Top.Mail.Ru

Анализ стихотворения Пушкина «Бесы», тема и идея произведения

Перу знаменитых русских поэтов принадлежат множество прекрасных стихов, часть которых легла в основу школьной программы. Одно из них — «Бесы» Пушкина. Анализ стихотворения по плану рассматривает все, что важно знать ученикам о произведении. Его содержание основано на фольклорных мотивах и отражает настроение молодого автора в период Болдинской осени. Разбор текста можно использовать при подготовке к уроку литературы в 9 классе.

Бесы анализ стихотворения пушкина

История написания

К созданию стихотворения поэта подтолкнули события 1830 года. Весной он посватался к Наталье Гончаровой, получив согласие девушки и ее родителей. Свадьба откладывалась по ряду причин. Нужно было подготовить приданое, без которого Наталью не желали отпускать замуж. Затем неожиданно скончался дядя поэта, и он был вынужден отправиться в Болдино для решения наследственных вопросов.

Прибыв в имение 3 сентября, Александр Сергеевич планировал быстро закончить дела и вернуться к невесте. Однако эпидемия холеры вмешалась в его планы. Будучи на карантине, поэт испытывал целую гамму чувств. С одной стороны, он был раздражен и встревожен. С другой — рад, что может уединиться и использовать самое любимое время года для творчества.

 анализ бесы пушкин

Впоследствии осень 1830 года в творчестве поэта будет названа Болдинской. Время особого лирического вдохновения позволило пополнить русскую литературу выдающимися произведениями поэта. Оставаясь на карантине в течение 3 месяцев, Пушкин отдался творческому порыву. Положило начало Болдинской осени стихотворение под названием «Бесы».

К написанию произведения Александр Сергеевич приступил 7 сентября, и закончил его в этот же день. На листе с текстом он сделал приписку, что эти строки — «шалость», игра его лирического воображения.

Литературный труд получился одновременно выразительным, реалистичным и поэтизированным. Его справедливо относят к вершинам творческой лирики поэта.

Содержание произведения

Молодому поэту приходилось много ездить по стране, поэтому ему не понаслышке были знакомы тяготы пути. С художественным мастерством он описал состояние лирического героя во время ночного путешествия в метель. В живописную картину природы автор вплел мистику и фольклор. Во время разгула снежной бури ямщику и путнику почувствовался бесовский разгул. Более глубокий анализ «Бесы» Пушкина раскрывает творческий замысел поэта, который отразил в тревожных строках жизнь простого русского народа.

С первых слов читателю передается волнение автора, который описывает свои ощущения во время ночной поездки в поле. Неизвестно, по какой причине ямщик и лирический герой оказались в дороге ночью. Возможно, не успели добраться в нужное место до заката, или их гнали вперед какие-то важные дела. Зимней ночью не на шутку разыгралась метель. Ничего не видно впереди — небо мутное, луна не освещает небосвод, лишь снег и ветер со всех сторон. Дорогу замело, и путники оказались в незавидном положении.

Анализ стихотворения бесы

Среди неведомых равнин ямщику и автору стихотворения становится страшно. Герой просит извозчика поторопить лошадей, стараясь скорее проехать место, которое вызывает чувство тревоги. Но лошади устали, а дорога заметна лишь временами. Путникам кажется, что они ходят по кругу, ведомые бесами, которые кружатся в хороводе и торжествуют в непогоду.

Усиливает картину воображение ямщика. Один бес у него играет, другой — плюет, третий — толкает коня. Четвертый путает мысли — то он стоит рядом с путниками, то, сверкая очами, исчезает в темноте. Сил ехать дальше нет. Кони устали, снежная буря не стихает, дороги не найти. Даже колокольчик перестал звенеть, что усиливает безысходность.

Вдруг кони снова встрепенулись, почувствовав рядом нечистых духов. Они понеслись вперед, а лирическому герою открылась картина того, как танцевали среди безбрежных равнин невесомые и безобразные демоны. Попутно они издавали странные звуки то ли торжества, то ли боли («домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают»).

Сквозь ночное мутное небо едва пробивается свет луны. Кони мчатся вперед, подгоняемые неутомимым ямщиком. А бесы так и кружат возле лирического героя, надрывая ему сердце.

Тема, композиция и жанр

Используя в стихотворении мистические образы, Александр Сергеевич делает его похожим на лирическую балладу. Перед читателями предстает классическая картина путешествия в буран, во время которого путники заплутали. Их водят нечистые духи, вдохновленные разгулом стихии. Выразитель мысли о бесах — ямщик, представитель простого народа. Этот момент вносит в историю элементы фольклора.

 анализ стихотворения бесы пушкин

Более глубокий анализ Пушкина «Бесы» дает возможность правильно понять тему произведения, в котором автор раскрывает тяжелое положение простых людей. В образе ямщика перед читателями предстает русский народ. Он первым догадывается, что путников пытаются сбить с дороги нечистые духи. Бесы отождествляются с дворянами, высокопоставленными лицами, знатью. Они водят людей по кругу, ограничивают их возможности, становятся препятствием на пути к счастью и развитию талантов.

По жанру произведение можно отнести к балладе. По роду литературы — к лирике. Следовательно, это баллада с философскими элементами. Композиция произведения трехчастная.

В каждой части сюжет закольцовывают повторяющиеся фрагменты:

  1. Первая часть описывает ненастную зимнюю ночь, проведенную лирическим героем в дороге. По мнению ямщика, буря вызвана бесами, которые кружат над путниками, желают сбить их с пути.
  2. Тревога усиливается во второй части, где воображение лирического героя рисует ему бесплотных духов, кружащихся в танце вокруг экипажа с лошадьми.
  3. В третьем эпизоде раскрывается символический смысл стихотворения. Путник отстраняется от бесов, не желает играть в их игры и с тревогой воспринимает бурю. Точно так же и Пушкин в свое время отстранился от власть имущих, хотя и принадлежал по праву рождения к привилегированному сословию. Это главная мысль произведения, и она выражается через переживания лирического героя.

Средства выразительности

Придавая произведению черты баллады, автор использует выразительные приемы. Повторения «вьюга злится, вьюга плачет» и звук колокольчика нагнетают обстановку и наводят на тревожные раздумья. Чувство беспокойства и сопереживания путникам у читателей вызывают:

Бесы анализ

  1. Эпитеты. «Во тьме пустой», «беспредельная вышина», «снег летучий».
  2. Разговорная лексика. Понеслися, собралися.
  3. Лексический повтор. «Страшно, страшно поневоле…», «еду, еду в чистом поле…».
  4. Олицетворения. Природа у поэта — сообщница нечистых духов («мчатся тучи», «вьюга плачет»).
  5. Сравнения. «Там сверкнул он искрой малой», «закружились бесы… словно листья в ноябре…».
  6. Аллегории. Иносказательно описывая бесправное положение народа, автор говорит о его смятении, страхе, невозможности найти верный путь. Бесы водят по кругу, усложняют жизнь, лишают прав на счастье и свободу.

При чтении стихотворения создается ощущение, что природа на стороне сил зла. Свет луны мутный, звезд не видно, валит снег, подгоняемый порывами ветра. Завороженные читатели представляют себе тревожную и мистическую картину.

Краткая характеристика по плану

Произведение состоит из 7 строф по 8 строк в каждой. Картина бесовского разгула пробуждает в душе читателей тревогу, вызывает чувство сопереживания путникам, которые остались в снежном плену. Кратко анализ стихотворения «Бесы» Пушкина можно провести по такому плану:

Бесы пушкин

Анализ стиха пушкина бесы

  1. Историко-биографический материал. Произведение написано поэтом в один день — 7 сентября 1830 года. Оно открывает цикл стихотворений, созданный в Болдинскую осень, которая стала одним из самых плодотворных периодов в творчестве Пушкина, вынужденного быть на трехмесячном карантине из-за вспышки холеры.
  2. Центральные персонажи. Путник, от имени которого ведется рассказ и ямщик, усмотревший в разгуле стихии произвол бесов.
  3. Проблематика. В произведении иносказательно затронута важная для Пушкина тема бесправия и несвободы простых людей. Путешественники, сбившиеся с дороги — русский народ, одурманенный бесами. В образе нечистых духов предстают богатеи, равнодушные дворяне. Они умеют обманывать простолюдинов, не дают им жить спокойно, учиться, развивать таланты.
  4. Тема. Тяжелая жизнь русского народа.
  5. Основная идея. Поэт передал положение дел в обществе в 1820—1830-е годы. Крестьяне утомлены и угнетены господами. Правящие чины наслаждаются вседозволенностью.
  6. Пафос. Читатель чувствует тревогу и страх персонажей бесов. Автор искусно изобразил картину природы, создал гнетущий эмоциональный фон.
  7. Композиция. Симметрично-кольцевая, с повторяющимся четверостишьем «мчатся тучи, вьются тучи…», которое делит стих на 3 части.
  8. Жанр. Лирическая баллада.
  9. Стихотворный размер. Четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.
  10. Глаголы, передающие состояние стихии и людей: тучи мчатся, вьются; кони захрапели, понеслись; луна освещает; вьюга залипает очи, злится, плачет.
  11. Эпитеты. Одичалого коня; снег летучий; бесконечны, безобразны (бесы); беспредельная (вышина).
  12. Метафоры. Вьюга плачет; мутно небо, ночь мутна.

Стихотворение Пушкина имело большое значение для развития русской поэзии.

Александр Сергеевич одним из первых поднял вопрос о бесправии народа, необходимости перемен, отмены крепостного права. С момента создания произведения прошло уже почти 2 века.

Однако оно по-прежнему актуально, поскольку затрагивает социальные отношения между разными слоями общества и учит быть человечным в любой ситуации.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector