Top.Mail.Ru

Краткое содержание поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма написана Некрасовым в XIX веке. В ней говорится о том, как семеро крестьян странствовали по селам с целью найти человека, который был бы поистине счастлив. Время выхода поэмы совпало с отменой крепостного права. По замыслу герои должны были дойти до Петербурга, но кончина поэта прервала планы. Краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо» поможет осмыслить тяготы быта русского народа.

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Коротко о поэме и персонажах

Стиль произведения — белый стих. Построение в форме сказаний, легкость повествования позволяют прочесть поэму одним духом. В порочном обществе было много всего, что мешало жизни простых людей.

Главными героями выступают крестьяне:

  • Демьян;
  • Роман;
  • Лука;
  • Иван и Митродор Губины (братья);
  • Пров;
  • Пахом.

Мужики из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Кроме главных персонажей, фигурируют другие деревенские жители. Первым претендентом на звание счастливчика значится Ермолаев Грин. Он является честным бурмистром и очень уважаемым сельчанами человеком. Матрёна Корчагина прослыла в своем селе «счастливицей». Упоминается дедушка её мужа Савелий — старик, доживший до 100 лет.

Старый помещик князь Утятин, живущий старыми устоями и не ведающий об отмене крепостного права по сговору его сыновей с крестьянами. Деревня когда-то принадлежала Утятину, ее бурмистром является Влас. Гриша Добросклонов — сын дьяка, грезящий мечтами об освобождении народа России. Он учится в семинарии. Прототипом персонажа можно считать революционного демократа Николая Добролюбова.

Изложение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» кратко дает возможность ещё раз ознакомиться с известным произведением Некрасова.

Содержание пролога

Некрасов собрал на «столбовой дорожке» 7 мужиков. Это главные герои. Все они родом из Терпигоревого уезда. Несколько смежных деревень, из которых они собрались, имеют нелицеприятные названия, уже по ним можно судить о крестьянской жизни тех времен:

Некрасов собрал на «столбовой дорожке» 7 мужиков.

  1. Заплатово.
  2. Дыряево.
  3. Разутово.
  4. Знобишино.
  5. Горелово.
  6. Неелово.
  7. Неурожайко.

Земляков, встретившихся на перепутье, мучил вопрос: кому на Руси-матушке живется весело и вольготно. Найти бы этого счастливчика. Каждый твердил свое, и дело дошло до крика.

Один утверждает, что вольготнее всех помещику, другой считает везунчиком чиновника, третий отдает свой голос за попа, досталось толстопузому купцу и боярину вельможному, министру, и даже царю. На первый взгляд кажется, что мужики нашли клад и занялись его дележом: до того разгорелись страсти. Они уже не помнят, по какому поводу вышли из своих изб: кто-то направлялся на базар, другой шел на крестины ребенка. Отправились они неведомо куда, шли до наступления сумерков. Опомнившись, что наступила ночь, свалили беду на лешего.

Крестьяне присели отдохнуть, но дискуссия разгорелась заново, дело дошло до рукоприкладства. Вторило эхо, и стали беспокоиться зверье: корова замычала, а лиса перепугалась и сбежала. И порешили собеседники, что надобно набрать провизию в виде хлеба, водки, огурчиков, чтобы можно по Руси отправиться в путешествие. Завидуют мужики птенцу, выпавшему из гнезда. Дескать, рука мужицкая может его задавить, но нет у нее крыльев как у этого птенчика, чтобы летать и видеть, чем живёт Русь.

К путникам подлетела певчая птаха пеночка с просьбой отпустить ее птенца на волю. За это она может дать выкуп: все, что пожелают мужчины. После их согласия пеночка указала место в лесу, где зарыта коробка. В ней лежит скатерть-самобранка, заговаривает на них одежду, чтобы не было сноса. На прощание птица предупредила странников, что еды они могут просить от скатерти вдоволь, но водки не больше одного ведра в день. Спутники идут в лес, где находят эту скатерть. Компания устраивает пир и решает, что не вернется домой, пока не поймут, кому живется счастливо и вольготно.

Первые попытки найти «везунчиков»

Святой отец задумался и ответил: «Роптать на Бога грех»

Попадающиеся по дороге крестьяне, нищие, солдаты вид имели удручающий, и путники даже не спрашивали, счастливо ли они живут. Лука насмелился спросить попа: «Сладка ли жизнь поповская?» На что святой отец задумался и ответил: «Роптать на Бога грех». Он описал свою жизнь и посоветовал странникам самостоятельно решить вопрос, насколько счастлива доля священника.

По его мнению, счастье можно увидеть в покое, богатстве, чести. Выясняется, что никакого покоя у него нет, как и всего остального. Лишь тяжёлый труд, и не такие уж лёгкие у него копейки.

Вторая глава: богатое село

На пути героев Кузьминское. Они оказались на сельской ярмарке. Здесь много пьяных, разных торговцев и другого люда. Много историй наслушались мужики в поисках «счастливчиков». Вот, например, писарь Гирин служил в конторе и никогда ни с кого не брал денег, а помогал всем советами. Как-то раз помог служащий брату избежать рекрутчины. Вместо него в армию забрали другого парня. Многое услышали от него, но эта история тоже совсем не вязалась с понятием о счастье.

Из разговоров людей о бедах и проблемах, о пьянстве и распутстве, искатели счастья делают выводы, что это грешно, и жизнь такою быть не должна. Один из путников высказывает упрек за такой уклад. Сельчанин Яким Голый выдает оправдательные слова в адрес односельчан: пьют не от хорошей жизни, а пытаются заглушить свою горечь.

Встреча с помещиком Гаврилой Афанасьичем Оболта-Оболдуевым довела мужиков до слез. Он был добрым барином, и прислуга его любила, но землю у него отобрали, разорили хозяйство и повелели работать, а у него нет навыков к труду. Опять вышла промашка в ответе на основной вопрос.

Конспект крестьянской жизни

Часть 2 выводит героев к Волге на луг. Разговорились с дворянской семьёй, главой которой был седой барин. Строгий старик осмотрел покос и велел разметать сухой стог, решив, что сено сыровато. Вздорный приказ был выполнен беспрекословно. Ведь крестьяне всеми силами старались делать вид, что они крепостные.

Старику Утятину дали кличку Последыш

Старику Утятину дали кличку Последыш. Его хватил удар, и по сговору с крестьянами сыновья не раскрывают отмену крепостного права. Странники оказались на пиру Последыша, где старик толкует о пользе крепостного права.

Следующий сюжет о крестьянке Матрене. В этой части автор пытается рассказать о тяжёлой доле русских женщин. Мужа Матрены призвали в армию, осталась она одна с 5 детьми. Семья жила очень бедно без всякой помощи от родственников мужа. Дети просили милостыню, чтобы как-то прокормиться. Женщина искала помощи в доме губернатора, где она получила покровительство от самой барыни, за что ее прозвали в округе новым именем — губернаторша.

Многие считают почему-то Матрену счастливицей, но ее мысли немного иные. Приводятся слова Матренушки: «Счастливых среди женщин нет, и ключи от женского счастья утеряны, а где искать их, знает сам господь бог».

Бедняцкая доля

Из песен народные истории берутся, краткое содержание позволяет получить представление о нелегком быте крестьян.

Попадая на пир в село Вахлачино, путники слышат песни крестьян:

  1. Барщинная.
  2. Голодная.
  3. Солдатская
  4. Солёная.

Одновременно слышат пересказы историй о крепостном времени. В описании этих событий нет ничего хорошего. Тяжелая жизнь и трагическая смерть холопа Якова вызывает на глазах слезы.

Разбойник Кудеяр долго замаливал грехи

О двух грешниках узнают мужики от божьего странника Ионы Ляпушкина. Разбойник Кудеяр долго замаливал грехи, но отпустил господь только после того, как он в состоянии аффекта своими руками прикончил пана Глуховского, отличавшегося жестокостью.

Еще один персонаж с тяжким грехом— Глеб, являющийся старостой. Ради денег он скрывал последнюю волю покойного адмирала, который решил дать вольную своим крестьянам. Предательство не прощается Богом.

Песня о голоде, постоянном желании бедняков что-то съесть, говорит о тяжкой жизни крестьян.

В песне «Соленая» говорится об отсутствии в семье бедняка соли. Ребенок не хочет есть такую еду. Когда на хлеб падают материнские соленые слезы, дитя его съедает.

К странникам присоединяется Гриша Добросклонов. Он считает главной своей целью — добиться хорошей жизни крестьян. Читательские симпатии на его стороне. В народных песнях Гриша просит у Бога свободы и света. Семинарист считает, что придет день, когда на Руси будут петь благие песни, все будут счастливы. Парнишка любит родное село и верит, что его мечты и замыслы сбудутся.

Но странники не слышат, как поет Гриша о русской земле. После таких слов они бы поняли, кому живется весело, вольготно на Руси и смогли отправиться по своим домам, понимая, что нашли того счастливчика. Появление таких народовольцев, как Григорий, вселяет веру, что Русь поднимется с колен рабства, и народ заживет счастливо.

На этом поэма Некрасова обрывается. Но вчитываясь в неоконченные главы, читатель может узнать, о тяжелой жизни народа в послереформенной Руси.

Главная мысль

Произведение служит своеобразным дневником жизни русских крестьян в позапрошлом веке. Народ на Руси терпеливый и крепкий, но почему-то счастье обходит его стороной.

Ценности настоящего счастья того времени не менее актуальны сейчас. Для этого должна быть крепкая и дружная семья. Работа должна приносить радость и доход. В жизни важно ощущать себя уважаемым и достойным человеком.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector