Top.Mail.Ru

Краткое содержание «Черный монах» Чехова

Краткое содержание «Черный монаха» А. Чехова пригодится для читательского дневника и подготовке к уроку литературы. Произведение рассказывает о жизни и сумасшествии одного гения, который страдал раздвоением личности. Философско-мистическая повесть была опубликована автором в 1894 г. на страницах издательства «Артист».

 «Черный монах» Чехова

История написания

Российского писателя знают во всем мире как автора коротких аллегорических сочинений и человека, который исследует многообразие человеческой сущности. В последних рассказах отчетливо просматривается его интерес к онтологической тематике (онтология — учение в философии о закономерностях, структурной составляющей и взглядах на жизнь). Она очень ярко показана не только в сюжете «Черного монаха», но и в произведениях:

Антон Чехов

  1. «Вишневый сад».
  2. «Беззащитное существо».
  3. «Три сестры».
  4. «Ведьма».
  5. «Дядя Ваня».
  6. «Палата № 6».

Произведение было написано в подмосковном домике в Мелихово (сейчас в этом доме расположен самый крупный музей Чехова) в 1893 г. Создавая своего «монаха», автор делился своими идеями с соратниками. Сам же писатель говорил, что сюжет повести ему пришел во сне.

Когда работа была закончена, все издательства стали с ажиотажем звать Чехова в свои журналы. Поэт выбрал «Артиста» — издательство, которое специализировалось на теме театра. Позднее, уже в 20 столетии, эту повесть ожидала насыщенная театральная и телевизионная постановка.

Краткое содержание

У Андрея Васильевича Коврина, являющегося магистром, началось нервное расстройство. По рекомендации своего друга врача он решил отправиться в деревню. Такое решение совпало с приглашением в гости от его подруги Тани Песоцкой, которую он знал с детства. Она жила со своим отцом, Егором Семенычем, в поместье Борисовка. Последний являлся страстным садоводом, он посвятил жизнь собственному саду и не знал, кому передать хозяйство, когда умрет.

Коврин приезжает ночью

Коврин приезжает ночью, в это время Татьяна и Егор Семеныч спят по очереди: смотрят за работниками, спасающих яблони от мороза. Андрей Васильевич с Таней отправляются в сад, начинают вспоминать детство. В разговоре четко прослеживается, что она к нему испытывает чувства, и что ей тоскливо в деревне с отцом, поскольку он и знать ничего не хочет помимо своего сада, а из нее сделал покорную помощницу. Татьяна также симпатична Коврину, он считает, что может серьезно ей увлечься, но такая идея больше веселит, чем всерьез воспринимается им.

Легенда о монахе

В имении у Коврина такая же нервная жизнь, как и была в городе: недосыпает, постоянно пишет и читает, часто пьет вино и курит сигареты. Он является впечатлительной натурой. В один из дней он рассказал Татьяне легенду, которая не то привиделась ему во сне, не то он ее где-то прочитал, не то услышал. Несколько веков назад монах в черных одеяниях шел по аравийской или по сирийской пустыне. За несколько километров рыбаки увидели еще одного монаха — мираж, двигавшийся по водной глади озера.

Затем его могли видеть в Африке, в Италии, в Америке, даже на Северном полюсе… Он ушел за пределы Планеты и сейчас ходит по Вселенной, его, вероятно, видят на Венере либо на какой-то другой звезде Южного Креста. Суть легенды заключается в том, что через 1000 лет после своего появления монаху нужно опять прийти на Землю, и это время настало…

Коврин видит монаха

После разговора с Татьяной Коврин отправляется в сад и неожиданно видит этого самого монаха, который возник из вихря от земли до небес. Он пролетел рядом с Ковриным, тому показалось, что монах лукаво, но по-доброму улыбнулся ему. Даже не пробуя объяснить увиденное, Коврин отправляется в свою комнату. Его охватило непонятное веселье. Он танцует, распевает песни и все отмечают, что у него особое вдохновенное лицо.

Перед сном в этот же день в комнату Коврина заходит Семеныч. Он беседует с ним, из разговора становится ясно, что отец хочет отдать Татьяну замуж за Коврина, так он будет уверен в будущем сада. «Если бы у вас с ней родился сын, я бы сделал из него садовода». Татьяна и Егор Семеныч часто ругаются. Утешая ее, Коврин в один день осознает, что более родных людей, чем Таня и ее отец, у него больше нет.

Через время он опять встречает монаха, они начинают беседовать, при этом загадочный призрак признался, что он находится только в голове Коврина. «Ты являешься одним из немногих, которых справедливо называются божьими избранниками». Эти речи Коврину слушать лестно, однако он переживает, что психически нездоров. На это монах возразил, объясняя, что все гении больны. «Нормальные и здоровые лишь обычные, стадные люди». Взволнованный и радостный Коврин встречается с Татьяной и признается ей в своих чувствах.

Свадьба Коврина

Начинается подготовка к свадьбе. Андрей Васильевич постоянно работает, он не замечает суматохи и счастлив. Несколько раз в неделю видит монаха и долго разговаривает с ним. Он убежден в своей гениальности. После женитьбы молодожены уезжают в город. Как-то ночью к Коврину опять приходит монах, они разговаривают. Татьяна застает супруга, который беседует с невидимым человеком. Она испугалась, как и ее отец, находящийся у них в гостях. Жена уговаривает Коврина пройти лечение, он дает согласие, понимая, что сходит с ума.

Коврин с женой

Андрей Васильевич лечится и практически выздоравливает. Он с женой проводит лето у Семеныча в его доме. Почти не работает, не курит, не употребляет вино. Ему начинает становиться скучно. Он ругается с Татьяной, упрекая жену, что она заставляла его проходить лечение. «Я сошел с ума, у меня появилась мания величия, но мне было весело, я был бодрым и счастливым, оригинальным и интересным».

Ему дали собственную кафедру. С Татьяной он уже не проживает, у него другая женщина, которая старше его на несколько лет — Варвара Николаевна, она ухаживает за Ковриным, как за дитем. Они отправляются в Крым и по пути останавливаются в Севастополе. Еще находясь дома, незадолго до отправления, он получает письмо от Татьяны, однако прочитал его только в Севастополе.

Она сообщает о смерти отца, проклиная и обвиняя в этом его. Ковриным овладело «беспокойство, которое напоминало страх». Он четко осознает, что он посредственность. Отправляется на балкон и встречает монаха. «Почему ты не поверил мне? — спрашивает он с упреком, смотря ласково на Коврина. — Если бы ты еще вначале поверил, что гений, эти годы провел бы не так скучно».

Коврин опять начинает верить, что является избранным, непризнанным гением, он не замечает, что горлом начала идти кровь. Начинает звать Татьяну, падает и умирает: «на его лице застывает блаженная улыбка».

Основная идея

Автор отмечал, что его повествование посвящается мании величия. Главный персонаж — работящий и образованный, он с удовольствием делает свою работу. Андрей Васильевич выделяется среди остальных, его считают гением, но не могут по-настоящему оценить и признать его талант. В этом непризнании и состоит трагедия Коврина. В обществе, где нет здоровой конкуренции, стимула к совершенствованию, развивается ковринский синдром.

Монах выступает в роли доппельгангера

Монах выступает в роли доппельгангера, он символизирует раздвоение личности. В этом случае можно также вспомнить Достоевского с его произведением «Двойник», в котором неудачливый советник Голядкин встречает собственную воображаемую копию. Она имеет такие качества характера, которые робкий Голядкин не может выпустить из своей души.

Монах в произведении озвучивает то, о чем все время думает Коврин, но не может этого сказать. Таинственный человек убеждает главного героя, что он избранник божий и лучше других людей. Также он заставляет Коврина поверить, что люди с нормальным сознанием — это стадо. У гениев собственный взгляд и миропонимание, которое стадо называет «сумасшествием».

Рассказ о Коврине сильно схож с христианской притчей о Св. Антонии, которого постоянно хотел искусить Сатана. Но Антоний противостоял этому. Персонаж Чехова умер гордо, он убежден, что избран Богом.

Анализ произведения

В процессе анализа отдельное внимание нужно уделить композиции повести, которая выглядит следующим образом:

Ученики читают произведение Чехова «Черный монах»

  1. Начало описано в мажорном стиле. Герой отправляется в деревню к Песоцким, этот человек наполнен надеждами, его встречает красивая Татьяна, ее отец и огромный сад.
  2. Главная часть пронизана духом тревоги. Реальность начинает бороться с ирреальностью. Появляется образ черного монаха.
  3. Кульминация — сумасшествие Коврина уже очевидно, монах исчезает, происходит затишье, но это ненадолго.
  4. Окончание — грустное описание, жизни героев сломлены: Егор Семеныч умирает, Татьяна осталась сама, она несчастна, Коврин опять болеет.

Чехов мог бы оставить свое произведение незаконченным, дав надежду, что у всех героев получится реабилитироваться после разрушительной катастрофы. Но перед окончанием рассказа возникает монах и увлекает Коврина в адскую пропасть.

Это произведение призывает читателей трепетно и с большим вниманием отнестись к своему психическому здоровью. Поскольку черный монах только воображение, это плод нездоровой фантазии. Ошибка Коврина в том, что этот персонаж культивировал в себе уже это сумасшествие, но ему просто лишь требовалась незамедлительная помощь врачей.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector