Top.Mail.Ru

Сказка «Лисичка со скалочкой»: разбор для читательского дневника

На русских народных сказках воспитано много поколений детей. С подробным разбором их содержания ребята сталкиваются в начальных классах школы при заполнении читательского дневника. «Лисичку со скалочкой» анализируют одной из первых. Произведение учит, что козни для других могут обернуться против того, кто их замышляет.

Сказка «Лисичка со скалочкой»

Автор сказки и ее главные герои

Автором «Лисички со скалочкой» является народ. Произведение относится к сказочному жанру, и в нем изображены приключения фантастических героев. Как и любое произведение подобного направления, история о лисе придумана простыми русскими людьми для потехи, приятного проведения времени. Народ относился в подобным историям не так серьезно, как к напевам. Сказки считались порождением фантазии, а песни — отражением реальных событий, которые были пережиты в прошлом.

Персонажами сказки являются дикие животные. Предположительно, она была придумана во времена, когда люди часто контактировали с лесными обитателями, охотились на них. В борьбе со зверями люди не всегда выходили победителями, порой они испытывали страх при виде опасных представителей животного мира.

О том, кто является главной героиней сказки, можно узнать из ее названия. Это Лиса, лисичка-сестричка — лукавая и изворотливая жительница дремучего леса. Плутовка не предполагала, что на свете есть кто-то умнее хитрее, и совершала безнаказанные поступки до тех пор, пока не встретила человека, который ее перехитрил.

В русском фольклоре есть другая похожая сказка — «Лиса лапотница». Ее сюжет перекликается с «Лисичкой со скалочкой», только плутовкой был найден лапоток, с которого началась история.

Народ придумал немало рассказов, где рыжая пушистая красавица смогла обмануть серого волка, зайца, козла и других животных. Нередко ей приходилось разговаривать со своими лапками и ушками. Например, как в корякской сказке «Хитрая лиса», которая сумела разжалобить всех зверей в лесу.

Сюжет книги

Гуляя по лесу, рыжая плутовка увидела скалку

Краткое содержание «Лисички со скалочкой» школьникам необходимо для письменной работы в читательском дневнике. Гуляя по лесу, рыжая плутовка увидела скалку, которая лежала на тропинке. В ее голове сразу созрел план. Подняв кухонный инструмент, героиня устремилась в соседнюю деревню. Постучалась в ближайшую избу и попросилась на ночлег, отметив, что не займет много места.

Встав утром раньше всех, обманщица сожгла скалочку и стала обвинять приютивших ее домочадцев в том, что они украли ее вещи. Взамен убытка она попросила курочку и ушла в другую деревню. Здесь выбрала дом, который казался получше, и снова попросилась на ночлег. Добрые люди приютили пушистую красотку, не подозревая неладного. Она положила курочку под печку и улеглась рядом.

Утром плутовка первым делом полакомилась птицей, разбудила домашних и начала обвинять в том, что они украли ее курочку. Взамен она потребовала гусочку (в других версиях — уточку).

В следующий раз провернув подобную аферу, она добыла овечку и, ошалев от собственной наглости, потребовала у хозяина его дочку. К счастью, мужчина положил в мешок вместо девочки собаку.

«Счастливица» отправилась в лес, неся за спиной приятную тяжесть. Вдруг из мешка вырвалась собака и погналась за лисой. Едва успевая перевести дух, рыжая обманщица скрылась в норе. Отдышавшись, она принялась спрашивать у глазок, лапок и ушек, помогали ли они ей бежать, на что получила утвердительный ответ. Только хвост мешал скрыться от злой собаки. Лиса разозлилась на него и высунула хвост из норы. Собака ухватилась за него, вытащила мошенницу и хорошо потрепала.

План пересказа

Помимо записи краткого содержания произведения в читательский дневник школьникам следует подготовиться к пересказу. Для этого рекомендуется составить пошаговый план с перечислением каждого из этапов сказки. Он также может стать кратким содержанием для читательского дневника:

План пересказа

  1. Найденная скалочка на дороге.
  2. Первый ночлег лисички.
  3. Плутовка сжигает скалочку и требует курочку.
  4. Обмен курицы на гусочку (уточку).
  5. Лисица съедает гусочку и обвиняет хозяев в воровстве.
  6. Обманщица требует девочку, но ей дают мешок с собакой.
  7. Плутовка просит у ребенка спеть песню, а слышит рычание пса.
  8. Обманщица убегает, а собака преследует ее.
  9. В норе героиня выясняет, что удирать ей мешал хвост.
  10. Она решает наказать хвостик и высовывает его из норы.
  11. Пес достает лисицу за хвост и хорошенько наказывает.

Разбор произведения

Анализ сказки можно начать с описания героев. Главная здесь — Лисичка, которой удалось перехитрить несколько добрых и бескорыстных людей. Однако ее наглость не осталась безнаказанной, поскольку нашелся более дальновидный и мудрый человек, который вместо дочки дал ей в мешке собаку. Пса можно считать вторым по важности персонажем, который смог наказать плутовку за содеянное.

 Главная здесь — Лисичка

Если требуется характеристика главной героини, в читательском дневнике можно написать так:

  • плутовка — коварная персона, которая нашла способ жить без забот, обманывая людей (сначала спрятала скалочку и потребовала курочку и так далее, пока не обнаглела, потребовав девочку);
  • недальновидная и глупая, она не подумала о том, что высунутый хвост станет приманкой для собаки.

При разборе произведения следует указать, что по жанру это сказка, автором которой выступает русский народ. Год ее создания неизвестен. Предположительно это время, когда люди охотились в дремучих лесах и замечали повадки представителей семейства лисьих.

Главная мысль

Мужик проучил лису

Сказка о перехитрившей саму себя лисице учит сообразительности и говорит о том, что не всему в жизни нужно верить. Она осуждает хитрость и зло, показывает, что за обман всегда придется платить. Основная мысль повествования заключается в том, что на всякого мошенника и плута найдется тот, кто еще хитрее. Из обмана ничего хорошего не выйдет, и за присвоение нечестным путем труда других людей нужно расплачиваться.

Лиса оказалась жадной, ненасытной и думала, что все ей и в дальнейшем будет сходить с рук. Однако нашелся способ ее проучить, которым воспользовался более умный и дальновидный человек.

К произведению очень хорошо подходит народная пословица «И лисица хитра, да шкуру ее купцы продают». Если бы плутовка вовремя остановилась, ее судьба была бы более счастливой.

Отзывы читателей

Как и «Лесика-разноголосика», сказку про лисичку со скакалочкой сын любит с детства. Поэтому быстро справился с заданием учительницы и занес все самое важное в читательскую тетрадь. Повзрослел и глубже понимает содержание. Если раньше ему просто нравилась смена событий в рассказе, то сейчас возмущает наглость лисы, которая захотела заставить петь девочку, а потом, возможно, ее бы и съела. Говорит, правильно, что ей собаку подложили.

Юлия К, 41 год, г. Коломна

Занимательная сказка, очень хорошо воспринимается вместе с рисунками в книге. Внуки под нее перед сном легко засыпают. А я все думаю о смысле прочитанного. Лиса в итоге за свою жадность была наказана. А люди, которые также поступают и присваивают плоды чужих трудов? Сколько раз сталкивалась с подобными историями и справедливости не заметила. Кто-то очень хорошо наживается на ком-то, долго и сыто существует.

Марина Петровна, 65 лет, г. Астрахань

Дочка заполняла читательский дневник с этой сказкой сама. Первоначально мы все обсудили и разобрали. Вышло у нее очень толково, значит, усвоила суть. Ей понравилось, что лисица, как бы ни была хитра, все равно попала в неприятную ситуацию. Хотя если бы не жадничала и не наглела, смогла бы сохранить свою шкурку целой.

Евгения, 30 лет, г. Орел
Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector