Top.Mail.Ru

Краткое содержание комедии «На всякого мудреца довольно простоты»

Свою сатирическую комедию Александр Островский написал в 1868 году, тогда же она была опубликована. Краткое содержание «На всякого мудреца довольно простоты» поможет в общих чертах представить героев и сюжет. Но для полноценного знакомства с драматическим произведением лучше прочитать полную версию. В пьесе автор высмеивает общество глупых людей, которое порождает лишь себе подобных и живет только самолюбованием.

Комедия «На всякого мудреца довольно простоты»

Герои произведения

Центральный персонаж является типичным представителем своего времени. Молодой человек не скрывает, что у него за душой не так много. Вместо того чтобы насмехаться над окружающими, он решает бессовестно использовать их для своих целей. Главное действующее лицо — Егор Дмитрич Глумов, мечтающий о положении в обществе и богатстве, которым должна обеспечить его будущая жена. Он неглуп, но использует свои таланты не лучшим образом.

Остальных персонажей можно назвать второстепенными, поскольку Глумов лишь использует их. Автор делает сравнение именно с молодым человеком. И оно в итоге оказывается неутешительным для всех без исключения. Московское общество:

Герои произведения «На всякого мудреца довольно простоты»

  • Глумова Глафира Климовна — мать главного героя. Она во всем помогает своему сыну, потому что тоже хочет пожить в достатке. Недалекая женщина, которая привыкла заискивать перед богатыми.
  • Нил Федосеич Мамаев — богатый родственник Глумовых, который любит читать нотации всем вокруг.
  • Клеопатра Львовна Мамаева — супруга Мамаева, которая поддается очарованию Глумова.
  • Крутицкий — пожилой человек консервативных взглядов, недалекий, но очень важный.
  • Иван Иванович Городулин — молодой человек, который весьма гордится собой и своими «либеральными» взглядами.
  • Софья Игнатьевна Турусина — вдова с большими деньгами, глупая и мнительная.
  • Егор Васильич Курчаев — гусар, молодой приятель Егора Глумова.
  • Машенька — племянница Турусиной, которая завела роман в Курчаевым.
  • Голутвин — продажный журналист, интриган, «писака».

Главным героем является амбициозный молодой человек, который способен разглядеть всю фальшь отношений в высшем обществе. Но и сам он немногим отличается от окружающих. Пытается использовать связи, чтобы получить для себя богатую невесту. Краткое содержание пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» дает понять, что подлыми интригами нельзя добиться счастья. Можно лишь испортить репутацию, это в итоге и происходит.

Все герои участвуют в развитии событий, Островский мастерски высмеивает их мелочные и завистливые натуры, чтобы довести дело до развязки.

Тонкий план

В первом действии перед зрителем предстает главный герой, Егор Глумов. Биография молодого человека ничем не примечательна. Он строчит желчные эпиграммы на московских богачей, в которых выливается вся его злость на окружающий мир. Но к нему приходит «озарение» — необязательно смеяться над ними, можно использовать чужие слабости, чтобы добиться своей цели. Молодой человек стремится к богатству и положению. А сделать это он хочет очень просто — взяв в жены богатую девушку. Своими планами Егор делится с матерью. Он решает подлинные чувства прятать и поверять их лишь бумаге, заведя специальный дневник.

Глумов и гусар Курчаев

В гости к Глумову приходят Голутвин (бездельник и сплетник) и гусар Курчаев, который просит своего друга дать ему почитать эпиграммы. Но Егор Дмитриевич отказывается. Курчаев сообщает ему о том, что жена знатного богача Мамаева влюбилась в Глумова, увидев молодого человека в театре. А ее муж имеет странность — ходит смотреть квартиры, но никогда их не приобретает.

Глумов тут же решает повернуть все эти обстоятельства в свою пользу. Через Мамаева он хочет войти в общество, чтобы познакомиться с богатой вдовой Софьей Турусиной. У той есть племянница, которая и могла бы стать его невестой.

Как только приезжает Мамаев, Глумов начинает приводить в действие свой план. Он просит советов у «мудрого наставника». Кроме того, он делает так, что Мамаев решает больше не общаться со своим племянником Курчаевым.

Предприимчивый влюбленный

Во втором действии план Глумова начинает осуществляться. Он ловко манипулирует окружающими, чтобы влиться в высший свет. И его замысел начинает работать — Мамаев рекомендует Глумова известному писателю Крутицкому, которому требуется переделать стиль сочинений под современный. Тот соглашается на знакомство с перспективным молодым человеком.

Супруга Мамаева узнается от матери Глумова, что ее сын «страстно влюблен» в Клеопатру Львовну. Конечно, это делается как бы по секрету, как только хозяин дома выходит из комнаты. На самом деле мать лишь помогает сыну реализовать его хитрый замысел.

Недалекая Мамаева бесконечно счастлива, что смогла внушить красивому умному мужчине такие чувства. Она обещает, что пристроит своего протеже на доходную должность. В доме появляется важная персона — Иван Городулин. Хозяйка начинает расхваливать своего тайного поклонника, и тот просит Егора написать для него речь. Как только Глумов и жена Мамаева остаются наедине, он признается ей в любви.

Богатая невеста

Вдова богатого помещика, Турусина и Машенька

Вдова богатого помещика, Турусина, души не чает в своей юной племяннице. Она стремится выдать Машеньку замуж за «достойного» человека. И хотя девушка без ума от гусара, не собирается нарушать волю родственницы. Ведь она вольна оставить ее без приданого. А без денег Машенька не хочет начинать самостоятельную жизнь. Она готова принять выбор тетушки и пойти под венец с любым кандидатом, которого Турусина сочтет порядочным. Все, к чему стремится молодая племянница — это поскорей выбраться из скучного тетушкиного дома, чтобы «покрасоваться» в свете.

В гости заходит сосед — Крутицкий. Вдова рассказывает ему о том, что надо бы подыскать Машеньке хорошего будущего мужа. А тот вспоминает Глумова. Затем к Турусиной наведывается Городулин. Он тоже дает хорошую рекомендацию Егору.

Очередной гостьей становится гадалка Манефа, которую предприимчивый Глумов подкупает заранее. Манефу здесь слушают с замиранием сердца. Она начинает гадание, которое однозначно указывает на главного героя пьесы. И тут, в самый драматичный момент, он появляется лично — все происходит как будто по велению свыше. Турусина обещает полюбить будущего родственника всей душой.

Неожиданный поворот

Четвертое действие начинается многообещающе для Глумова. Ведь все идет хорошо. События развиваются строго по плану, задуманному хитрым карьеристом. Его мать каждый день ходит в семью невесты, чтобы избежать появления неожиданных соперников. Сам жених называет это «следить за ситуацией».

Мамаева, узнав о предполагаемом союзе ее молодого любовника

Мамаева, узнав о предполагаемом союзе ее молодого любовника, очень расстроилась. Но тот уверяет даму, что стремится связать себя узами брака лишь ради выгоды, поскольку ему надо думать о будущем.

Неприятным для главного персонажа оказался визит Голутвина. Он начинает шантажировать приятеля, требуя денег. Но Глумов наотрез отказывается. Правда, после жалеет о своем поступке — ведь вредная статья может поставить под угрозу его брак.

В этот момент Мамаева прячется в комнате Егора Дмитрича. Дама натыкается на его дневник и в порыве любопытства начинает читать. Для Клеопатры Львовны это настоящий шок. Она злится и решается на месть, забирает дневник с собой. Когда Глумов возвращается в комнату, обнаруживает пропажу дневника и понимает, что все кончено.

Разоблачение негодяя

Пятое действие начинается в доме у Турусиной, где собралось московское общество. В самый разгар вечера слуга приносит почту. В пакете оказывается свежий выпуск газеты с разоблачительной статьей. Она рассказывает о похождениях Егора Дмитрича, в качестве иллюстрации использован его портрет. Доказательством служит тот самый дневник, который прилагается к статье.

Егор Дмитрич не собирается оправдываться или давать объяснения. Он уходит, но перед этим говорит, что был честен только тогда, когда писал что-то в дневник. Поначалу все присутствующие в шоке. Но когда первые эмоции проходят, все находят, что Глумов — «деловой человек» и еще может пригодиться. Они решают «наказать» юношу, а затем снова приблизить к себе.

Краткий анализ

Драматург стремился показать в пьесе лицемерное поведение людей из «общества». Но более важен нравственный урок для тех, кто хочет жить обманом и манипуляциями. Это не приводит к хорошему, при этом неважно, насколько «хорошими» или «плохими» являются люди, которых планируется обманывать. Да, главный герой действительно не лишен ума и даже некоторых талантов. Но они ничего не стоят, поскольку не применяются во благо.

Глумов Егор — тонкий психолог

Глумов Егор — тонкий психолог. На это явно указывает его умение говорить именно то, что люди хотели бы услышать. Он умело «обрабатывает» всех вокруг — от наивных женщин до многоопытных «светских львов». Они тут же начинают содействовать его возвышению. Таким образом Островский показывает, что на самом деле Глумов не так сильно отличает от тех людей, которых высмеивает в своем дневнике.

Не всем современным школьникам (и взрослым тоже) понятно значение пословицы «На всякого мудреца довольно простоты». А смысл ее очень прост: как бы ни был умен (мудр) и практичен человек, иногда он может совершать глупые поступки. В этом вся человеческая природа.

Роль пьесы в культуре

Вклад автора в развитие театрального искусства огромен. Пьеса вышла в 1868 г. Она до сих пор ставится, всего же в СМИ можно найти информацию о 47 спектаклях по данному произведению. Вот некоторые из них:

Роль пьесы в культуре

  • Малый театр делал постановку под руководством И. Ильинского (1984). В Ленкоме режиссером выступил М. Захаров (1989). Московский театр на Таганке (2012), реж. В. Мирзоев.
  • Несколько телеспектаклей — 1952, 1971 и 1976 гг.
  • Зарубежные постановки — Магдебург (1941), Кардифф (1945), Нью-Йорк (1957, спектакль носил название «Дневник мерзавца»), Базель (1958), Дели (1958).

Чтобы лучше подготовиться к написанию работы по литературе, рекомендуется читать онлайн полную версию пьесы. Сегодня текст доступен на многих образовательных ресурсах. Там же можно проверить свои знания, ответив на вопросы.

Образ Глумова стал знаковым для своей эпохи. Он используется автором еще в одной комедии — «Бешеные деньги». Этот персонаж взял за основу своего героя в романе «Современная идиллия» М. Е. Салтыков-Щедрин. Автору удалось показать, как порок из «общественного» становится «личным». Талант, когда он не облагорожен нравственными стремлениями, делается отравой для человеческой души.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector