Top.Mail.Ru

Анализ стихотворения «Сон» Михаила Лермонтова

Стихотворение Лермонтова «Сон», анализ которого представлен кратко и по плану, — пророческое произведение, связанное со смертью автора. Подробный разбор творения поэта расскажет, что он предчувствовал свою скорую гибель, а также покажет, как специфический жанр разместился в литературном наследии Михаила Юрьевича. Краткий анализ подойдет для объяснения творчества поэта в 7 классе.

Стихотворение Лермонтова «Сон»

История написания

Лермонтов, находясь в ссылке, много писал

Друг поэта Владимир Одоевский, чтобы подбодрить товарища, который отправлялся в очередное изгнание на Кавказ, преподнес ему тетрадку. Он попросил его во время ссылки заполнить ее стихами. Дабы выполнить наказ, Лермонтов, находясь в ссылке, много писал. В блокноте собраны все произведения автора, написанные им перед гибелью. В творческое наследие того периода входит и стихотворение «Сон», датированное 1841 годом.

Лермонтов относился к поэтам, которых сопровождали необъяснимые предчувствия, связанные с будущим, на протяжении всей жизни. Стихотворение посвящено мистическим предсказаниям автора. В издании «Отечественные записки» его напечатали лишь через 2 года после смерти поэта.

Композиция произведения

Зная, в чем особенности композиции стихотворения «Сон», несложно понять суть произведения. По построению его разделяют на 2 неравноценные части (в первой — 2 строфы, во второй — 3):

Грустная картина гибели юноши, убитого выстрелом в грудь

  1. В первой части произведения изображена грустная картина гибели юноши, убитого выстрелом в грудь. Безусловно, трагедия случилась совсем недавно, так как стекающая из раны кровь еще не успела засохнуть, а струится, впитываясь в землю. Становится ясно, что еще при жизни автору были не по душе дагестанские горы, он их представляет, как знойное, ненавистное место. Из чего можно сделать вывод, что находится он там не по собственной воле. Стоит обратить внимание, что убитый одинок в далеком краю: у его тела нет никого, даже убийцы. Молодой человек погрузился в вечный сон, и пред ним предстала дивная картина.
  2. С нее и начинается другая часть композиции. На родине героя еще никто не знает о его гибели: юные красавицы во время пира весело вспоминают о нем. Лишь одна из них не радуется вместе с подругами. Задумавшись, она словно видит сон наяву, на самом деле это предвидение — пред ней предстает картина, произошедшая в далеком краю.

Таким образом, композиция закольцовывается: пред очами юной девы является тело молодого человека, то есть читатель видит юношу, но совершенно другими глазами. Такое построение произведения не дает читателю надежды, что его ждет счастливый финал. Лермонтов дает понять, что неизбежное свершилось. Критики называют представленную в произведении композицию зеркальной, главные герои стихотворения отображают друг друга.

Образы и символы

Герой произведения предает огласке сон, в котором видит себя уже бездыханным. Его тело находится в долине дагестанских гор. Сознание постепенно покидает молодого человека, начинаются галлюцинации: вечерний бал, родная сторона. На вечеринке, светящейся разными огнями, состоялся разговор юных девушек о лирическом герое. Одна из них погружена в свои думы, в разговоре не участвует.

Молодая особа тоже погружена в сон: лирический герой, дагестанская пустыня. Молодой человек уже убит, на груди видна дымящаяся рана. В последние мгновения его жизни влюбленные оказываются рядом. Увы, близость героев произведения лишь подчеркивает обреченность положения. Утратив жизненные силы, он теряет возлюбленную, как и она его. Каждый из них во сне видит друг друга. В этом таинственном наброске наблюдаются многозначительные аллегории, создающие настроение произведения:

Пустыня, скалы — безрадостная картина

  1. Пустыня, скалы — безрадостная картина, которая, кроме тоски, ничего не навевает. Одинокое место резко контрастирует с городской суетой и пиром, где гости беззаботно веселятся. Такая полярность лишь подчеркивает бездну между обществом и лирическим героем. Он ощущает себя испепеленной пустошью, думает о смерти, а его товарищи веселятся далеко от него. И только единственная во всем мире душа его избранницы живет согласованно с поэтом.
  2. Свинцовая пуля в груди, убившая героя. Она вызывает ассоциацию с пронзительным холодом, коснувшимся убитого. Его покидает жизнь с каждой каплей, вытекающей из тела крови.
  3. Солнце — символ жизни, которая постепенно уходит из поэта, но одновременно с этим, останется после него. Он уснул последним сном, а лучики не прекращают рассыпать свое золото в полдневный жар по пустыне. После гибели лирического героя на земле ничего не изменилось, грусть берет читателя, когда он понимает, что эта жертва никому не нужна.

Основная мысль, тема, настроение

Тема гибели героя — главная мысль произведения, при этом поэт фактически безошибочно описал собственную смерть. Не исключено, что он сам ее искал. Ни для кого не секрет, что, находясь в кавказской ссылке в Дагестане, Лермонтов был очень несчастен. Его тревожила перспектива покинуть службу. Автор намеренно конфликтовал с сослуживцами. Очевидно, что стихотворение «Сон» — признак непреклонности Михаила Юрьевича. Он знал, что его смерть неминуема, и в деталях ее описал.

Также автор продолжил создание темы одиночества: изгнанный из общества поэт с высоко поднятой головой, не оборачиваясь, покидает родимый край. Он не показывает вида, но душа его тоскует по дому, по непринужденному общению, которое было возможно лишь с возлюбленной.

 Лермонтов себе предсказал смерть от пули

Лирический герой погибает в одиночестве, расставляя все по своим местам: одиноким он попал в этот мир, также и покидает его сам. Лермонтов себе предсказал смерть от пули, так как служил на Кавказе и ежедневно рисковал жизнью.

Поэт не сожалеет, что уходит так рано, только немного тревожится, что любимая девушка, не зная о его гибели, продолжает ждать.

Любовь в стихотворении, связывающая героев на расстоянии, представлена в виде душевного взаимопонимания между ними. Влюбленных соединяет таинственная волшебная сила, которая, погрузив девушку в сон, показывает ей удел поэта.

В стихотворении использованы эпитеты. Природа — яркая, наглядная декорация, на фоне которой смерть героя выглядит нелепо. Читатель лишь может скорбеть об утрате и посочувствовать юной даме, которая не только не дождется возлюбленного, но даже не будет знать, где почтить его память. Юноша, в свою очередь, навеки останется узником своей внутренней пустыни, не открыв двери своей души для любви.

Главная идея

Лермонтову удалось воспроизвести в стихотворении волшебную связь между двумя влюбленными, которая сформировалась на подсознательном уровне. При помощи сна главным героям открывается картина, что больше они никогда не увидятся. Основной замысел поэта — показать, что смерть не властна над любовью. Светлые чувства всегда найдут способ возвыситься над реальностью, даже если это произойдет во сне.

Стих «Сон» Лермонтова

Влюбленный юноша при жизни не смог воссоединиться с близким человеком. Умирает он в одиночестве, не понятым, но душевная близость с девушкой, думающей о нем даже во время пира, не вмещается в рамках реальности.

Размер, жанр, направление

Стихотворение «Сон» наполнено мистическим смыслом, в нем описана нереальная картина, но так, словно все это произошло в действительности, будто Михаил Юрьевич на самом деле стал свидетелем своей гибели, которая произойдет в скором времени. В то же время сон, о котором рассказывает автор, обретает совершенно таинственное значение. В первой части — это переход героя в другую реальность, во второй — предощущение, предвидение, состояние прострации.

Стих «Сон» создан Лермонтовым с использованием перекрестной рифмы, пятистопным ямбом. Михаил Юрьевич часто писал об одиночестве, отрешенности, тоске и городской скуке. Поэт неоднократно себя ассоциировал с лирическим героем. Как и в произведении «Сон», автор пишет о себе, ведь на душе у него необъяснимое беспокойство и смятение.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector