Краткое содержание «Слова о погибели Русской земли»

В трагический период истории нашей страны, когда она была разорена полчищами Батыя, сложилось несколько литературных произведений, описывающих эти события. Одно из них — «Слово о погибели Русской земли», краткое содержание которого может уложиться в несколько абзацев, но сила поэтического слога из-за этого не уменьшится.

Слово о погибели земли русской анализ

Памятник эпохи

Батыево нашествие прокатилось по всем русским землям, опустошая их и неся плач и горе. Пройдя за два с половиной года от восточных русских княжеств до стран, граничивших с Русью на западе, Батый обложил данью русских князей и основал свое новое государство в низовьях Волги. Русские князья старались выстроить такие отношения с Батыем, чтобы по возможности уменьшить тяжесть ига для народа.

Слово о погибели русской земли краткое содержание

Откликаясь на происходящее, древнерусские книжники описывали события, размышляли над ними. Так возникло, например, сказание о погибели земли рязанской, называемое «Повесть о разорении Рязани Батыем». Его создание датируется последним десятилетием XIII века. Немного раньше было написано «Слово о погибели Русской земли». Дата его написания точно неизвестна, предположительно от 1238 до 1246 года.

«Слово о Русской земле» представляет собой, скорее всего, отрывок несохранившегося произведения. Это небольшой текст, умещающийся на одной-двух страницах. Для сообщения в классе можно не занимать место в презентации, а открыть текст в режиме онлайн и возвращаться к нему в процессе рассказа.

В названии не зря говорится именно о гибели земли. Этот период был, наверное, самым тяжелым за всю эпоху, так как на Русь обрушилось несколько бед одновременно:

Слово о погибели русской земли

  • монголы покорили Русь, полностью лишив ее самостоятельности и возможности развиваться;
  • с запада наступали немецкие рыцари, пользуясь ослаблением Руси монгольским нашествием;
  • бои с этими завоевателями унесли жизни большого количества русских людей, к тому же от рук монголов один за другим гибли члены великокняжеского рода.

Что ждет страну в будущем? Удастся ли как-то договориться с ханами или история Руси идет к закату? Эти вопросы во всей остроте стоят перед безвестным автором «Слова о погибели русской земли», читать которое без сопереживания ему невозможно.

Содержание «Слова»

В заголовке вспоминается «великий князь Ярослав» — Мудрый, сын Владимира Красна Солнышка. Автор как бы сравнивает силу и процветание Руси того времени с наставшей погибелью.

В начале «Слова» воспевается красота и богатство русской земли. Автор говорит, что всем известна, «прославлена» красота русской природы: озера, реки, источники; горы и холмы, поросшие дубравами; чистые поля… Он вспоминает разнообразие животного мира, птиц, водящихся в нашей стране.

Слово о погибели русской земли кратко

Продолжается «Слово» упоминанием «бесчисленных городов», которыми славилась Русь: ее называли «страной городов». Автор говорит о крупных городах, селах, о монастырских землях с устроенными в них садами, о храмах, которые воздвигались повсюду. И, конечно, говорится о людях: князьях, боярах, вельможах, хранящих «правоверную веру христианскую».

Сказав о богатстве Руси, автор переходит к ее влиянию и могуществу среди окрестных народов. Ей повиновались народы, жившие на западе до немцев, на севере — до карелов, на востоке — до мордвы; а на юге именем русского князя «половцы своих малых детей пугали».

Силу страны автор, несомненно, видит в ее людях, в князьях: «всё покорено было Богом христианскому народу». Автор говорит и о первых христианских князьях, и о своих современниках. Он называет следующие имена:

  • Ярослава Мудрого;
  • Владимира Мономаха;
  • Юрия Долгорукого;
  • Всеволода Большое Гнездо;
  • Юрия Всеволодовича;
  • Ярослава Всеволодовича.

Слово о погибели русской земли о чем

Перед князьями Владимиром Мономахом, Юрием и Всеволодом, говорит составитель «Слова», угры трепетали, литовцы «из своих болот не показывались», а немцы отсиживались за Балтикой. Поволжские народы платили дань диким медом; сам византийский император присылал подарки, чтобы быть в дружбе с русскими князьями.

Автор «Слова» не противопоставляет знаменитых князей прошлого своим современникам. Он не считает, что Юрий и Ярослав Всеволодовичи менее отважные, менее достойные или что из-за них Русь терпит беды. Более того, перечисляя всех князей в одном ряду, он допускает неточность, говоря, что византийский император Мануил Царегородский боялся Владимира Мономаха, хотя император Мануил правил спустя полвека после смерти князя Владимира. Это можно объяснить тем, что для составителя «Слова» все русские князья одинаково сильные и грозные для врагов.

Итак, князья не уступают своим великим предшественникам; народ всё тот же. Автор не ищет виноватых в наступивших тяжелых временах. Не для того он в начале текста описывал красоту и величие Руси и благородство ее народа, чтобы утверждать, что всё это кануло в прошлое.

В заключении «Слова» раскрывается его идейное содержание: все времена «от великого Ярослава до нынешнего Ярослава», как говорится в тексте, охватываются в качестве единого целого. Беда рассматривается как одинаково относящаяся и к прошлому, и к настоящему. «Слово» становится не хвалой прошлому, не обвинением настоящему, но песнью, обращенной к единой великой Руси.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector