Top.Mail.Ru

Баллада Жуковского «Лесной царь» для читательского дневника

Фольклорное направление было популярно в европейских странах во времена романтизма, эту основу использовало множество поэтов. Не остался в стороне и знаменитый писатель Василий Андреевич Жуковский. Краткий анализ баллады «Лесной царь» для читательского дневника позволит лучше познакомиться с особенностями жанра, характерами главных персонажей и основной идеей произведения.

Баллада Жуковского «Лесной царь»

История написания

В 1782 г. Вольфганг фон Гете решился на создание баллады «Лесной царь». История написания этого произведения тесно связана с сюжетом древней датской легенды, которая повествует о злом лесном духе и короле Эльфов. Через время перевод текста немецкого писателя сделал Иоганн Редер, а на русский язык этот шедевр положил Василий Андреевич в 1818 г. Но если сделать анализ «Лесной царь» Гете и Жуковского, то видно, что последний отступил от оригинального текста. Это требовалось, чтобы этот вариант получился более выразительным и красочным, критики восприняли это произведение положительно.

Основное отличия можно с легкостью увидеть в образах главных героев. Гете наиболее остро пытался передать волнение отца, а Лесной царь хотел заманить мальчика более интересными способами, обещая тому хороводы и игры со сверстниками, а также материнскую любовь и ласку. Василий Андреевич же больше адаптировал это произведение к обычному русскому народу: сын называет отца родимым, а дух напоминает образ лешего, а не черта.

Поэт Жуковский

Жуковский не изменил содержания баллады, он лишь опирался на немецкую оригинальную версию. Русский писатель в стихотворной форме смог доказать, что переписать на родной язык зарубежные шедевры вполне возможно. Хоть в ту эпоху считали, что русской литературы просто нет.

Образованная интеллигенция чаще всего читала в то время всю поэзию в оригинале. А у Жуковского получилось донести мысль, что русский язык заслуженно стоит на одном уровне вместе с европейским — французским, английским, немецким.

Через время австрийский композитор-романтик Франц Шуберт написал музыку для этой баллады, где выразительно отобразились разные чувства людей, которые совместились с живописным изображением фантастических героев, хоть музыкальная композиция и длится всего 4 минуты.

Краткое содержание

Баллада «Лесной царь» начинается с того, что однажды ночью по лесу проезжал на лошади старый всадник с больным ребенком, у которого был жар, и к нему постоянно приходили загадочные видения. В это время в лесу сильно похолодало, и мальчик замерз. Чтобы согреться, он начал прижиматься к отцу.

За ними следует ужасный Лесной царь

Мальчик все время рассказывал папе все, что ему померещилось по дороге. Ему показалось, будто за ними следует ужасный Лесной царь. Дух возник перед мальчиком, и последний смог рассмотреть его черную корону, длинную бороду и сверкающие глаза. Испуганный юноша рассказал про это видение, но отец никак не отреагировал. Он попытался успокоить сына и сказал, что это только клубы тумана приобрели причудливую форму.

Через время старик начал замечать, что ребенку становится хуже. Отец начал подгонять лошадь, чтобы быстрей выехать из леса за помощью. Мальчик в это время уже более четко слышал и видел Лесной дух, суливший ему богатство и разные блага, если юноша с ним останется. Царь начал красиво описывать, как мальчик будет беззаботно проводить время с его дочками — резвиться и играть. В это же время лесные нимфы показывались из-за веток и ласково кивали главному герою, заманивая к себе. Напуганный мальчик рассказал это отцу, но старик не поверил.

Царь никак не отставал от юноши. Но теперь вместо красивых обещаний он стал угрожать. Ребенок так понравился злому духу, что тот не хотел отпускать его из леса. Испуганный малыш начал кричать, просить папу ехать быстрее.

Неожиданно ребенок стал с трудом дышать.

Отец скакал во весь опор — он понял, что мальчик находится в критическом состоянии. Но так не успел спасти своего сына, умершего у него на руках. Царь получил душу мальчика, которая осталась навечно в его владениях.

Жанровое направление

Жуковский переписал это произведение ямбом, в котором находится смежная рифма, то есть первые строчки рифмуются со вторыми, а третьи — с четвертыми. Это позволяет разграничить диалог мальчика с отцом и обращение непосредственно царя леса.

Баллады почти все время относятся к направлению романтизма. Большинство критиков в своих сообщениях указывали на то, что именно с этих переводов Василий Андреевич положил начало романтическому направлению в русской поэзии.

В этом произведении можно выделить несколько характерных черт для романтизма:

  • размытые грани фантастичного и реального;
  • эмоциональная проникновенность, то есть прослеживается ярко окрашенная лексика («малютка», «холодная мгла», «темные ветки»);
  • наличие фантастических сил, пытающихся погубить главного персонажа;
  • напряженность сюжетной линии, когда читатель чувствует несчастливую концовку.

Баллада «Лесной царь»

Само же жанровое направление баллады было ново для русской литературы — можно смело утверждать, что именно Василий Андреевич ввел этот жанр в российскую поэзию. Балладой называется стихотворное сочинение, где в основе находится необычайный случай. В «Лесном царе» отсутствует остродраматический сюжет, как, к примеру, в «Светлане», потому он зачастую определяется как нетипичный.

Описание главных персонажей

Проводя кратко анализ баллады «Лесной царь», также стоит познакомиться с описанием всех главных героев этого произведения. Сюжетная линия завязана на следующих основных действующих персонажах:

  • отец;
  • больной сын;
  • Лесной царь;
  • дочери злого духа.

Главные персонажи баллады «Лесной царь»

Жуковские еще вначале баллады начинает держать читателя в напряжении, создавая мистическую атмосферу. Автор не дает точных описаний главных персонажей, за исключением «ездока», упоминая о том, что он старик. Отец сильно волнуется за сына, «летит» на лошади через лес, крепко прижимая его к себе, но все равно не успевает. Ребенка Жуковский описывает «молодым», это указывает на его юный возраст. Для детей свойственно видеть мистические существа ночью, тем более, если им страшно. Помимо этого, мальчик был в бреду. То есть всадник не верил, что ребенку мерещится царь леса.

Непосредственно же фольклорный герой описан бородатым злым видением, который пытался заманить ребенка к себе, обещая богатство и постоянные игры со своими дочерьми. В некотором смысле образы царя леса и старца похожи. Они часто разговаривают с малышом, как бы переманивая его на одну из сторон, пока ребенок находится между двумя мирами.

Все стихотворение просто переполнено фантастическими героями. Читатели не понимают, на самом деле ли ребенок видел духа либо ему все показалось из-за болезни. Композиция произведения построена так, что до конца непонятно, как окончится поездка. Во время анализа становится ясна авторская позиция Жуковского к своему переводу — невозможно избежать судьбы. Автор написал свое произведение, чуть изменив финал. Его баллада гуманней, в отличие от оригинала Гете.

У русского писателя мальчик погиб от болезни, а у немецкого поэта малыша убил злой дух, который все же забрал его в свои чертоги, оставив старца в одиночестве горевать об утрате сына.

Тематика и главная мысль

Произведение в себя включает описание чувств Жуковского и всех главных героев. Автор раскрывает одновременно ряд тем:

  • борьба;
  • мистика;
  • смерть.

Лесной дух и малыш

Смерть описывается через восприятие старца и ребенка. Малыш еще не понимает, что скоро скончается. Он переживает не саму гибель, у него появляется страх перед царем леса и расставанием с отцом. Однако не так видит кончину ездок. Он прекрасно осознает, что ребенку плохо — у него бред, а это очень плохой признак.

Мистика для всех представляется по-своему. Царя леса можно воспринять как галлюцинации мальчика или же, как предвестника несчастья — злым ангелом, отбирающим жизнь. Царь является символом зла, тьмы, страха, непосредственно смерти.

Родным приходится пройти через сложные испытания, в этом и выражена суть борьбы. Старцу страшно потерять своего ребенка, он скачет с ним через ночной лес к врачу. Отец пытается помочь беззащитному сыну, он бережно относился к нему, однако не воспринимал серьезно его видения. Юноше пришлось самому бороться с соблазняющим злым лесным духом. Царя может видеть лишь он, потому пытается найти защиты у ездока. Однако душа малыша очень слаба, чтобы бороться с темными силам. Он сражается с ними до самой смерти.

В произведениях эпохи романтизма основной идеей являлась человеческая судьба, злой рок, преследующий людей. По этому плану написал балладу и Василий Андреевич. Сюжетная линия этой трагедии хоть и печальна, но вполне реальна для той эпохи. Большое количество детей умирало в маленьких селениях из-за некомпетентности врачей, а довезти их до города к опытному доктору обычно не успевали.

И никто из главных персонажей баллады не избежал того, что должно случиться. Особое трагическое настроение можно проследить в последних строчках: малыш всеми силами пытался бороться со смертью, однако умер в шаге от спасения.

Чтение баллады «Лесной царь»

Автор умело играет фразами и словами. Благодаря диалогам Жуковский передает драматичность ситуации и эмоциональную окраску, применяя ласкательно-уменьшительные слова. Царь леса хочет запутать малыша, называя его, как и старец — «младенец». К окончанию произведения читатель может почувствовать ускорение действий — писатель хочет заставить видеть рисунок бегущей галопом лошади с всадником и ребенком. А в последних строчках отображается отчаяние отца, державшего на руках погибшего сына.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector