Рассказ «У классной доски» для читательского дневника

В 1942 году русский советский писатель Лев Кассиль написал поучительный и глубокий по смыслу рассказ «У классной доски». В читательский дневник можно записать, что он повествует о случае, произошедшем во время Великой Отечественной войны, когда школьная учительница и её ученики проявили стойкость и храбрость, сумев дать отпор фашистам. В произведении есть место настоящему подвигу, героизму и сплочённости русского народа перед лицом врага.

Рассказ «У классной доски»

Характеристика главных героев

В произведении несколько главных героев. Их описание и характеристика:

Герои рассказа «У классной доски»

  1. Ксения Андреевна Карташова — сельская учительница, умная, интеллигентная, благородная, прослывшая строгой, но справедливой. Она была уже немолода, у неё давно поседели волосы, но глаза оставались такими же ясными и синими, взгляд — светлым и проницательным, а походка — лёгкой и плавной. Она никогда не торопилась, не суетилась. Старшеклассницы старались брать с неё пример, все вокруг её уважали и любили. Говорили, что у неё руки поют: их движения были плавными и мягкими, певучими.
  2. Костя Рожков — лучший пловец школы, смелый и решительный мальчик, не испугавшийся фашистов.
  3. Шура Капустина — немного пугливая и чувствительная, но храбрая девочка.
  4. Сеня Пичугин — известный тихоня, но в опасной ситуации способный на смелые поступки.
  5. Командир партизанского отряда Широков — волевой и ответственный мужчина, бывший ученик Ксении Андреевны, а теперь у неё учится его дочь. Относится к учительнице с благодарностью и уважением.
  6. Три немецких офицера — фашисты, разведчики, жестокие и бездушные. Начальник — худой длиннорукий немец с короткими медно-рыжими усами, немного умеющий говорить по-русски. Его подчинённые во всём слушаются его.

Самоотверженными, честными, искренне желающими помочь своей Родине и красноармейцам в непростое военное время — такими рисует юных героев рассказа «У классной доски» Лев Кассиль.

Краткое содержание

Учительница Ксения Андреевна Карташова работала в школе уже 32 года, учила многих жителей села, которые теперь повзрослели и приводили в школу уже собственных детей.

Партизаны в лесу

Шла война, линия фронта располагалась совсем недалеко от села. Школа находилась на пригорке возле обрыва над рекой. Части Красной Армии укрепились за рекой, а колхозники сформировали партизанский отряд и ушли в лес за селом. Школьники часто носили партизанам еду, перевязывали им раны, собирали сведения о местоположении немцев. Лучший школьный пловец Костя Рожков не раз доставлял информацию от партизан войску красноармейцев, переплывая реку.

В селе давно привыкли к рёву вражеских самолётов, но на этот раз на школьный двор заявились три немца на мотоциклах. Под дулом пистолетов они загнали учеников в школу. Начальник потребовал стул, но никто не шелохнулся. Ксения Андреевна сказала, что в классе все слушаются только её, и велела Сене Пичугину принести стул.

Начальник немного говорил по-русски, хотя учительница понимала и по-немецки. Он объяснил, что от детей требуется главное: на карте, нарисованной им на доске, показать расположение партизан.

Ксения Андреевна и ученики стали уверять, что не знают этого. Тогда немец схватил учительницу, прижал к стене и начал угрожать расстрелом. Она и тогда просила детей ничего не говорить, а также велела им отвернуться, чтобы они не увидели её смерти.

Костя Рожков ударил доской немца

Начальник считал до трёх, но тут Костя Рожков не выдержал: он поднялся и подошёл к доске, сказав, что покажет, где находятся партизаны. Но вместо этого он резко повернул доску в её раме, отчего она ударила стоящего рядом фашиста по лицу. Костя скрылся за доской, как за щитом. За ней располагалось окно, в которое он выпрыгнул, а затем побежал к реке и поплыл к другому берегу. Немцы начали палить сначала в доску, после этого из окна — в него, но не могли в него попасть.

Звуки выстрелов услышали партизаны и быстро взяли немцев в плен. Теперь те находились в классе безоружные и поникшие.

Командир Широков попросил Ксению Андреевну помочь с допросом фашистов, так как она знает немецкий язык. Он тоже был её бывшим учеником, поэтому относился к ней с большим уважением и учтивостью.

Основная мысль

Эта история затрагивает непростую тему Великой Отечественной войны и героических поступков в те страшные годы. Она показывает, что совершить подвиг может каждый — вне зависимости от возраста и обстоятельств. Произведение учит:

  • твёрдости и стойкости;
  • мужеству;
  • любви к Родине;
  • уважению к учителям.

Главная мысль заключается в том, что нужно всегда оставаться патриотом и защищать то, что тебе дорого, быть смелым и отважным, не пасовать перед трудностями, вовремя проявлять смекалку и не бояться врагов. Даже в самой безвыходной ситуации можно найти верное решение.

Борьба с фашистами

Победа над фашизмом была заслугой не только солдат на фронте, но и женщин в тылу и даже детей и подростков, помогавших партизанам и красноармейцам. Примером таких героев тыла становятся Ксения Андреевна, в это тяжёлое время продолжающая работать и учить детей и своим поведением показывающая, что даже во вражеском плену можно вести себя достойно, а также её ученики, проявившие стойкость и решительность.

Отзывы для читательского дневника

Произведения о войне и о жизни людей в военные годы не оставляют равнодушным никого из читателей.

Я с большим удовольствием прочитала рассказ Л. Кассиля «У классной доски». Казалось бы, по названию невозможно сказать, что это произведение будет рассказывать о войне и о борьбе с фашистами. Но именно классная доска помогла Косте Рожкову спасти положение: он ударил ею немца и сумел вырваться. Он рисковал собой, но ему важно было обезопасить преподавательницу и одноклассников. Не сделай он этого, неизвестно, что бы произошло: возможно, немец действительно выстрелил бы в учительницу, досчитав до трёх. Таким образом, его поступок — настоящий образец бесстрашия и отваги.

Маша

Мне очень понравилась эта книга Льва Кассиля, текст произведения легко читается, но держит в напряжении практически от начала до конца. Словно читатель сам находится в помещении и следит за развитием событий, веря, что этот небольшой класс всё же сможет избавиться от напасти в виде трёх фашистов.

Немецкие разведчики неслучайно решили выведать важную информацию у школьников: они считали, что легко справятся с детьми и женщиной. Но они ошиблись, недооценив их смелость и смекалистость, и в итоге сами поплатились за это. Я очень рад, что в этой истории, словно в сказке, счастливый финал — хотя, конечно, в жизни во время войны было достаточно случаев, окончившихся более плачевно.

Денис

В этом произведении мне больше всего запомнилось и понравилось описание учительницы. Автор очень красиво пишет про её руки, движения которых настолько плавные, что они словно поют или досказывают то, что не сказано вслух. После такого описания, а также слов о том, что она выучила не одно поколение детей этого села, к ней сразу проникаешься симпатией, а когда в повествование вводятся фашисты, уже всерьёз волнуешься за неё.

Ксения Андреевна с большой любовью, заботой и нежностью относится к ученикам — она учит их доброму, разумному, светлому. Она даже закрывает их собой от врага. Собранная, уверенная бесстрашная, она заражает учеников своим спокойствием и подаёт им незаметные сигналы не поддаваться немцам на уговоры. Поэтому в какой-то степени от неё зависит их спасение, хотя подвиг совершает один из её учеников. Она — достойный пример русской женщины, учительницы, чуткой и внимательной.

Алина
Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector