Top.Mail.Ru

Краткое содержание повести Чингиза Айтматова «Первый учитель»

Чингиз Айтматов — классик мировой литературы, известный множеством произведений. Одно из них — повесть «Первый учитель». Краткое содержание позволяет познакомиться с главными героями и деталями сюжета. В книге автор поднимает проблему становления советской власти в Киргизии. Персонажам приходится бороться с устоявшимися патриархальными взглядами, которые мешают молодежи развиваться.

Повесть Чингиза Айтматова «Первый учитель»

Действующие лица

Главный герой повести — Дюйшен. Он стал первым сельским учителем, который отличался инициативностью. Юноша очень любил свою работу, хотя он не был особо грамотным. Еще один ключевой персонаж произведения — Алтынай Сулайманова, сирота, которая полюбила учебу благодаря Дюйшену.

Ее основные качества:

  • умная;
  • способная;
  • тихая и скромная.

Еще один персонаж — художник. Он жил в том же аиле, что и Дюйшен с Алтынай. Именно он поведал их историю. Повесть Айтматова «Первый учитель» показывает, что сильная вера и воля способны противостоять системе и менять жизнь общества к лучшему.

Писатель раскрывает важную часто истории, как создание школ в далеких аилах. В то время многие жители удаленных населенных пунктов слабо понимать, что такое учеба и зачем она нужна. Большинство было уверено, что это бесполезная трата времени.

Начало произведения

Художник разговаривает со стариками

Повесть начинается с того, что художник пытается найти сюжет для картины. Он решил поделиться своими мыслями о творчестве. В итоге ему рассказали одну историю, которая произошла в его родном аиле.

В деревушке Куркуреу достопримечательностью был холм Дюйшена. На этом месте когда-то была школа, которую организовал старик Дюйшен. В то время молодой и ярый комсомолец с восторгом брался за решение сложных ситуаций. Художника пригласили в родной аил на открытие новой школы. Среди гостей была и Алтынай. Она стала научным деятелем, читала лекции и ездила за границу. Над стариком Дюйшеном многие смеялись, так как он был не особо грамотным.

В итоге Алтынай прислала художнику письмо со своей исповедью. Она попросила передать свой рассказ жителям аила.

В 1924 году в Куркуреу прислали Дюйшена. Большинство местных жителей были неграмотными и они считали учебу в школе бесполезной. Они всеми силами противились открытию учебного заведения и не хотели, чтобы дети получать образование. С трудом, но Дюйшену удалось переубедить жителей. Он попросил их помочь отремонтировать конюшню и перекинуть мост через реку — тогда будет удобно привозить дрова.

Люди узнали, что за работу Дюйшен будет получать жалованье и они предложили ему решать проблемы самостоятельно. Во время ремонта конюшни Дюйшен познакомился с Алтынай. Она была сиротой, жила у дяди и получала только оскорбления да унижения.

Когда школа была создана Дюйшен пошёл по дворам и приглашал детишек на учебу. Тетка Алтынай не хотела отпускать племянницу. Но Дюйшену удалось ее переубедить. Сам юноша с трудом читал по слогам, но это его не остановило. Он усаживал детей на солому, дал каждому дощечки вместо слова, тетради, ручки.

Так киргизские дети впервые узнали о новом мире. Они прилежно учились и изучали неизвестные им вещи.

Переломный момент

Весной тетка Алтынай начала все чаще сокрушаться над тем, что никто не сосватал девушку. Но скоро ее мольба была услышана и в доме появились сваты. Дядя решил отдать племянницу замуж за богатого человека. Дюйшен узнал об этом и попытался спасти девушку. Он подрался с женихом и его родственниками. Они жестоко избили учителя. Алтынай увезли в горы и силой выдали замуж за старого богача.

Дюйшен не опустил руки. Он вызвал милицию, и вместе они вызволили девушку, а жениха арестовали. Учитель отвез Алтынай в город и предложил забыть обо всем. Девушка продолжила учиться в школе, потом на рабфаке и в университете. Она смогла добиться серьезных высот в жизни и сохранить любовь и уважение к первому учителю.

Учитель отвез Алтынай в город

За свою жизнь Айтматов написал множество произведений, среди которых романы, повести, рассказы. «Первый учитель» — одна из самых известных его повестей. В ней писатель показывает насколько важна роль педагога в жизни ребенка. Учительница может определить его дальнейшую жизнь. Поэтому нельзя принижать роль этого человека.

Анализ повести Айтматова позволяет выделить главную мысль произведения — энтузиазм отдельных людей не всегда воспринимался хорошо, но это не значит, что нужно отказываться от своих целей. Также автор показал, что всегда нужно ценить тех, кто помогал встать на ноги.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector