возможностью проявить себя, слабостью и наилучшими побуждениями.

Краткий пересказ

Николенька Иртеньев с мамой

На следующий день после своего десятилетия Николенька Иртеньев, от лица которого происходит рассказ, был разбужен учителем Карлом Иванычем. Одевшись, герой с братом Владимиром в сопровождении преподавателя отправились «поздороваться с матушкой». Вспоминая мать, Николенька все время представлял ее светлый образ, а также приятные детские события, которые были связаны с ней.

Зайдя поздороваться с отцом, дети узнали, что тот решил их взять с собой для учебы в Москву. Главный герой переживал из-за разлуки с родными и людьми, которые ему были дороги.

Перед отъездом дети попросили главу семейства взять их на охоту, куда они и направились после обеда. Отец отправил Николеньку на поляну караулить зайца. Собаки выгнали добычу на героя, но он в азарте упустил зверя и сильно переживал по этой причине.

Охота завершилась. Все, кто присутствовал, отдыхали в тени. Дети — Владимир, Николенька, Мими, Катенька и Любочка — пошли играть в Робинзона. Герой с нежностью смотрел на Катеньку с чувством, которое напоминало первую любовь.

С теплыми воспоминаниями Николенька рассказывает о преданной служанке Наталье Савишне, вся жизнь которой «была любовью и самопожертвованием».

С утра после охоты все семейство собралось в гостиной, чтобы попрощаться. Рассказчику казалась «страшной и грустной» разлука с матерью. Вспоминая этот день, Николенька раздумывал о детстве. Именно тогда у него была «беспредельная потребность в любви и искренняя веселость».

Поздравляли бабушку с днем рождения

Через месяц после прибытия в столицу братья Иртеньевы, которые жили с отцом у бабушки дома, поздравляли ее с днем рождения. Герой написал для нее свое первое стихотворение, которое она с удовольствием прочла вслух

Постепенно начали прибывать гости. Приехала княжна Корнакова. Николенька, когда узнал, что она наказывает детей плетью, был сильно потрясен. На день рождения заехал и граф Иван Иванович, старый бабушкин приятель. Подслушав их беседу, Николенька был сильно обеспокоен: именинница рассказывала, что отец не ценит мальчика и не понимает собственную супругу.

Случай на балу

Прибыли на день рождения также родные Иртеньевых, братья Ивины и Иленька Грап, сын обедневшего иностранца, друга бабушки. Рассказчику был симпатичен Сережа Ивин, он старался во всем походить на него. В процессе игры Сергей унизил слабого Илью, что заставило Николеньку сильно переживать.

Николенька и Сонечка на балу

Вечером на бал съехалось множество гостей, среди них герой увидел «красивую девочку» Сонечку Валахину. Николенька тут же полюбил ее и был счастлив, веселясь и танцуя с ней. «Я сам себя не узнал: откуда у меня появилась дерзость, уверенность и храбрость», — вспоминал рассказчик.

Герой танцевал мазурку с Сонечкой, но сбился и остановился. Гости обратили внимание на это, Николеньке стало очень стыдно. После ужина он опять танцевал с девочкой. Она предложила ему перейти при общении на «ты», как принято у близких знакомых. Вспоминая о бале и размышляя о Сонечке, герой не может заснуть. Он признался Владимиру, что влюбился в эту девочку.

Горе в семье

В один из дней, практически через шесть месяцев после бабушкиного дня рождения, отец зашел к сыновьям во время занятий с новостью, что они отправляются домой в деревню. Основной причиной отъезда было сообщение от матери, где говорилось, что она сильно заболела. Когда дети приехали, мать уже была без сознания. В этот же день она скончалась.

Николенька на похоронах

Во время похорон главный герой прощается со своей матушкой. Смотря на лицо, недавно еще нежное и привлекательное, Николенька понял всю «горькую истину» смерти родного человека. Его сердце переполнилось отчаянием.

«Счастливое детское время» закончилось для рассказчика. Через несколько дней все уехали в столицу. В пустом доме осталась лишь Наталья Савишна, однако скоро и она, заболев, умирает. Уже взрослый Николенька, приезжая в родовое гнездо, всегда отправляется на могилки Натальи Савишны и матери.

Описание персонажей

Система образов в произведении очень многогранна, в нем множество героев. Главными персонажами в повести Толстого являются следующие действующие лица:

  1. Николенька Иртеньев. Это впечатлительный и любознательный ребенок, он серьезно воспринимает все события в жизни и собственные мысли. Это проницательный и умный мальчик, но он неловок, замкнут, из-за чего нередко испытывает сложности. Он вспыльчивый, обидчивый, запросто подпадает под влияние других людей.
  2. Maman. Мягкая, добродушная, спокойная женщина, которая пылко любит супруга и детей. Она образована и обучена манерам, отлично играет на фортепьяно, знает иностранные языки, религиозна. Николенька очень привязан к матери, она для него стала самым прекрасным в жизни.
  3. Володя и Любочка. Володя — старший брат Николеньки, уверенный и образованный юноша, отлично учится, подает надежды на хорошее будущее. Любочка описана в произведении еще ребенком. Это воспитанная девочка, ее жизнь проходит дома под материнским крылом.
  4. Карл Иваныч. Немец, преподаватель и гувернер мальчиков. Честный и добродушный человек, сильно привязан к детям. Он одинок, часто погружается в размышления. Николенька сильно привязан к нему. Узнав о предстоящем отъезде в столицу, мальчик скорбит о будущей разлуке с учителем.
  5. Наталья Савишна. Ей примерно 80 лет, когда-то она была няней детей, затем стала отвечать за «барское добро». Религиозный, кроткий, преданный и искренний человек. Николеньке нравится общество этой женщины, он нашел в ней единственное утешение после кончины матери.
  6. Петр Николаевич. Папа Николеньки, видный и умеющий красиво одеваться человек. Он умный и решительный, всегда выставляет себя в выгодном положении, имеет хорошие связи, любит музыку. Увлекается девушками и игрой в карты.
  7. Сережа. Активный и привлекательный мальчик, ровесник Николеньки. Для него он стал настоящим кумиром. Сергей показывает храбрость в разных играх во дворе, но в то же время может совершать плохие поступки, к примеру, по отношению к слабому мальчику Иленьке Грапу.

Тематика и проблематика

Темы произведения помогают задуматься о разных жизненных вопросах. Лев Николаевич в своей повести не оставил поводов для непонимания:

  1. Воспитание. Мальчик воспитывается в мирной обстановке в деревенском доме, он впитывает в себя любовь родных людей. Это сформировало в нем чувствительность и добродушие, что в дальнейшем подверглось испытанию во время проживания в Москве.
  2. Материнская любовь. У матери Николенька научился любить и сочувствовать, раскаиваться в плохих мыслях и поступках, дарить тепло родным.

Проблематика в произведении отображает все, что оседает в сердце детей и не проходит со временем. Толстой поднимает следующие вопросы:

Читают повесть Толстого «Детство»

  1. Плохое влияние. Его Николенька почувствовал во время переезда в Москву. Подражая везде Сергею Ивину, он автоматически разделил его плохой поступок и даже не проявил сострадания к униженному мальчику Иленьке.
  2. Потеря. Николенька нередко чувствует страх утраты матери, а когда это происходит, не может справиться с отчаянием. Разрешить эту проблему он смог только после общения с престарелой няней.

Основная идея произведения выражена в желании Толстого описать важность детских лет в жизни любого человека. То, что он получает за это время, остается с ним навсегда и определяет в дальнейшем его поступки.

Все, что окружает детей, имеет немаловажное значение, об этом не стоит забывать. Главная мысль книги заключается в том, что небольшая цепочка разных событий формирует характер человека, определяя его дальнейшую судьбу.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector