Top.Mail.Ru

Анализ «Гуттаперчевого мальчика» для читательского дневника

«…Когда я родился — я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился…» Такой эпиграф выбрал Дмитрий Васильевич Григорович к рассказу «Гуттаперчевый мальчик», читательский дневник можно начать заполнять именно с этой фразы. Она точно передаёт весь смысл произведения. Бедный мальчик был настолько несчастен, что над судьбой сироты плакали и современники автора, и сегодняшние школьники.

Гуттаперчевый Мальчик Читательский Дневник

Характеристика персонажей

Главного героя окружают люди, которых тоже не назовёшь счастливыми. И всё это трагичное существование столь несхожих по своим душевным качествам персонажей передано на контрасте с безоблачной жизнью членов графской семьи.

Гуттаперчевый Мальчик краткое

На фоне роскоши и богатства труппа цирка выглядит ещё более обездоленной и обделённой. Характеристика главных героев поможет провести сравнительный анализ:

  1. Петя, восьмилетний мальчик, сирота, отдан в цирк на обучение воздушной гимнастике. За гибкость артиста прозвали гуттаперчевым. Гуттаперчевость — это свойство резины, другими словами, эластичность. К сожалению, это не природная особенность Пети, а способность организма, выработанная побоями и утомительными тренировками.
  2. Акробат Карл Богданович Беккер. Требовательный наставник Пети, жестокий и бездушный человек. Он обращается с мальчиком как с вещью, нещадно терзает его, изнуряет долгими занятиями, стараясь воспитать уникального артиста. За малейшие провинности властный немец строго наказывает подопечного.
  3. Эдвардс. Старый клоун, любимец публики, весёлый и беззаботный на сцене, угрюмый и необщительный за кулисами. Единственный близкий человек Пети. Он с добротой и нежностью относится к мальчику, старается скрасить серые будни ребёнка.
  4. Директор цирка. Эгоистичный распорядитель, его волнует только один вопрос: состоится представление или нет. За судьбу труппы он не переживает, рискует артистами в погоне за хорошей выручкой.
  5. Граф Листомиров. Задумчивый мужчина средних лет худощавого телосложения, немного нервный и неуверенный в себе, легко раздражающийся и часто всем недовольный.
  6. Графиня Листомирова. Страдает от невнимательности мужа. По любому вопросу старается узнать мнение графа, «чтобы потом не вышло привычного».
  7. Верочка. Старшая дочь графа Листомирова. Нежная и чувственная девочка с добрым и жалостливым сердцем. Вера настолько впечатлительна, что ей даже не разрешают читать книги.
  8. Паф. Апатичный, слегка полноватый мальчик пяти лет. Единственный сын Листомировых.
  9. Зизи. Шестилетняя сестра Веры и Павлика, болезненная и капризная.
  10. София. Молодая стройная брюнетка, родная сестра графини Листомировой, тётя Веры, Зины и Павла. У девушки нет собственных детей, поэтому она посвятила свою жизнь воспитанию племянников. Она всем сердцем любит их и ласково называет «мои деточки».

Аннотация повести

Дмитрий Васильевич Григорович

Дмитрий Васильевич Григорович своим произведением старался обратить внимание общества на беззащитность и ранимость детей. И совсем необязательно, чтобы ребёнок был из неблагополучной семьи. Даже любящие и заботливые родители порой по неосторожности могут обидеть своё дитя, резким словом, хмурым взглядом, укором или насмешкой. «Гуттаперчевый мальчик» в кратком содержании для читательского дневника ярко показывает картину социального неравенства.

Грустная повесть о маленьком акробате понравится юным читателям. Конечно, печально переживать о неблагосклонной судьбе несчастного мальчика. Но рассказ очень поучительный. Как могут быть черствы и безжалостны одни, унижены и оскорблены другие; как легко властвовать над беззащитными; как просто закрыть глаза на бессилие и справедливость.

Автор хотел показать, что подобного неравенства просто не должно быть, и донести до людей главную мысль: всем необходимо жить в мире и согласии, в ладах с окружающими и собственной совестью.

Глава первая

Гуттаперчевый Мальчик Главные Герои

Пятый день Масленицы. Весёлый и шумный народ толпится на рыночной площади. Нет настроения только у распорядителя цирка. Он боится, что метель сорвёт вечернее представление. Если пробраться под купол цирка и заглянуть за ширму, можно услышать, как директор ругает артистов: оступившуюся молодую наездницу и старого клоуна, который умел рассмешить любого зрителя, но с коллегами был необщителен.

А чуть дальше в каморке акробата Беккера на деревянном стуле сидит худой бледный мальчик, воздушный гимнаст Петя. Учитель груб и невежествен, ругает ученика за плохое выступление. Клоун Эдвардс пытается заступиться за ребёнка, но Беккер неумолим, взяв в руки хлыст, он ведёт подопечного на тренировку.

Вторая и третья части

Во второй и третьей главах рассказывается о несчастной судьбе мальчика. Пете всего 8 лет, но за эти годы он многое пережил. Его мама умерла, когда мальчишке было всего 5. Отца он никогда не видел. Некоторое время сирота жил с подругой матери, прачкой Варварой, но та, не имея возможности содержать Петю, отдала его в цирк на воспитание акробату. Жизнь в цирке была сложной: Беккер, так звали учителя мальчика, был строг, груб и безжалостен.

Гуттаперчевый Мальчик Петя

Хотя и до смерти мамы ребёнок не знал хорошего с собой обращения. Они скитались по углам, ходили в отрепье и часто голодали. В день прощания с Варварой Петя очень плакал, цеплялся за руки доброй женщины, но волею судьбы он остался во власти грозного Карда Богдановича. Мальчика трясло от страха и ужаса. И не зря. Беккер грубо обращался с ребёнком, избивал и наказывал его. А однажды он убил щенка, которого Пете подарил Эдвардс. Он переживал за судьбу мальчика и всячески старался облегчить существование несчастного малыша.

Продолжение истории

Гуттаперчевый Мальчик Тренировка

В четвёртой главе сюжет переносится в усадьбу графа Листомирова. Здесь светло, тепло и уютно. У детей графа — Верочки, Зиночки и Павла, много книг и игрушек. Сегодня игровая комната наполнена смехом. У детей радостное событие: в пятницу они поедут в цирк со своей тётей Соней. Отец, конечно же, не в восторге от этой идеи, но граф Листомиров практически всегда находится в подобном расположении духа, поэтому поездка на представление всё-таки состоится.

Накануне дети весь день вели себя хорошо и были послушны. В пятницу после завтрака Верочке разрешили прочитать афишку: «Парфорсное упражнение на неоседланной лошади, эквилибристические упражнения на воздушной трапеции, гуттаперчевый мальчик. Воздушные упражнения на конце шеста вышиною в 6 аршин» Как много непонятных странных слов. Но больше всего Веру взволновали вопросы о мальчике. Что это значит? А он настоящий? Что он будет делать на этом шесте? Тётя Соня ответила, что представление само за себя всё расскажет.

Поездка в цирк

Дети с няней и тётей Соней приехали в цирк, нарядные и счастливые. Зизи и Паф ждали начала представления.

Верочка ждала один-единственный номер — выступление гуттаперчевого мальчика.

Сначала на арену вышел клоун с большими бабочками на груди и спине, после на белой лошади выехала молодая девица, которая чуть не убилась утром, наездницу сменил жонглёр, а его другой клоун и новые лошади, и так вплоть до антракта. После перерыва из-за портьеры наконец-то показалась рослая фигура акробата Беккера, державшего за руку худенького белокурого мальчика в голубом обтягивающем костюме, расшитом блёстками. Выступление началось.

Гуттаперчевый Мальчик Цирк

Беккер закрепил один конец шеста у пояса на животе, а другой конец, расположенный перпендикулярно, начал приводить в равновесие. Мальчик взобрался акробату на плечи, схватил тоненькими ручками шест и начал по нему взбираться. Наверху Петя схватился за перекладину, зацепился за неё ногами и свесился вниз головой. Кто-то кричал «браво», а кто-то просил остановиться. Шест раскачивался из стороны в сторону, видно было, каких усилий стоит Беккеру приводить его в равновесие.

Мальчик продолжал скользить на спине и тихо-тихо спускался вниз головою… Внезапно что-то сверкнуло и завертелось, сверкая в воздухе; в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену. В зале началось волнение. Несколько человек подхватили мальчика и понесли к портьере, прикрывающей в ход в конюшню. Несмотря на суету и панику, в толпе можно было разглядеть рыдающую девочку и кричащую: «Ай, мальчик! Мальчик!» Это была Верочка.

Гибель мальчика

Гибель мальчика

Последняя глава самая короткая, но самая трагичная. В полутьме на грязном тюфяке лежит брошенный всеми мальчик с переломанными рёбрами и разбитой грудью. Он обвязан и забинтован, в полуприкрытых глазах чуть теплится потухающий взгляд.

Иногда из мрака появляется фигура Эдвардса. Он тревожится, наклоняется к лицу мальчика, вглядывается, прислушивается. На следующее утро афишка цирка не возвещала упражнений «гуттаперчевого мальчика». Имя его и потом не упоминалось; да и нельзя было: его уже не было на свете.

Печально, но эта не повесть не просто о мальчике Пете, а о всех детях, родившихся в середине девятнадцатого века в бедных семьях. В те времена, когда происходили события, описанные в произведении, жизнь ребёнка-сироты ничего не стоила, за него не мог никто вступиться и спасти от гибели. Даже при живых родителях детей отдавали на заводы и в мастерские, заставляли трудиться наравне со взрослыми. Это современный ребёнок имеет право на достойное и счастливое детство, а с мальчиками и девочками тех лет взрослые обращались пренебрежительно.

Несчастный ребёнок погиб, брошенный и ненужный никому, кроме старого клоуна. Никто не захотел оказать помощь, никто не проводил в последний путь, никто не скрасил жалкого существования малолетнего артиста.

И только печальный Эдвард с замиранием сердца считал последние минуты жизни полюбившегося ему мальчика Пети.

Примеры сочинений

Сочинение о Гуттаперчевом мальчике

Сначала я хотел прочитать «Гуттаперчевый мальчик» в кратком содержании, но потом передумал. И не зря. Мне понравилась эта грустная, но очень интересная повесть. Очень жалко бедного Петю. Если бы я оказался в том времени, хотел бы быть другом этого акробата, чтобы поддерживать его и веселить.

Только не могу понять, почему этот Беккер такой злой и жестокий? Может быть, он тоже ещё в детстве попал к строгому учителю и сам стал таким же? Тогда и его тоже жалко. Ведь это, наверное, сложно, перенести множество невзгод и обид, а всё-таки остаться милостивым и справедливым человеком. Я рад, что Петя сумел сохранить своё сердце добрым и любящим. Жаль, конечно, что судьба отвела ему всего 8 лет.

Сначала я прочитала рассказ Валерия Медведева «Фосфорический мальчик». Было весело и забавно. И тогда я решила прочитать ещё одну повесть из списка заданных на каникулы. Я рассматривала картинки с сюжетами цирковой жизни и думала, что рассказ будет юмористическим. Но мне было совсем не до смеха. Как же я плакала. Какие бедные и несчастные люди! Мне так их всех жалко, и так хочется всем помочь.

Мама успокаивала меня, говорила, что всё это выдумки. А я-то знаю, что всё могло быть так на самом деле. Я читала, как жили раньше, какие были бедные семьи и несчастные дети. Я очень рада, что живу сейчас. У меня есть собственная комната, игрушки, сладости. А самое главное — есть любящие и заботливые родители.

Я читала книгу и плакала над каждой главой. Как мне хочется пожалеть этого несчастного маленького акробата. Никто не переживал за него, кроме Верочки и Эдвардса. Взрослые люди бросили умирать маленького мальчика на пыльном тюфяке. Ну как же так? Неужели у них совсем нет сострадания? Как же тяжело было читать про потухающий взгляд, про переломанные рёбра, про разбитую грудь. А как больно было многострадальному Пете. Как жалко, что его жизнь закончилась вот так печально: я бы хотела, чтобы мальчик вырос, ушёл из цирка, завёл семью и жил долго и счастливо. Если бы я писала этот рассказ, обязательно добавила бы капельку справедливости.

Кому-то покажется, что рассказ слишком грустный, полон жестокости и несправедливости, и его не нужно проходить в школе. Но дети учатся состраданию на таких произведениях. Даже краткий пересказ «Гуттаперчевого мальчика» Григоровского не оставит равнодушным ни одного читателя.

Отзывы читателей

Да, в этой книге нет хорошего конца. В ней описана судьба мальчика-сироты Пети, отданного в учение к акробату. А само содержание уместится в двух словах: это история, как в цирке упал с высоты воздушный гимнаст. Вот только ему было всего 8 лет. А если ещё задуматься и о предшествующих событиях, происходивших с Петей до попадания в цирк, становится печально. А то, что вся история идёт на контрасте с графской семьёй, чётче подчёркивает неравенство и неравноправие.

Ангелина, 12 лет

Маленький мальчик Петя, оставшись сиротой, по воле случая попал в цирк, к акробату Беккеру — человеку весьма жестокому и чёрствому. В цирке он встречает любовь и сочувствие со стороны доброго клоуна Эдвардса, но тот не может защитить мальчика от Беккера, так как принадлежит ему. На одном из выступлений мальчик падает с шеста. Единственное, что смогли для него сделать артисты цирка, это отнести в каморку на старый грязный тюфяк. На афишах цирка больше нет номера гуттаперчевого мальчика. Он покинул этот мир навсегда.

Николай, 32 года

Автор рассказа описывает непростую жизнь маленького мальчика, который был сиротой. Рассказывает о его нелёгкой судьбе и доле. В 5 лет он остался без мамы, и мальчика отдали на попечение к огромному акробату, который часто избивал подопечного. Завершилась повесть очень трагично: мальчик погиб на сцене, упав с высоты. Рассказ учит тому, что к детям нужно относиться с любовью и вниманием.

Никита, 9 лет
Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector