Top.Mail.Ru

Повесть «Летят мои кони»: краткое содержание и главные герои

В 1982 году Борис Васильев закончил работу над автобиографической повестью «Летят мои кони», краткое содержание которой знакомит с детством и юностью писателя, прошедшие в сложное время. Произведение повествует о становлении личности автора и знакомит с его рассуждениями на простые жизненные темы. Пересказ можно использовать для читательского дневника.

Повесть «Летят мои кони»

Главные герои

Действующие лица повести — это реальные люди, которых автор встречал в своей жизни. Небольшое произведение повествует о членах семьи и друзьях писателя, которых он вспоминает с трепетом и любовью:

  • Борис — рассказчик, любознательный и добрый мальчик;
  • мать — строгий и сдержанный человек. Она с детства прививала Боре любовь к порядку;
  • отец — кадровый офицер с уравновешенным и твердым характером, человек чести. Он был примером для сына. Суровая жизнь и годы службы не смогли лишить его способности видеть прекрасное. Он любил музыку, литературу и природу. Этот дар он передал мальчику. Отец никогда не рассуждал на тему труда. Он просто упорно и много работал;
  • бабушка — веселая и добродушная женщина, бывшая актриса, отличавшаяся легкомысленным и веселым нравом;
  • Янсен — доктор, лечивший местных жителей.

Семья писателя Васильева

Семья писателя жила на небольшую зарплату и паек отца. Мальчик с детства был приучен работать на небольшом огороде около дома. Борис не понимал, как можно сидеть без дела. Его родители были постоянно заняты работой. Они всегда что-то мастерили или чинили.

Герой не понимал смысла накопительства и приобретательства, которым были охвачены люди. Семья жила очень скромно. Взрослые относились к вещам рационально: посуда существовала, чтобы из нее есть, дом — для проживания, а вещи — для тепла.

Единственной ценностью в доме были книги. Перед каждым переездом обязанностью маленького Бори была их упаковка, и мальчик подолгу стоял на коленях перед громоздкими ящиками. Спустя годы, повзрослев, ему казалось, что он до сих пор стоит на коленях перед литературой.

Детские годы

Жизнь человека напоминает ярмарку. После ее посещения некоторое время в душе живет ощущение праздника, но постепенно оно притупляется, уходит глубоко внутрь. Между желаниями и возможностями человека медленно вырастает высокая стена. Все, что удалось получить на празднике, со временем помещается в сердце. Приходит время, и человек перебирает свои сокровища и подводит итоги.

Детство писателя прошло в Смоленске, куда стекались переселенцы из разных уголков страны. Город состоял из многолюдных латышских улочек, немецких слободок, польских и еврейских кварталов. В доме Васильевых часто собирались бабушкины приятельницы — полька, немка и еврейка. Город казался мальчику вместилищем добра, где каждый готов был прийти на помощь.

Детство писателя прошло в Смоленске

Спустя много лет писатель встретился с учеными в городе, который был настолько молод, что в нем не было даже кладбища. Жители очень гордились этим. Они были уверены, что современному человеку не нужна история. Писатель смотрел на них с грустью и сочувствием. Он видел в них людей без прошлого. История Смоленска для него неразрывно связана с прошлым страны.

Мать Васильева долго и тяжело болела чахоткой. Врачи рекомендовали ей прервать беременность. По совету доктора Янсена она родила сына. Для половины жителей города он был непросто врачом, но и другом, и советчиком. Многие считали его святым. Он погиб, спасая детей из канализационного люка. Около его могилы собрались все жители Смоленска. Ему поклонялись все: христиане, иудеи, мусульмане.

Вспоминая прошлое, писатель задумывается, зачем человеку дано столько эмоциональной и физической энергии. Ответ он получил от отца, считавшего, что человек должен много работать. Возможно, по этой причине Борис посвятил свою жизнь литературе, требующей самоотдачи и ежедневного, упорного труда.

Родители Бориса

Автор родился на стыке двух эпох. На его глазах умирала Русь вчерашняя и рождалось новое государство. Он вырос в обстановке, когда люди без сожаления расстаются с прошлым и создают новое.

Родители и бабушка мальчика принадлежали к старой культуре, которую они передали Боре. Улица воспитала в нем культуру современную. Такое воздействие создало прочный сплав, который не смогло разрушить время.

Особое влияние на подростка оказала бабушка. Она разыгрывала с внуком домашние спектакли и сценки на исторические темы. Старушка работала билетершей в одном из кинотеатров. Благодаря этому, Борис видел все новинки кино. В 1943 году бабушки не стало. Перед смертью она никого не узнавала, но незадолго до кончины она пришла в себя испросила о внуке. В это время Васильев был на фронте.

Описывая мать, автор немногословен. Она прожила нелегкую жизнь. В годы Гражданской войны она работала в инфекционном бараке, где заразилась оспой. Болезнь протекала в легкой форме. Но оставила на ее лице шрамы.

Страстью семьи Васильевых было чтение вслух

Страстью семьи Васильевых было чтение вслух. Домашние читали русскую классику и приключенческие повести. Привычка много читать мешала Борису учиться. Его спасал большой словарный запас. На уроках мальчик старался рассказать обо всем, что знал. Со временем он увлекся жизнеописанием выдающихся людей. Борис преклонялся перед героями. На картах мальчик отмечал маршруты путешественников и с удовольствием рисовал планы сражений. В старших классах он даже хотел стать историком.

Несколько лет семья прожила в Воронеже, где в школе под руководством учителя был создан литературный журнал. Вместе с другом Борис писал для него приключенческие рассказы. Спустя годы образ друга станет прототипом персонажа повести «В списках не значился».

В школе мальчик активно участвовал в работе драматического кружка. Учительница немецкого языка предложила ребятам поставить спектаклю про шпионов. Постановка оказалась успешной. Ее увидел один из театральных актеров. После этого он пригласил Борю на репетицию «Гамлета». С того времени у подростка появилась любовь к театру.

Васильев считал себя человеком, потерявшим юность. Он вспоминает, как участвовал в уборке урожая в донской станице. Через год он окажется в окружении в лесах Смоленщины. Вместо того чтобы вести жизнь обычного юноши, он станет солдатом.

Решение изменить судьбу

В послевоенные годы на одном из заседаний Союза кинематографистов было решено признать бесполезными учебные заведения по подготовке сценаристов. Писатель полагал, что готовить специалистов надо, но прежде люди должны приобрести жизненный опыт. Творческие командировки и авторская наблюдательность важны, но следует помнить, что творец создает героев по своему образу и подобию.

Борис стал военным

Отец хотел, чтобы Борис стал военным. Юноша закончил военную академию и работал испытатель техники. Это помогло ему создать пьесу «Танкисты», постановка которой с успехом прошла в Театре Советской Армии. Васильев оставил военную службу, чтобы посвятить себя литературной деятельности.

Он писал сценарии, но понял, что драматургия — это не его. Васильев обучался на сценарных курсах, благодаря которым познакомился со многими именитыми режиссерами. Долгое время он писал сценарии для телепередач и киножурналов.

Вместе с супругой он много путешествовал. Во время посещения Брестской крепости у него появился замысел повести «В списках не значился». Обратиться к литературе его заставила обида, вызванная критикой на небольшую повесть. Это чувство заставило создать лучшие романы.

В конце 60-х годов не стало отца. Он умер на даче в Подмосковье, где проводил последние годы. Он никогда не жаловался и старался никому не мешать. Успеха сына он так и не дождался. Васильева, как писателя, признали через год после его смерти.

После ознакомления с пересказом повесть «Летят мои кони» Васильева необходимо читать полностью. Краткое изложение можно использовать для подготовки к сочинению по литературе.

Произведение создано в жанре повесть. Становление личности автора и формирование жизненных ценностей, которые проходили под влиянием родных людей, описано в небольшом повествовании «Летят мои кони». Проблемы, которые поднимает автор:

Чтение повести «Летят мои кони»

  • любовь к близким;
  • милосердие и сострадание;
  • чувство долга;
  • доброта;
  • самопожертвование;
  • героизм;
  • мужество;
  • призвание.

Проблематика повествования дает возможность учащимся взять аргументы для рассуждения и подтверждения собственной позиции. Повесть не только полно и емко описывает жизнь и этапы становления творчества знаменитого писателя. Она заставляет задуматься читателей о ценности и смысле жизни.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector