Top.Mail.Ru

О повести «Слепой музыкант» для читательского дневника

В. Г. Короленко — один из замечательных представителей русской литературы. Его перу принадлежат такие знаменитые произведения, как «В дурном обществе», «Сон Макара», «Без языка» и, конечно, повесть «Слепой музыкант». Читательский дневник по ней поможет ученику лучше запомнить события сюжета, структурировать информацию, выразить мнение о прочитанной книге и узнать о ней что-то интересное.

Повесть «Слепой музыкант»

История создания произведения

Самая значительная и любимая современниками работа В. Г. Короленко вынашивалась и создавалась целых тринадцать лет, не считая последующих правок при изданиях.

В основу лёг опыт автора в общении с незрячими людьми. Например, в детстве его подругой была слепая девушка, воспоминания и опыт которой составили значительную основу книги. Кроме того, Короленко знал невидящего музыканта и имел ученика, постепенно терявшего зрение.

В. Г. Короленко

По словам автора, он хотел посредством написания этой истории достичь двух целей. Первая — исследовать психологию поведения и мироощущение незрячих людей, а вторая — показать, как человек гонится за недостижимым идеалом, сожалея о том, чего у него нет, и зачастую не ценя то, что он имеет.

Прочая информация о повести Короленко «Слепой музыкант»:

  1. Сколько страниц: около 160−180, в зависимости от формата.
  2. Литературное направление: реализм.
  3. Год издания: 1886.
  4. Основные герои: Пётр — слепой юноша, чья жизнь от рождения до становления описана в книге; Эвелина — его подруга и возлюбленная; Максим — дядя Петра, который во многом помог ему в познании мира и жизни; Иохим — конюх, благодаря которому мальчик узнал и полюбил музыку; Анна Михайловна — мать Петра; слепые звонари Роман и Егорий; незрячие бродяги Фёдор Кандыба и Кузьма, а также нищий слепой музыкант.

Краткое содержание для читательского дневника

В знатной украинской семье Попельских рождается долгожданный сын, которого нарекают Петром. Его мать, Анна, сразу после рождения мальчика, ещё не догадываясь о его недуге, словно «почуяла, что вместе с новорожденным ребенком явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы».

Мать стала замечать, что сын не реагирует на зрительные раздражители

Через пару недель мать стала замечать, что сын не реагирует на зрительные раздражители вроде света, ярких цветов, её беспокоило его «странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным». Окружающие же не видели в Петре ничего необычного. Анна переживала, что ребёнок мог родиться слепым, и вызванный вскоре доктор подтвердил её опасения.

Дядя мальчика, Максим, бывавший на войне и потерявший там руку и ногу, стал задумываться о том, как бы воспитать мальчика полноценно, не озлобив и не избаловав его. Он говорил о племяннике: «Глупая заботливость, устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нем все шансы на более полную жизнь». Он верно угадал в ещё совсем юном создании тонкую душевную организацию и крайне чувствительную натуру.

Первым делом он запретил Анне «кидаться сломя голову на всякий крик ребёнка». Это дало первые плоды: вскоре он, ориентируясь на звуки, стал ползать и успешно осваивать дом, с необычайной живостью изучая попадающие ему в руки предметы.

По мере взросления мальчик всё лучше узнавал мир с помощью осязания и слуха, хотя это было для него трудно и он понимал далеко не всё. На третьем году жизни он впервые осознанно столкнулся с весенним пробуждением жизни, которое потрясло его настолько, что он потерял сознание.

Знакомство с музыкой

На пятом году жизни он впервые услышал игру конюха Иохима на свирели, от которой ему делалось «так хорошо». Он сбежал из постели перед сном и пробрался на конюшню, где вдохновенно играл Иохим. Там их и нашла Анна, её сын жадно вслушивался в нежные переливы музыки. С тех пор практически каждый вечер мальчик убегал к новому другу, чтобы послушать его игру.

Вниманием Пети всё больше завладевает Иохим

Мать, заметив, что вниманием Пети всё больше завладевает Иохим, заревновала и придумала, чтобы вернуть сына «под своё крыло», выписать из города фортепиано и играть ему самой. Тем временем Иохим стал понемногу учить маленького панича игре на свирели.

Когда фортепиано доставили в имение, Анна заранее торжествовала свою победу — инструмент от известного венского мастера, по её мнению, во всём превосходил «кусок украинской вербы», то есть свирель Иохима. Однако Петя лишь испугался издаваемых инструментом звуков, они были ему чужды.

Анна была зла от своего поражения, но решила, что ей стоит постичь ту тайну, что содержится в музыке свирели конюха. По вечерам она жадно слушала её и наконец начала пытаться воспроизвести то же настроение.

С Иохимом у неё установилось своеобразное соперничество, из которого она в результате вышла победителем и смогла привлечь внимание Пети к фортепиано.

Воспитание и знакомство с Эвелиной

Максим продолжал настаивать на самостоятельности Петра. Это давало невероятный результат: с шести лет мальчик ездил на лошади, отлично ориентировался в доме и во дворе. Музыка была его основным занятием, «центром его существования».

Знакомство с Эвелиной

Была лишь одна проблема — ребёнок не мог найти себе друзей, так как мальчишки дичились слепого панича. Однако вскоре по соседству с Попельскими поселились Якульские, в семье которых росла ровесница Петра, Эвелина. Знакомство с ней состоялось в поле, где девочка собирала цветы, а Петя играл на свирели. Поначалу он испугался её и даже обидел, попытавшись изучить на ощупь, но после того как Эвелина узнала, что мальчик слеп, она простила ему всё и искренне его пожалела.

Между семьями детей завязались дружеские отношения, мальчик и девочка стали друзьями и учениками дяди Максима. Дружба и совместные уроки отразились на Пете самым положительным образом.

Взросление Петра

В 10 лет мальчику показалось, что он «увидел» сон. Это взволновало его и заставило начать сожалеть о том, что он незряч. С помощью нот на фортепиано мать попыталась объяснить Пете различия в окраске аиста: он проводил по перьям птицы рукой, и когда она касалась черных перьев, Анна играла низкие ноты, когда белых — высокие. Но всё же ребёнку не удавалось понять то, что он хотел.

Взросление Петра

С годами он всё более терял живость, становился ещё более чувствительным, меланхоличным, грустным. Дружба с Эвелиной становилась всё крепче, девочка искренне любила и поддерживала его.

Когда Пете исполнилось 17, в имение Попельских приехал старик с сыновьями-студентами, которого пригласил дядя Максим. Сделал он это для того, чтобы расширить мир племянника, показать, что жизнь кипит за пределами усадьбы. Юноша оказался в среде «бесед, споров, волны кипучих молодых запросов, надежд, ожиданий и мнений». Но на него практически не обращали внимания, он не участвовал в разговорах молодёжи. Однако «стена», окружавшая его с детства, была «пробита», он познакомился с иной жизнью.

Через некоторое время молодые люди вернулись. Эвелина твёрдо решила объясниться с Петром в своих чувствах: она искренне любила его. Чувства оказались взаимными, но всё осложнялось тем, что юноша чувствовал себя ущербным и ненужным, более того, обузой.

После этого он сыграл для гостей на фортепиано. Все остались поражены его игрой, особенно гость — студент консерватории, сказавший, что Петру, несомненно, нужно обучаться профессионально. Это дало ему надежду на то, что он может найти себя в жизни. Он сумел влиться в компанию молодых людей.

Осенью он вместе с семьёй и гостями отправился в N-ский монастырь в нескольких верстах от усадьбы. В этой поездке Пётр встретился с двумя слепыми звонарями. Первый — Егорий — очень похож на юношу, поскольку также слеп от рождения. Он озлоблен, груб и завидует второму звонарю — Роману, поскольку тот ослеп в 7 лет и знает, как выглядит этот мир. Роман гораздо добрее, умиротворённее и спокойнее Егория.

Перед Петром становится вопрос: чью ему принять сторону — Романа или Егория? Он решает, что злость и ущербность — удел всех слепорождённых, и изменяется. Он становится холодным, раздражительным, нервным и озлобленным на весь мир. Это приносит его родным, особенно Анне и Эвелине, мучения.

Странствие и исцеление от душевных тревог

Пётр и дядя Максим встречают группу нищих слепцов

Во время посещения чудотворной иконы в городе в 60 верстах от усадьбы Пётр и дядя Максим встречают группу нищих слепцов, среди которых — товарищ Максима на поле боя, Фёдор Кандыба, которому выжгло глаза. Пётр озаботился жизнью этих людей. В результате через несколько недель он под предлогом поездки в Киев с дядей на учёбу отправляется в странствие с Фёдором и Кузьмой, слепым шарманщиком. Они вместе бродили по дорогам, прося милостыню и играя простые мелодии на нехитрых инструментах. Всё это время семья получала письма от Максима из Киева о том, что всё хорошо.

Юноша вернулся домой вместе с товарищами по странствию совершенно иным. Исчезли озлобленность, раздражение, неудовлетворённость. Он словно обрёл необходимое каждому душевное спокойствие. Пётр женился на Эвелине, вскоре у них родился здоровый сын.

Три года спустя слепой музыкант уже играл на сцене в Киеве. Его музыкой, которую он создавал сам, были восхищены все слушатели. В ней сплеталась вся жизнь Петра и впечатления от неё. Так он смог стать полноценным человеком, несмотря на тяжёлый недуг.

Мнение о повести — рецензия

В. Г. Короленко создал настоящий литературный шедевр, который доносит до читателей главные мысли:

Ученики читают книгу «Слепой музыкант»

  1. Неважно, какие у тебя недостатки, недуги или несовершенства. В жизни есть место для любого, главное — никогда не опускать руки, верить в себя и не отчаиваться, не поддаваться греху уныния.
  2. Нужно помнить, что сердце и душа гораздо важнее, чем зрение, ведь именно они помогают нам любить и быть любимыми.

Герои повести учат нас быть сильными, причём не только Пётр, но и:

  • Эвелина и Анна с их самоотверженной любовью;
  • дядя Максим с его стремлением помочь племяннику, несмотря на собственные недуги и проблемы;
  • звонарь Роман и Фёдор Кандыба, не отчаявшиеся, не озлобившиеся и не отвернувшиеся от жизни, даже потеряв зрение.

Повесть «Слепой музыкант» — это важный урок для человека, и его необходимо осознать и усвоить навсегда.

Необычайно красивая история любви, рассказанная Короленко, не может оставить равнодушным никого. Мне очень понравилась девушка Эвелина, которая смогла помочь любимому найти самого себя и обрести цель в жизни. Она смогла сделать его счастливым, и это очень много. А дядя Петра Максим сделал так, что Петр вырос чутким человеком, а не избалованным эгоистом, и это тоже хорошо. Эти два человека спасли Петра, его душу и сердце.

Анна, 6 класс

Великолепная повесть о семье, любви и дружбе. Её может примерить на себя и вполне здоровый человек, ведь поиск себя в мире — проблема абсолютного большинства. Конечно, с физической неполноценностью всё тяжелее, но и это не конец. А ещё книга учит нас настоящим семейным ценностям, что не менее важно.

Наталья, 9 класс

Очень рада, что прочитала эту повесть. Она произвела на меня впечатление — я сочувствовала героям, ситуация казалась такой трагичной и безвыходной. Мне кажется, что сегодня история, описанная Короленко, утратила свою силу, потому что тему до дыр затерли производители сериалов и кино. Теперь нас не разжалобишь судьбой незрячего и человеческим равнодушием.

Инна, студентка
Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector